Офорт – это древнее ремесло, техника, зародившаяся еще в 16 веке, в которой работали многие известных художников: Альберт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт.
Офортом называют печатную графику, которая основана на технологии глубокой печати, гравюры на металле. Эта технология позволяет печатать оттиски изображений на бумаге с поверхностей металлических пластин, где предварительно делалось травление рисунка кислотами.
Офорт называют глубокой печатью потому что, краска заполняет все углубления на пластине, а потом под сильным давлением пресса рисунок отпечатывается на бумаге.
Металлические пластины для офорта могут быть разными: медь, цинк, латунь и другие. Материал пластин зависит от силы кислоты или щелочи, которой будут травить потом поверхность пластины.
Один из самых главных моментов в технике офорта это - подготовка металлической пластины под печать. Ее вначале шкурят, полирую до зеркального блеска, счищают все верхние напыления на пластине. Потом покрывают офортным лаком и наносят на открытом огне черный слой копоти, чтобы было видно, как делать царапины и штрихи.
Пока готовились пластина, студенты, в том числе и дочка, делали копию в натуральную величину, той работы, которую планировали печатать. Рисовали гелиевой ручкой или тушью пером, чтобы понять, как наносить штрихи непосредственно на металле.
Современные технологии позволяют немного упрощать процесс. Поэтому на компьютере отзеркалили нарисованный рисунок. Зеркальность оттисков при печати необходимо учитывать еще на стадии подготовительных эскизов.
Когда все подготовительные работы были завершены, стали работать непосредственно на металле: переводить контуры рисунка с помощью кальки на пластину.
Затем приступили к рисунку на самой пластине, царапая его по офортному лаку. Царапать можно иглой или любым острым инструментом. Рисунок нужно наносить не с усилием, а просто процарапывать верхний слой лака. Кислота или щелочь углубит штрихи на металле.
Дальше, когда вся пластина была готова, нужно было заклеить все незакрытые места скотчем, чтобы туда не попала кислота при травлении. Сделать пластине из скотча небольшую ручку, чтобы было удобно переносить работу.
Пластину опускали в кислоту на необходимое время, и пока она там лежала, счищали с нее перышком продукты распада ржавого цвета. Время травления зависит от многого: от температуры в помещении, состава раствора, металла, от предпочтений художника.
Раствор травит только рисунок, не трогая поверхность покрытую лаком. После первого травления нужно достать пластину из кислоты и промыть ее в воде. Просушить и снова покрыть битумным лаком.
В нашем случае было три этапа травления, это позволило ввести тональные отношения в работу. 1 слой – самый светлый тон. Потом штрихи закрываются битумным лаком, и травятся еще раз. Потом операция повторяется. Каждый слой битумного лака просушивается. Иногда делается больше слоев, все зависит от задумки художника. Пластина напоминает негатив, самое светлое место кажется самым черным.
После третьего травления смывается разбавителем слой битумного лака и пластина готова к работе. Можно печатать! Как будет происходить этот увлекательный процесс, я расскажу в следующей статье.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все комментарии и вопросы.