Ключ второй. Выстраиваем сюжет и композицию
Что такое сюжет?
Это последовательность событий и отношений между персонажами в вашей истории, которые происходят во времени и пространстве.
Очень важно понимать, что сюжет всегда строится на конфликте.
Конфликт – это двигатель сюжета, и без него история не будет иметь смысла.
Можно создать привлекательного героя, потратить много усилий на создание характера и на прописывание мира. Но ваша история так и не станет живой и настоящей, если в ней не будет драматического конфликта. И, соответственно, она не будет интересна читателю.
Структура истории:
Чтобы выстроить сюжет вашей истории, нужно представлять его структуру.
- 1. Предыстория. Герой показан в его собственном обыденном мире, в котором начинается его история.
- 2. Побуждающее происшествие. Герой сталкивается с ужасной проблемой, вызовом или приключением. Это и есть непосредственное начало самой истории. Пока событие не состоялось, можно сказать, что ваша история не началась. Чем позже вы начинаете историю, тем больше у читателей теряется интерес.
- 3. Развитие действия. История набирает ход. Герой встречает помощников и сталкивается с противниками. И чем дальше, тем более сложные испытания поджидают героя.
- 4. Драматическая поворотная точка. Это ключевой момент истории. Кажется, что всё пропало. Главный герой принимает самое сложное для него решение. Благодаря этому он получает новое мировоззрение, новую силу.
- 5. Кульминация. И вот момент, ради которого все затевалось. Финальная битва. Героя ожидает серьезное испытание, он сталкивается со смертельной опасностью, переживает ее и возрождается.
- 6. Обновление. Герой, обогащенный пережитым опытом, возвращается в обыденный мир.
- 7. Празднование. Герой получает награду. И, обновленный изнутри, он видит мир по-новому.
Композиция:
Из выстроенного сюжета создается структура вашей истории, или композиция.
Внешняя композиция – это части или главы, из которых состоит история.
Внутренняя композиция – это созданный вами мир, описания природы или интерьера и точка зрения вашего героя.
Продумывая и определяя, какова будет композиция вашей истории, вы должны понимать, что и она работает на сюжет.
Важно не переборщить с деталями и описаниями в ущерб развитию действия и не создавать картонных героев, машущих мечом и не вызывающих никакого эмоционального отклика у читателя
Даже названия глав романа могут работать на усиление атмосферы, на более полное раскрытие сюжета, на структурное деление истории так, чтобы читатель видел четко расставленные акценты.
Сильный роман – это, прежде всего, грамотная композиция. Это выкристаллизованная суть, очищенная от всего лишнего.
Второй ключ:
Тренируемся в создании будущей истории с помощью формата сказки.
Задание 1. Сделайте несколько сюжетных заготовок для будущей истории.
Жили-были...
Опишите исходную ситуацию.
Каждый день...
Опишите условия, при которых началась история.
Однажды...
Опишите, почему изменился привычный ход событий.
Из-за этого...
Опишите противоречие, из-за которого стала развиваться история.
Тогда...
Опишите действия главного героя и реакцию на них.
К тому же...
Опишите обострение конфликта, ухудшение ситуации.
И тогда...
Кульминационная точка конфликта. Результат предопределен.
Наконец...
Опишите развязку.
С тех пор...
Новый статус-кво. Что обрели герои?
Мораль такова...
Сформулируйте тему и идею вашей истории.
Задание 2. Напишите синопсис вашей истории. Следуйте пунктам, которые мы описали выше.
Из рассылки «Как написать фэнтези-бестселлер» Варвары Еналь и Алексея Шеина.