Среди сорока девяти дней Сфират а-Омера, 33 день выделен особо - это праздник Лаг ба-Омер. А теперь по порядку и с пояснениями)
На второй день праздника Песах в Храм приносили первый собранный из нового урожая сноп ячменя - Омер (ивр.). Еще это же слово "омер" обозначало меру зерна, из которого можно было приготовить еду на один день для одного человека.
С Первого Омера начинался отсчет семи недель ("сфират а-Омер"). Сорок девять - столько дней прошло от Исхода евреев из Египта до Шавуота - дня, когда Моисей на горе Синай получил скрижали с заповедями Торы.
В эти дни многое запрещено: нельзя стричь волосы, нельзя устраивать веселые посиделки с застольем и нельзя играть свадьбы, не принято слушать музыку и делать то, что приносит удовольствие. И только на тридцать третий ("лаг") день Омера можно было отдохнуть от ограничений.
История праздника
Во времена, когда на землях Израиля еще правили римляне, евреям под страхом смертной казни запрещалось изучать Тору. Поэтому встречи, на которых учителя передавали свои знания ученикам, были тайными и чаще всего за пределами города.
Существует легенда о раввине Акиве, который в II веке имел двадцать четыре тысячи учеников. Чтобы обмануть римские патрули, они переодевались охотниками и шли подальше от стен Иерусалима, где делали вид, что заняты охотой или играми, если кто-то к ним приближался. Многие из них были солдатами в армии еврейского военачальника Бар Кохба, который поднял восстание против гнёта римлян в древней Иудее.
Почти все ученики Акивы погибли во время страшной эпидемии, которую наслал на них Господь за то, что не проявляли должного уважения друг к другу. Мор остановился только на тридцать третий день Омера. В живых из них осталось пять человек.
С этим же днём связывают события жизни одного из пяти выживших учеников Акивы - Шимона Бар Йохая (Рашби) - великого еврейского законоучителя, имя которого неоднократно упоминается в Талмуде. Именно на Лаг ба-Омер он женился, стал раввином, и покинул этот мир. Умирая, он раскрыл ученикам тайное знание - каббалу. Кстати, традицию разжигать костры в этот праздник тоже связывают с его именем - во-первых, им была написана одна из главных книг каббалы - книга "Сияние", которой он "передал свет учения". А во-вторых, существует предание, что после смерти Рашби, над его телом вознесся столб огня, который сопровождал носилки с телом до места погребения.
Традиции праздника
Праздник Лаг ба-Омер празднуют весело, несмотря на то, что события в этот день были не только радостные (спасение учеников Акивы и раскрытие тайного знания Торы), но и не очень (смерть Рашби). Хасиды считают, что когда душа праведника попадает на небо, ей проще донести свои просьбы до Творца. И поэтому провожая душу на небеса, все поют песни, танцуют и веселятся.
У школьников в этот день отменяют занятия, и дети целыми классами едут на природу собирать дрова для ночи костров. Между классами, конечно же, идет соревнование - кто больше соберет и чей костёр будет гореть дольше. Поэтому некоторые начинают собирать дрова для костров еще за месяц до начала праздника.
И дети и взрослые в этот день соревнуются в стрельбе из лука, в память о солдатах Бар Кохба и днях, когда изучать Тору приходилось на свежем воздухе.
По всей стране устраивают шествия при свете факелов и свечей, жгут костры и играют свадьбы.
Завершается праздник на горе Мерон, у могилы Шимона Бар Йохая, недалеко от города Цфат (главного города тайного знания - каббалы). В эту ночь многие верующие евреи едут в это место, чтобы до утра жечь костры, танцевать и петь песни. Многие едут с детьми - существует традиция "ушперин" - первое подстригание волос мальчикам в три года - такое прощание с младенчеством. Считается, что лучше всего, чтобы ушперин проводили праведные люди в святом месте, поэтому в Лаг ба-Омер на горе Мерон собирается на церемонию несколько тысяч трёхлетних мальчишек...
*****
В любом месте, и в любое время - берегите себя и своих близких.