Найти в Дзене
Журнал Calend.ru

Первый блогер России: 165 лет Василию Розанову

Оглавление

Его называли «Васей кладбищенским», «русским Ницше», «Иудушкой», «двуликим Янусом», писателем-импрессионистом... Важно одно - Василий Розанов был не похож на своих современников и не боялся отстаивать свой особый взгляд на мир.

Русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов родился 2 мая 1856 года, 165 лет назад в городе Ветлуге Костромской губернии, в многодетной семье чиновника лесного ведомства.

В.В. Розанов написал более 20 книг, множество философских статей, создал новую литературную форму и занял особое место среди мыслителей конца XIX - начала XX века.

Василий Розанов. Фото: wikipedia.org
Василий Розанов. Фото: wikipedia.org

Почему мы назвали Розанова первым блогером России?


"
Что делает классический русский блогер?

Пишет в электронный дневник заметки о своих переживаниях, отзывы на фильмы, книги, мелодии, клепает афоризмы, запускает идеи, создает миниэссе о смысле жизни, о страстях человеческих, о политике, о природе и искусстве. Всё это, как правило, излагается лаконично: от одного-двух предложений до машинописной странички (несколько абзацев)",
- так считает автор блога ЖЖ volodihin и продолжает:

"Но чем тогда Василий Васильевич Розанов не основатель русского блогерства? Да, он не знал, что такое "компьютер" и представить себе не мог, как это: вести дневник в электронной форме... Но то, что сложено им в "короба" с "опавшими листьями", то, из чего состоит "Уединенное", как раз и представляет собой идеальный, прекрасный блог, сделанный в книжной форме".

«Розанов писал — „выговаривал“ — все, что ощущал, и все, что в себе видел, а глядел он в себя постоянно, пристально».
Зинаида Гиппиус

Василий Розанов. Фото: regnum.ru
Василий Розанов. Фото: regnum.ru

Еще интереснее о Розанове как блогере рассказывает Анна Голубкова, очень рекомендуем прочитать ее статью, опубликованную на сайте magazines.gorky.media:

Хотя феномен общения в социальных сетях появился не так уж давно, все его основные черты были предугаданы и отработаны на практике именно Розановым.

  • Во-первых, это спонтанность записи. Как правило, тексты в соцсетях публикуются немедленно после их написания. Розанов также настаивает на непосредственности и непреднамеренности своего высказывания [...]
  • Во-вторых, Розанов разработал жанр поста в соцсетях – короткой, емкой и очень эмоциональной заметки, обращающей на себя внимание и хорошо запоминающейся. Конечно, и до Розанова существовали развернутые афоризмы и небольшие эссеистические наброски, однако до крайней степени совершенства этот особый жанр довел именно он. Фактически все современные блогеры, пишущие по-русски, идут в русле розановской традиции, потому что после «Уединенного» и «Опавших листьев» что-то новое в этой сфере придумать крайне сложно [...]
  • В-третьих, интересно так же и то, что по своей форме эти заметки весьма современны: Розанов как бы предвидел технические устройства будущего [...]
  • В-четвертых, именно Розанов в «Уединенном» и «Опавших листьях» обнаружил необыкновенную важность контекста высказывания. Он наглядно показал, что текст не существует сам по себе и что для его правильного восприятия важно знать множество дополнительных подробностей – место, время, настроение написания и др. И эта идея тоже опередила свое время и полностью реализовалась уже только в конце ХХ века [...]

«Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти», – сказал однажды Розанов. Свою душу он и пытался раскрыть в своих произведениях.

Одни читали эти книги с упоением, у других они вызвали лишь негодование и усмешку. Особо возмущало, что повествование изобилует «сырым» материалом, случайными заметками, отвлеченными рассуждениями.
Нам, привыкшим к жанру современных соцсетей, это уже не удивительно, но в первой четверти XX века публично показать изнанку взаимоотношений с женой и друзьями, выставить на всеобщее обозрения свои порой самые обыденные, а иногда – почти провокационные мысли и впечатления требовало изрядной смелости.

(Из статьи о В.В. Розанове на сайте pravmir.ru).

Биография. Творчество. Жизнь

Розанов рано потерял родителей и воспитывался старшим братом Николаем.

Закончил филологический факультет Московского университета, был учителем истории и географии в гимназиях Брянска и Ельца. С 1893 года служил в Москве в центральном управлении государственного контроля.

Широкую популярность получила его работа «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» (1891), которая положила начало последующему истолкованию Ф.М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других.

Василий Розанов смотрел на многое через призму своей философии: на семью, искусство, веру и религию. По мнению мыслителя, христианство неверно трактовало вопросы пола, семьи и продолжения рода. Розанов поднимал эти темы, чтобы «оживить христианское учение» и сам же тяжело переживал, что критикует религию: «Всю жизнь посвятить на разрушение того, что одно в мире люблю, — была ли у кого печальнее судьба?»
В 1900 году Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Николай Минский и Василий Розанов основали Петербургское религиозно-философское общество, но в 1911 году Розанов покинул объединение из-за расхождения во взглядах с другими участниками.

(Цитата из статьи на сайте culture.ru)

Работы Розанова по религиозно-философским вопросам выдают глубокий духовный кризис, который не может быть разрешен в безоговорочном принятии христианских догматов, к чему Розанов безуспешно стремится.

Розанов описывал христианство не таким, как оно себя позиционирует, а то, каким оно интуитивно воспринимается развитым человеком, то есть, по сути, каково оно есть на самом деле. Но при этом он часто сбивался, неизбежно путая понимание изображаемого религией Христа со Христом Евангелий, отчего образ Его в глазах философа двоился [...]
Выражал он это свое ощущение без всякой методики, с разных совершенно сторон:
«Хорош монастырек, «в нем полное христианство»; а все-таки питается он около соседней деревеньки. И «без деревеньки» все монахи перемерли бы с голоду. Это надо принять во внимание и обратить внимание на ту вполне «апокалипсическую мысль», что само в себе и одно — христианство проваливается, «не есть», гнило, голодает, жаждет. Что «питается» оно — не христианством, не христианскими злаками, не христианскими произрастаниями».

(Цитата из статьи на сайте regnum.ru)

Итогом мысли В.В. Розанова остаётся пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе С. Кьеркегора. Исторический пессимизм Розанова в полной мере сказался в «Апокалипсисе нашего времени», который Розанов писал в 1917 году. Он с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, считая её трагическим завершением российской истории.

Октябрьская революция 1917 года выбила почву из под ног Розанова. Русский писатель и философ перебрался в Сергиев Посад, где служил его лучший друг – священник Павел Флоренский, и где он прожил до конца жизни.

1918-1919 годы — череда сплошных несчастий в жизни писателя. Трагически погибает его единственный сын. Василия Васильевича разбил инсульт. Умирал он долго и тяжело. Соборовал его Флоренский.

Василий Васильевич Розанов ушел из жизни 5 февраля 1919 года, был похоронен в Сергиевом Посаде на территории Черниговского скита.