Моя мама часто читает мой Дзен канал. И вот недавно она позвонила мне и сказала с обидой, что ей не нравится, когда я пишу о том, что в Питере мы жили бедно. Оказалось, что она вовсе не считает, что это было так.
Но мне пришлось ей сказать, что я действительно так всегда думала и не преувеличивала.
Мама моя адекватный человек и всегда готова к диалогу, поэтому мы с ней не ссорились, а попытались понять, почему же у нас такой разный взгляд на одну и ту же жизнь.
Когда я родилась, у нас было две комнаты в коммуналке на Обводном канале в Питере. Но уже через год или полтора вместо них мы получили трехкомнатную квартиру в районе метро Ладожская.
Я никогда раньше не считала, что это признак богатства, так как квартиру мы получили от государства, а не сами заработали. Но, конечно, понимала ценность трехкомнатной квартиры в Питере.
Семья наша состояла из пяти человек: мама, папа, я, младший брат и бабушка по материнской линии.
В таком составе мы и прожили все мое детство.
Мама всю свою жизнь работала на телефонной станции, а папа был моряком.
Когда он возвращался с моря, то у нас был праздник: жвачки, вкусные шампуни и зубные пасты, одежда. Однажды он привёз мне Барби, когда я училась в первом классе. Тогда, в 1990 году, их ещё ни у кого не было.
Папа привозил и магнитофоны каждый раз, когда возвращался с рейсов. И в том же 1990 году привёз старенькую машину Пежо.
А когда мне было десять, мы всей семьей поехали в Крым, где папа в то время работал на корабле, который каждую неделю ходил по маршруту Ялта-Стамбул-Ялта.
Он встретил нас на такси и отвёз в пансионат «Кастрополь», где мы прожили три недели. При мне он расплачивался с директором пансионата огромным мешком денег (это были корбованцы и их был реально целый мешок).
Каждую неделю папа привозил нам ящик коллы, два ящика маленьких соков, ящик апельсинового напитка «SunnySunny” и коробку «Holidays” - это такие печенья типо Чекопай, но вкуснее.
Я помню это очень хорошо, потому что именно тогда в Ялте я впервые ощутила себя богатой:) Видимо, обилие всяких вкусностей, такси, деньги мешками у меня ассоциировались с богатством.
Хотя по сути, сейчас понимаю, что папа тогда транжирил деньги, а в итоге за два года работы в Крыму у нас особо ничего и не было куплено, кроме всяких мелочей, которые создавали иллюзию богатства.
Это, кстати, очень напомнило мне то, как мы живем последние два года - транжирим на еду и такси, а отложить и купить дачу, например, не можем.
Но вот с детства именно то путешествие мне запомнилось, как богатая жизнь.
Но все остальное время в Питере мы жили совсем не так.
Какие-то сладости и соки у нас водились редко. Это было по праздникам. Хотя мама часто пекла. И вообще готовила очень вкусно и кормила нас здоровой правильной едой. Так же в семье были и компоты в огромном количестве, которые бабушка с мамой делали летом. Ведь да, у нас же ещё была и дача, которая досталась от моего дедушки.
И на даче всегда всего было вдоволь: мама с бабушкой выращивали и овощи, и фрукты, и ягоды так, что хватало впрок.
Новую одежду мы покупали очень редко. В основном мама шила и вязала. И благодаря этому мы всегда были одеты хорошо.
И сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что жила не в бедной семье, как мне казалось, а в самой обычной. Уж в детстве мы точно ни в чем не нуждались.
Но почему же мне казалось, что я бедная. Да потому, видимо, что сравнивала то я себя с теми, кто меня окружал. А это были люди, которые намного обеспеченнее нас.
Я училась в женской гимназии. Это была по тем временам элитная школа, куда брали не всех. И три мои лучшие подруги были реально богатыми. Когда я приходила к ним в гости, я явно ощущала разницу. И мебель была круче, и еды вкусной больше, и игрушек. И одевались они во все покупное и модное.
Мне казалось, что мои вязанные свитера и перешитые штаны - это не то. Да и компот из клубники казался чем-то обыденным. То ли дело покупной сок.
Хотя сейчас я очень хорошо понимаю, что магазинные свитера и рядом не стояли с теми, что вязала мама. А тот клубничный компот, вернее прохожий на него, мы нашли в одном ресторанчике, и стоил он в три раза дороже обычного сока, но пить хотелось именно его.
Но тогда, рядом со своими богатыми подружками я думала, что живу хуже. И почему-то я не замечала, что рядом живут те, кто беднее нас. Хотя я с такими и не общалась. Откуда мне было это заметить и в своём юном возрасте проанализировать, что общая масса живет не так, как мое окружение. Ведь перед глазами ежедневно были именно они: красивые, модные и обеспеченные девчонки.
И осталось в памяти, что мама никогда не давала мне денег с собой в школу. И меня постоянно угощала пирожками с сахаром одна девочка - Катя Иванова. Я ей очень благодарна за это, но вспоминаю сейчас это со стыдом и с ощущением бедности.
Когда я сказала об этом маме, то она удивилась. Она не думала, что мне нужны были деньги на пирожки. Ведь в школе нас хорошо кормили завтраками и обедами. Она думала, что я наедаюсь. А я, видимо, стеснялась попросить на пирожок, потому что как-то у нас не принято было клянчить у родителей деньги.
Зато мама всегда нанимала мне репетиторов по английскому, покупала кучу книг, водила нас в театры, отправляла отдыхать в лагерь и на базу отдыха.
Собственно, у меня в детстве было все необходимое и даже больше.
Да, на такси мы не рассекали. И машину продали через несколько лет, как купили. Даже на маршрутках в нашей семье было не принято ездить. А творожок Даниссимо был для меня деликатесом, который я ела даже не каждый месяц.
И если в 90-ые мы все же жили хорошо, то в 2000-ые стали жить хуже. Тогда настали в семье тяжёлые времена, особенно, когда папа заболел и не работал долгое время, и маме приходилось пахать на трёх работах, чтоб нас всех прокормить. В те годы мы жили скромно и экономно. К счастью, Мама всегда умела распределять семейный бюджет так, что хватало на все.
Но, конечно, нищими мы не были никогда. А может быть кому-то казалось, что мы даже весьма обеспеченные.
Вообще, наверное, все познаётся в сравнении. Смотря с кем сравнивать.
Ну и у каждого свои критерии богатства.
Я вот только сейчас осознала, что для меня атрибутами богатства было транжирство на еду, одежду и гулянки.
Поэтому мне казалось, что сейчас я живу богаче.
Хотя если сравнить все то, что есть у моей мамы и есть у меня - так она даже побогаче будет;) У неё и квартира, и дача, и куча всего, что она нажила за свою жизнь.
Надо и мне начинать уже не транжирить деньги попусту а обживаться тем, что останется надолго.
А вообще я рада, что мы с мамой поговорили и она открыла мне глаза на то, как все было на самом деле.
Хотя, если честно, даже когда я думала, что мы живем бедно, я всегда была довольна нашей жизнью и благодарна родителям за то, что и как они для нас делали.