Найти в Дзене

Автомобильная революция в Китае

Ярким весенним днем ​​в Амстердаме автомобильные любители зашли на затемненный склад, чтобы откусить шашлык из баранины и потягивать коктейли из ревеня, любезно предоставленные Lynk & Co. , которая демонстрировала свой новый гибридный внедорожник.

То, что казалось просто очередным запуском нового автомобиля, на самом деле было чем-то большим: вечеринкой перед всемирно амбициозной автомобильной промышленностью Китая. Впервые автомобиль китайского бренда будет производиться в Западной Европе для продажи там, с конечной целью - приземлиться в салонах США.

Это генеральный план миллиардера Ли Шуфу, который катапультировался с момента основания Geely Group как производителя холодильников в 1980-х годах до владения Volvo Cars, британского производителя спортивных автомобилей Lotus, London Black Cabs и крупнейшей доли в Daimler AG - изобретателе автомобиля. Ли возглавляет стремление Китая закрепиться среди большой тройки мировой автомобильной промышленности - США, Германии и Японии, - чтобы они стали Большой четверкой.

Председатель правления Geely Ли Шуфу планирует запустить глобального автопроизводителя из Китая. «Для этого, - говорит он, - мы должны уехать из страны».ФОТОГРАФ: ЦИЛАЙ ШЕН / BLOOMBERG
Председатель правления Geely Ли Шуфу планирует запустить глобального автопроизводителя из Китая. «Для этого, - говорит он, - мы должны уехать из страны».ФОТОГРАФ: ЦИЛАЙ ШЕН / BLOOMBERG

«Я хочу, чтобы весь мир услышал какофонию, создаваемую Geely и другими автомобилями китайского производства», - сказал Ли Bloomberg News. «Мечта Geely - стать глобальной компанией. Для этого мы должны уехать из страны ».

Он не одинок: по крайней мере четыре китайских автопроизводителя и три китайских стартапа - SF Motors Inc. , NIO и Byton - планируют продавать автомобили в США, начиная со следующего года. В то же время BYD Co., поддерживаемая Уорреном Баффетом, строит электрические автобусы в Калифорнии; Baidu Inc. сотрудничает с Microsoft Corp. , TomTom NV и Nvidia Corp. над платформой для самостоятельного вождения; а базирующаяся в Пекине компания TuSimple Inc. тестирует большие установки с автономным управлением в Аризоне.

-2

Индустрия настроена на новые потрясения, поскольку Китай развенчивает политику двух десятилетий , ограничивавшую иностранную собственность на предприятия по производству автомобилей на уровне 50 процентов. Это изменение может подтолкнуть такие компании, как  Volkswagen AG и  Ford Motor Co., к поиску большей части крупнейшего автомобильного рынка в мире и позволить Tesla Inc. создать полностью принадлежащее им подразделение. Автопроизводители могут получить лучшую видимость своего будущего, а те китайские компании, которые опасаются потерять продажи у себя дома, могут почувствовать больший стимул уехать за границу.

«Сейчас они находятся в лучшем положении, чем когда-либо», - сказала о китайских автопроизводителях Анна-Мари Байсден, руководитель отдела автомобильных исследований в Лондоне в BMI Research. «У них было так много времени, работая с международными производителями, и они стали намного более зрелыми».

Мы уже видели этот фильм из Китая - в индустрии смартфонов. Страна использовала сдвиг в технологиях от простых раскладушек к компьютерам размером с ладонь, чтобы доминировать в обрабатывающей промышленности, нанося удары по доминирующим в то время производителям из Финляндии, Швеции, США, Японии и Германии.

По данным Gartner Inc., в прошлом году три из пяти крупнейших мировых производителей мобильных телефонов были китайцами.

Тем не менее, сиквел может занять больше времени, чтобы стать хитом, учитывая лояльность к бренду, которая существовала с тех пор, как Генри Форд дебютировал с моделью T в 1908 году. Как китайские автопроизводители убедят жителей Среднего Запада отказаться от своих пикапов Ford F-150 или жителей Токио отказаться от своих? Тойоты?

«Китайские автопроизводители намереваются прийти, но какую потребность они восполнят?» сказал Дуг Беттс, старший вице-президент по глобальной автомобильной практике в JD Power. «По какой причине покупать их машины?»

Внутри завода London EV Co. в Ковентри, Великобритания. Компания, принадлежащая китайской Geely Group, производит электрические черные кабины, используемые в Лондоне.ФОТОГРАФ: САЙМОН ДОУСОН / BLOOMBERG
Внутри завода London EV Co. в Ковентри, Великобритания. Компания, принадлежащая китайской Geely Group, производит электрические черные кабины, используемые в Лондоне.ФОТОГРАФ: САЙМОН ДОУСОН / BLOOMBERG

Китайские автомобили, вероятно, будут напрямую конкурировать с японскими и корейскими моделями, сказал Боб Лутц, бывший вице-председатель GM. Американские потребители в основном покупают товары азиатских брендов.

«Если они начнут приезжать, они не будут более компетентными, чем корейские и японские автомобили», - сказал Лутц. «Они, вероятно, отберут долю у других азиатских брендов, потому что автомобили будут более азиатскими по своему характеру. Они не собираются получать большую долю рынка ».

А еще есть президент Дональд Трамп. Торговая напряженность между США и Китаем нарастает, поскольку обе страны переходят к введению тарифов на товары друг друга. В этом месяце Китай заявил, что взимает дополнительный 25-процентный сбор с импорта США примерно на 50 миллиардов долларов, включая автомобили и самолеты. Этот шаг соответствовал масштабам предлагаемых тарифов США, при этом Трамп пригрозил эскалацией.

Это не значит, что дорога непроходима. Несколько десятилетий назад южнокорейский Hyundai Motor Group пострадал из-за хрупких двигателей и чувствительных к ржавчине кузовных панелей. По данным Bloomberg Intelligence, теперь он входит в пятерку крупнейших производителей в мире, продав в США в прошлом году около 1,25 миллиона автомобилей. У группы также есть заводы в Алабаме и Джорджии.

«К конкурентам, появляющимся из Китая, нужно относиться серьезно», - сказал Матиас Мюллер, бывший генеральный директор Volkswagen, крупнейшего производителя автомобилей в Европе. «Я впервые посетил Китай в 1989 году, и развитие, которое произошло там с тех пор, просто впечатляет».

Растущее глобальное влияние китайской промышленности не ограничивается только тем, что они выезжают на дороги США и Европы.

Не менее важно, что китайцы попадают под капот иностранных брендов, скупая поставщиков запчастей, производя аккумуляторы для мирового парка электромобилей и загоняя в загон металлы, которые продлевают срок службы этих аккумуляторов.

Такие автопроизводители, как Geely, Chery Automobile Co.  и BYD, десять лет назад заговорили о том, что они займут автомобильный рынок США целым рядом недорогих легковых автомобилей. Эти усилия застопорились, поэтому отрасль выстроила глобальное присутствие за счет приобретений.

Согласно данным, собранным Bloomberg, китайские компании объявили о зарубежных сделках на сумму не менее 31 миллиарда долларов за последние пять лет, покупая доли в автопроизводителях и производителях запчастей.

-4

Самым успешным покупателем является Ли, который потратил почти 13 миллиардов долларов на доли в Daimler и автомобилестроительной компании Volvo. Tencent Holdings Ltd. , крупнейшая интернет-компания Азии, заплатила около 1,8 миллиарда долларов за 5 процентов Tesla.

Поскольку программное обеспечение и электроника становятся для автомобиля такими же важными, как и двигатель, Китай также старается не отставать на этом рынке. Baidu, владелец крупнейшей в стране поисковой системы, объявил о создании Apollo Fund в размере 1,5 миллиарда долларов для инвестирования в 100 проектов автономного вождения в течение следующих трех лет.

«Благодаря этим партнерским отношениям мы получили шанс конкурировать на американском рынке беспилотных автомобилей», - сказал Bloomberg News Ли Чжэньюй, вице-президент, курирующий подразделение интеллектуального вождения Baidu. «У каждого есть хорошие шансы на победу, если у него есть хорошие планы развития».

«Я хочу, чтобы весь мир услышал какофонию, создаваемую… автомобилями китайского производства»

Baidu и Tencent входят в число китайских корпораций, участвующих в гонках Alphabet Inc. , Waymo, Uber Technologies Inc. и крупных автопроизводителей, разрабатывающих автономное вождение с целью массового внедрения к 2021 году.

Стремление правительства развернуть 30 миллионов автономных транспортных средств в течение десятилетия порождает зарождающуюся индустрию микросхем, и появляются такие стартапы, как Horizon Robotics Inc., которые создают мозги, стоящие за этими колесами.

Кроме того, есть Contemporary Amperex Technology Ltd. , производитель аккумуляторов для электромобилей, который планирует построить завод стоимостью 1,3 миллиарда долларов с достаточной мощностью, чтобы превзойти объемы производства Tesla и превзойти поставщиков GM, Nissan и Audi.

Компания из Ниндэ планирует привлечь 13,1 миллиарда юаней уже в этом году, продав 10-процентный пакет акций по цене около 20 миллиардов долларов. Основная часть новых средств пойдет на строительство завода, который сделает CATL крупнейшим в мире производителем литий-ионных аккумуляторов .

CATL уже поставляет Volkswagen и владеет 22 процентами финской Valmet Automotive Oy, контрактного производителя Mercedes-Benz Daimler.

Китайские компании занимают лидирующие позиции в обеспечении необходимого сырья, такого как кобальт и литий, для производства этих аккумуляторов. По данным торговой фирмы Darton Commodities Ltd., китайские компании производят около 60 процентов очищенного кобальта в мире.

China Molybdenum Co. - вторая по величине компания по добыче кобальта в мире после Glencore Plc . Компания с рыночной стоимостью более 24 миллиардов долларов стала основным игроком в производстве аккумуляторных металлов в 2016 году после покупки контроля над богатым кобальтом рудником Tenke Fungurume в Демократической Республике Конго.

В марте Glencore заявила, что согласилась продавать около трети своей продукции в течение следующих трех лет GEM Co., китайскому поставщику химикатов для аккумуляторов.

-5

«Китай не скрывает своих амбиций по созданию действительно большой и мощной автомобильной промышленности», - сказал Майкл Данн, президент консалтинговой фирмы Dunne Automotive Ltd. в Гонконге. «Китай действительно намеревается возглавить и доминировать в индустрии электромобилей».

Китайское правительство рассматривает электромобили как лучший шанс захватить мировое лидерство в развивающейся технологии силовых агрегатов. Очистка заведомо задымленного воздуха и снижение зависимости от иностранной нефти - это бонусы.

Китай, уже являющийся крупнейшим автомобильным рынком в мире, в 2015 году обогнал США и занял первое место по объему продаж электромобилей. На автосалоне в Пекине на этой неделе будут представлены 174 модели электромобилей, 124 из которых разработаны внутри страны. По словам главного исполнительного директора Toyota Motor Corp. в Китае Казухиро Кобаяши, способность Китая к быстрой адаптации позволила стране стать лидером в автомобильной промышленности в области новых технологий.

По словам соучредителя, внедорожник Byton выйдет на рынок в 2019 годуПо словам соучредителя, внедорожник Byton выйдет на рынок в 2019 годуПо словам соучредителя, внедорожник Byton выйдет на рынок в 2019 году

Президент Си Цзиньпин продемонстрировал свою решимость переписать правила автомобильной промышленности во время поездки в Шанхай в 2014 году. «Разработка автомобилей на новых источниках энергии - единственный способ для Китая превратиться из большой автомобильной страны в мощный автомобильный центр», - сказал он, посещая SAIC Motor Corp., государственную компанию Шанхая, которая сотрудничает с GM и Volkswagen в Китае.

Это вызвало цепную реакцию. SAIC, крупнейший автопроизводитель страны по объему продаж, инвестировал более 20 миллиардов юаней в автомобили, работающие на новой энергии, или NEV, которые включают электромобили, подключаемые гибриды и автомобили на топливных элементах.

Западные компании доминировали почти столетие, потому что они усовершенствовали двигатель внутреннего сгорания. Электродвигатель угрожает устранить этот недостаток, сказал Ху Синдоу, профессор экономики Пекинского технологического института.

«NEV могут помочь Китаю стать мировым лидером в автомобильной промышленности», - сказал Ху. «Китай и остальной мир теперь могут начать с одной и той же стартовой линии».

На мероприятии в Амстердаме, посвященном запуску Lynk 02, который станет первым автомобилем китайского бренда, который будет произведен в Западной Европе для продажи там.ИСТОЧНИК: LYNK & CO.
На мероприятии в Амстердаме, посвященном запуску Lynk 02, который станет первым автомобилем китайского бренда, который будет произведен в Западной Европе для продажи там.ИСТОЧНИК: LYNK & CO.

Первым в списке идет Ли, 54-летний бывший фотограф, который начал свою карьеру с 2000 юаней от своего отца, а сейчас его собственный капитал оценивается примерно в 12 миллиардов долларов,  согласно индексу миллиардеров Bloomberg .

Хотя легковые автомобили китайских брендов продаются по всей Юго-Восточной Азии и Африке, ни один из них не попал в США или Европу. Впервые Ли пообещал на автосалоне в Детройте в 2006 году, что он выйдет на рынок США в течение двух лет с компактным Geely Free Cruiser.

Этого не произошло, поэтому он придумал то, что считает лучшим методом: сделать новый внедорожник Lynk, названный 02, в Бельгии. Автомобиль будет доступен с первой половины 2020 года в Европе, а затем Ли планирует отправиться в классики через океан.

«Это следующий шаг», - сказал Майк Джексон, генеральный директор AutoNation Inc., крупнейшей группы автомобильных дилеров США. «И это выполнимый шаг».