Брак между Николаем Вторым и Александрой Федоровной был не в традициях правящей элиты - по любви, а не по расчету.
Всю жизнь они не расставались и умереть им суждено было в один и тот же час.
Александре Федоровне выпала очень нелегкая доля: в обществе преобладали революционные настроения и ненависть к царизму, народ хотел перемен и их дух уже витал в воздухе, ходили слухи о её любовных связях с Распутиным, ей выдвигали обвинения в шпионаже в пользу Германии, наконец, неизлечимая болезнь сына - единственного наследника престола Алексея.
Впервые Николай и принцесса Алиса из крошечного немецкого герцогства Дармштадт, будущая Александра, встретились еще будучи детьми. И хотя это была любовь с первого взгляда, прошло целое десятилетие, пока пошли разговоры о свадьбе.
20 октября 1894 года отец Николая II, царь Александр III, умирает. Буквально через неделю состоялась свадьба его сына. Почему так торопились со свадьбой и не подождали 40 дней после смерти? Свадьба была назначена на последний день перед началом поста, который должен был продлиться до начала января. Так что свадьбу пришлось бы отложить надолго, а ждать не хотели.
Таким образом, самое счастливое событие в жизни любящих людей было омрачено трауром.
Бракосочетание состоялось в Петербурге. Невесту собирали в Зимнем дворце.
Ее волосы уложили длинными локонами перед знаменитым туалетным набором императрицы Анны Иоанновны: в это зеркало смотрели все невесты из императорской фамилии перед свадьбой.
Подвенечный наряд невесты был призван подчеркнуть её невинность и чистую красоту. Он выполнен из серебряной парчи, украшен перьями птиц и лилиями, вышитыми серебряными нитями. Платье было сшито не в Париже, а в мастерской О.Н. Бульбенковой в Петербурге. Сейчас его можно увидеть на выставке "История придворного костюма" в московском историческом музее, а вообще он хранится в Оружейной палате Московского кремля.
Мантия к свадебному наряду Александры Федоровны. Мех горностая - признак королевского величия.
Во время обряда одевания присутствовали придворные дамы, а алмазную свадебную корону возложила на голову невесты Мария Федоровна, мать жениха.
Кстати, сама корона после революции была продана большевиками на запад. Переходя из рук в руки коллекционеров, сейчас она очутилась в Музее Хиллвуд в Вашингтоне.
Диадему с розовым бриллиантом надевали все княжны и императрицы во время венчания вместе с венчальной короной.
На ушах - бриллиантовые серьги-вишенки, наследие Екатерины Великой. Они весили почти полкило, и крепились за ушами - иначе бы не удержались.
Шею будущей императрицы украсило вот такое бриллиантовое ожерелье.
Мария Федоровна, вдовствующая императрица, была одета в траурное платье белого кроя: бракосочетание было назначено на её День рождения, чтобы была возможность отступить от траура. Хотя выглядит оно весьма аскетично, можно отметить, что шлейф у него больше, чем у невесты.
После длительных сборов и обряда благословения будущие супруги прошли в Большой собор Зимнего дворца.
Парадно одетые приглашенные дамы и кавалеры, яркое убранство церкви - венчание напоминало современникам театральное представление.
По признанию Александры Федоровны, несмотря на внешний блеск и лоск, свадьба напоминала "продолжение похорон" Александра III.
Супругов преследовало далеко не радостное чувство - их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов, а свадьбу во время траура посчитали дурным предзнаменованием. И, как показала история, не зря.