Самосознание — это система представлений человека о самом себе, которая состоит из трех компонентов:
1) знание о себе (как я выгляжу, какие у меня есть качества, способности, умения, навыки и т.д.);
2) отношение к себе, к тому, что я делаю, чем обладаю через эмоциональные переживания;
3) самооценка (оценка себя, своих способностей, возможностей, умений, навыков, нравственных качеств).
Предпосылки для развития самосознания возникают еще в младенческом возрасте, а его зарождение происходит на втором году жизни малыша. Это связано с тем, что теперь ребенка интересуют не просто манипуляции с предметами и выяснение, как этот предмет используется, а постигает все свои новые знания и умения он в общении со взрослым – мамой, папой, бабушкой. В этой совместной деятельности малыш начинает воспринимать близкого взрослого, как образец для подражания.
Попробуйте вспомнить, как реагирует малыш на Ваши позитивные комментарии, похвалу, когда у него что-то получается. Наверняка Вы заметите бурный восторг? Также ярко ребенок реагирует и на неудачи, сильно огорчаясь. То есть в данном возрасте отношение малыша к себе тесно связано с успешностью его деятельности, где определением этой успешности являются оценочные комментарии значимого взрослого.
Поэтому очень важно давать реальную оценку деятельности малыша, чтобы его представления о себе, своей деятельности были более точными и адекватными.
💎Помните, на формирование позитивного образа «Я» и высокой самооценки ребенка, необходимо эмоционально теплое отношение к себе. Продолжайте радостно хвалить малыша, когда у него что-то получается, но не будьте слишком строгими, когда он ошибается. Вместо того, чтобы ругать, покажите, а как можно сделать иначе.
👶Чем же характеризуется развитие самосознания полуторогодовалового малыша?
✅ Считается, что одним из основных элементов самосознания малыша в полтора года жизни является первичное понимание своего пола. Однако, ребенок еще не сможет объяснить, по каким критериям он его для себя определяет. Он просто уже знает что мальчик или девочка.
✅ Малыш начинает усваивать нормы поведения, опираясь на пример или комментарии близких взрослых.
✅ Наверняка вы начали замечать, что малышу хочется утешить, обнять, поцеловать вас, когда вы грустите. Это первые проявления эмпатии у малыша — понимания эмоционального состояния другого человека, тесно связанной с формированием самосознания.
✅ Малыш начинает соотносить свой внешний образ с образом своего внутреннего «Я», понимать, что его тело принадлежит только ему. Например, попробуйте поставить яркое пятнышко на носу малыша (помадой, свеклой —чем-то, что легко отмывается), а затем покажите ему себя в зеркале. После полутора лет малыш начинает понимать, что видит собственное отражение в зеркале, поэтому он скорее покажет на свой нос, а не ткнет пальчиком в зеркало, где видно яркое пятнышко.
✅Ребенок еще НЕ использует местоимение «Я», а говорит о себе в третьем лице.
В какие игры можно поиграть для формирования собственного «Я»?
👍Игра в зеркало. Можно встать или сесть с малышом перед зеркалом и предложить вместе рассмотреть его отражение. Комментируйте, что вы видите с вопросительной интонацией. Например, «Кто это? Это (имя)? Давай посмотрим, где у тебя (что-нибудь). А где у тебя волосы? Вот они, правильно». Хвалите малыша, когда он правильно показывает часть тела/предмет одежды. Попробуйте использовать указательный жест вместе с ребенком. Можно помочь ему, когда у него что-то не получается отгадать, взяв его пальчик и направив его в нужном направлении.
Продолжение в мобильном приложении BabyApp👶