Найти тему
Прекрасное Далёко

Офорт. Подготовка пластины к печати. Увлекательный и длинный процесс, который отточен за века.

Офорт – это древнее ремесло, техника, зародившаяся еще в 16 веке, в которой работали многие известных художников: Альберт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт.

Фото автора. Тяглова Н. Этапы работы над офортом.
Фото автора. Тяглова Н. Этапы работы над офортом.

Офортом называют печатную графику, которая основана на технологии глубокой печати, гравюры на металле. Эта технология позволяет печатать оттиски изображений на бумаге с поверхностей металлических пластин, где предварительно делалось травление рисунка кислотами.

Фото автора. Делаем копию рисунка офорта.
Фото автора. Делаем копию рисунка офорта.

Офорт называют глубокой печатью потому что, краска заполняет все углубления на пластине, а потом под сильным давлением пресса рисунок отпечатывается на бумаге.

Фото автора. Начинаем царапать офортный лак на подготовленной пластине.
Фото автора. Начинаем царапать офортный лак на подготовленной пластине.

Металлические пластины для офорта могут быть разными: медь, цинк, латунь и другие. Материал пластин зависит от силы кислоты или щелочи, которой будут травить потом поверхность пластины.

Фото автора. Этап работы. Наносим кисточкой битумный лак.
Фото автора. Этап работы. Наносим кисточкой битумный лак.

Один из самых главных моментов в технике офорта это - подготовка металлической пластины под печать. Ее вначале шкурят, полирую до зеркального блеска, счищают все верхние напыления на пластине. Потом покрывают офортным лаком и наносят на открытом огне черный слой копоти, чтобы было видно, как делать царапины и штрихи.

Фото автора. Главное безопасность при процессе травления.
Фото автора. Главное безопасность при процессе травления.

Пока готовились пластина, студенты, в том числе и дочка, делали копию в натуральную величину, той работы, которую планировали печатать. Рисовали гелиевой ручкой или тушью пером, чтобы понять, как наносить штрихи непосредственно на металле.

Фото автора. Этап работы над офортом.
Фото автора. Этап работы над офортом.

Современные технологии позволяют немного упрощать процесс. Поэтому на компьютере отзеркалили нарисованный рисунок. Зеркальность оттисков при печати необходимо учитывать еще на стадии подготовительных эскизов.

Когда все подготовительные работы были завершены, стали работать непосредственно на металле: переводить контуры рисунка с помощью кальки на пластину.

Фото автора. Атмосфера университетской мастерской.
Фото автора. Атмосфера университетской мастерской.

Затем приступили к рисунку на самой пластине, царапая его по офортному лаку. Царапать можно иглой или любым острым инструментом. Рисунок нужно наносить не с усилием, а просто процарапывать верхний слой лака. Кислота или щелочь углубит штрихи на металле.

Фото автора. Смываем лак с пластины.
Фото автора. Смываем лак с пластины.

Дальше, когда вся пластина была готова, нужно было заклеить все незакрытые места скотчем, чтобы туда не попала кислота при травлении. Сделать пластине из скотча небольшую ручку, чтобы было удобно переносить работу.

Фото автора. Готовая к печати металлическая пластина.
Фото автора. Готовая к печати металлическая пластина.

Пластину опускали в кислоту на необходимое время, и пока она там лежала, счищали с нее перышком продукты распада ржавого цвета. Время травления зависит от многого: от температуры в помещении, состава раствора, металла, от предпочтений художника.

Раствор травит только рисунок, не трогая поверхность покрытую лаком. После первого травления нужно достать пластину из кислоты и промыть ее в воде. Просушить и снова покрыть битумным лаком.

Фото автора. Этап работы. Видно как сделано три этана травления.
Фото автора. Этап работы. Видно как сделано три этана травления.

В нашем случае было три этапа травления, это позволило ввести тональные отношения в работу. 1 слой – самый светлый тон. Потом штрихи закрываются битумным лаком, и травятся еще раз. Потом операция повторяется. Каждый слой битумного лака просушивается. Иногда делается больше слоев, все зависит от задумки художника. Пластина напоминает негатив, самое светлое место кажется самым черным.

После третьего травления смывается разбавителем слой битумного лака и пластина готова к работе. Можно печатать! Как будет происходить этот увлекательный процесс, я расскажу в следующей статье.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все комментарии и вопросы.