28 апреля 2021 года английскому писателю Терри Пратчетту могло бы исполниться 73 года. В 1990-х годах Пратчетт был самым читаемым в Великобритании автором, и в эти годы его книг, изданных в твердой обложке, было продано больше, чем у любого другого живущего ныне писателя. По мотивам его произведений вышли комиксы, компьютерные игры, фильмы, мультфильмы, более десятка спектаклей и четыре радиопьесы. Сегодня мы вспоминаем его интервью, опубликованное в газете "Солидарность" в 2007 году.
Терри Пратчетт - человек в шляпе
На его книгах выросло целое поколение, он - живой классик иронического фэнтези, творец мира, правда, плоского...что не мешает людям жить в нем.
И не только людям... В опросе о “лучшем из ныне живущих британских писателей”, проведенном журналом Book Magazine, он оказался на втором месте, уступив лишь “маме” Гарри Поттера Джоан РОУЛИНГ. Впрочем, это не помешало британскому писателю-фантасту Терри ПРАТЧЕТТУ собрать огромную толпу поклонников и в Санкт-Петербурге, и в Москве.
На встрече с читателями в “Библио-Глобусе” писателю пришлось расстаться со своим главным аксессуаром
Человек в черной шляпе, как у Боярского, любим многими: как только он вошел в зал, раздались аплодисменты. Терри Пратчетт немного смутился, сказав, что так приветствовать нужно кого-нибудь получше, чем он, он же подобного недостоин. Однако снял шляпу и принялся за нелегкий труд - отвечать на вопросы читателей.
ДЕТСТВО
Теренс Дэвид Джон Пратчетт пишет не только для взрослых, но и для детей. Почему? Да вы бы тоже писали, будь у вас такое детство! О себе Пратчетт рассказывает так:
- Я вырос в доме, где не было туалета, воды, электричества, ванны, - похоже, это вообще был не дом, а дерево. Но шел 1948 год, когда состояние недвижимости было просто ужасным, и любое строение, у которого наличествовала крыша, называлось домом. Когда я родился, моя мама, видимо, взглянув на меня, решила больше этого не повторять, поэтому я единственный ребенок в семье. Но в деревне, где я жил, детей было много, и я обладал одной замечательной возможностью: любого из моих многочисленных “братьев и сестер” в любой момент можно было просто “выключить” - уйти от них. Возможно, автору нужно с детства иметь несколько шрамов, возможно, для него хорошо, чтобы его в детстве родители били, но мне в этом не повезло. И я благодарен им за доброту.
Мои родители принадлежали к англиканской церкви, а это означает, что в церковь они не ходили. Но я абсолютно уверен, что церковь, в которую они не ходили, была англиканской. Зато они отправили меня в воскресную школу, и я думаю, что благодаря этому у них был воскресный секс. Я полагаю, что воскресные школы именно для этого и существуют. И еще они сделали для меня одну полезную штуку: у них никак не получилось купить телевизор. Я принадлежу к последнему поколению англичан, которые выросли без телевизора.
- Есть распространенное мнение, что писатели с детства много читают. Так ли это?
- Это очень любопытно. Но когда я был ребенком, я мало читал, поскольку чтение ассоциировалось со школой, а школа - с наказанием. Кроме того, вокруг было множество лесов и полей, где можно было играть, - кто в такой ситуации станет читать? Но однажды, когда мне было восемь или девять лет, мой дядя, когда мы приехали к нему в Лондон, дал мне “Ветер в ивах” - классическую историю для детей. До того мне и в голову не приходило, что можно читать книги для удовольствия. Я начал читать ее сразу и продолжил, пока мы ехали на машине домой. Я пытался читать при свете фонарей, который попадал с улицы, пока мой отец вел машину. Процесс выглядел так: я успевал прочитать половину предложения, а дальше держал на нужной строчке палец и ждал, когда же будет следующий фонарь. Когда мы вернулись домой, я решил прочесть все книги, которые только есть на свете. Тогда я записался в местную библиотеку, но это было все равно, что привести голодающего в место, где полно еды, и дать ему зубочистку. Понаблюдав некоторое время за работой библиотекаря, я решил, что это очень легко. Через некоторое время я спросил у директора, разрешит ли он мне работать библиотекарем по воскресеньям. Он ответил: мы не можем платить вам. Я испытал облегчение, потому что уже был готов платить ему. Через неделю у меня уже было на руках 136 книг. Я продвигался между книжными полками словно бензопила, - я читал всё. И в каком-то смысле это история моей жизни. Потому что я считаю, что тогда, когда ребенок учится самостоятельно читать, учителя могут отойти на шаг и оставить его одного с этим умением.
ТВОРЧЕСТВО
- Как вы стали писать фэнтези? Что подвигло вас на это?
- Как-то я отправился на встречу, посвященную фантастике, где первый раз попробовал пиво. Ну а после пива мне вскоре понадобился туалет. И кого же я увидел моющим руки в туалете? Это был Артур Кларк - великий писатель, ныне уже сэр Артур Кларк. Я чувствовал себя монахом, который пришел в Ватикан и в туалете встретил святого Петра. Я думал, что Кларк - огромный, гигантского роста и весь из золота. Он должен был быть таким! Но на самом деле он оказался самым обычным человеком. И поскольку он был человеком и я был человеком, и он был писателем... собственно, ничто не мешало мне тоже быть или стать писателем. После этого я написал рассказ, отправил его в журнал, его приняли и даже заплатили мне 14 фунтов. Этих денег хватило для того, чтобы купить подержанную печатную машинку. Но скоро я понял, что на такие деньги невозможно прожить. А поскольку мне удавалось писать прозу, то я стал работать журналистом в местной газете.
Первый роман Пратчетт опубликовал в 22 года, и назывался он “Ковровый народ”. Сейчас у писателя около 20 книг из цикла “Плоский мир”. Вот что он сам рассказывает о творческом пути:
- Я думал, что каждые пять лет буду писать по книге. И это продолжалось до тех пор, пока я не написал “Цвет волшебства” (первая книга из цикла “Плоский мир”. - Ю.Р.). “Плоский мир” начался как своеобразный антидот от плохого фэнтези. Книга стала очень хорошо продаваться. Я написал продолжение - оно стало продаваться еще лучше. Ну и через год или два я понял, что теряю деньги, когда хожу на работу. Так продолжается до сих пор - одна книга влечет за собой другую.
- Что в работе писателя нравится вам больше всего?
- Больше всего мне нравится, помимо того, что за год можно заработать миллион, - присуждение мне высшей награды за детскую литературу. Я не думаю, что мне дадут еще одну, поскольку ту медаль, что у меня уже есть, я съел. Ее получают дважды: сначала на пресс-конференции, а затем через месяц на большой встрече с участием библиотекарей. Ну и я обнаружил, что медаль ровно того же размера, что и шоколадная медаль. На встрече библиотекарей я спрятал настоящую медаль в рукав, подменив ее шоколадной. Я сказал присутствующим: “Это замечательная медаль! Знаете почему? Потому что ее можно съесть!” И съел. В зале стало очень холодно, словно кто-то открыл дверь холодильника. Ну а затем я достал настоящую медаль, они поняли, что это была шутка, и наконец-то смогли вновь начать дышать.
В 1990 году у Пратчетта вышла книга, написанная вместе с Нейлом Гейманом, не из цикла. Это “Добрые предзнаменования” по которой сейчас готовятся снять фильм. Как произошла встреча с Нейлом Гейманом, и каким образом родилась идея этой книги?
- Мы дружили задолго до того, как я стал Терри Пратчеттом, а он - Нейлом Гейманом, - я имею в виду, задолго до того, как кто-либо из нас обрел хоть какую-то известность. Мы иногда перезванивались и обсуждали идеи, сюжеты рассказов. У моего соавтора была идея, которая легла в основу первых десяти страниц “Добрых предзнаменований”, но он не знал, что должно произойти дальше. А я, прочитав начало, понял. И тогда мы решили, что напишем книгу вместе, и это было огромным удовольствием. Для нас совершенно не имело значения, будет ли она успешной, потому что у нас на тот момент не было репутации, которую мы могли бы потерять. Мы созванивались каждый день и кричали друг на друга. Тогда не было Интернета, и каждый день мы посылали друг другу тексты на дискетах по почте и обсуждали их по телефону.
ПОП-ИНДУСТРИЯ
Конечно, мимо такого успеха не могли пройти мимо и люди из индустрии компьютерных игр. По книгам Терри сделаны четыре компьютерных игры. Принимал ли он участие в их разработке?
- Когда делалась первая игра, я в нее был очень сильно вовлечен. Когда вторая - чуть меньше. В третью - совсем немного, потому что люди, которые ее делали, поняли, что нужно делать, как это нужно делать, и уже не было необходимости, чтобы я стоял у них за плечом.
Кроме того, по книгам Пратчетта вышло несколько мультфильмов и фильмов (в двухсерийном фильме “Санта-Хрякус”, вышедшем в Великобритании в 2006 году, одну из ролей сыграл сам Терри). Несколько его романов переделаны в пьесы, и даже вышли радиопостановки.
Ну и, конечно, разговор зашел о Джоан Роулинг - единственном британском авторе, который опережает Терри Пратчетта в рейтинге. Как к ней относится сам Терри?
- Мне нужно быть очень осторожным, высказываясь о Джоан Роулинг и “Гарри Поттере”, потому что журналисты считают, будто я автоматически должен испытывать к ней зависть и ревность. Когда я спросил одного из журналистов: “А, собственно, почему?” - Он мне ответил: “Ну, я бы завидовал.” И, наверное, это больше характеризует этого журналиста, а не меня. Я прочитал первую книгу о Поттере, и она мне понравилась. Ну а то, что вся серия стала успешной, было для меня сюрпризом, и думаю, что и для Джоан Роулинг тоже. Я сам писатель, который пишет фэнтези, поэтому не могу назвать себя ее поклонником. Собственно, ни один писатель не может стать поклонником другого писателя, работающего в том же жанре. Но я совершенно четко могу сказать: то, что сделано, - сделано хорошо.
Пратчетт стал известным писателем, несмотря на то, что даже не получил высшего образования (что не помешало ему получить докторскую степень по литературе). Но у него свои взгляды на учебу:
- Никто не учил меня, как нужно писать книги. Но думаю, что я прочитал, как это нужно делать. Я пишу для детей и для взрослых и думаю, что больше времени и больше усилий уходит на то, чтобы писать книги для детей. Потому что тот мальчик, ставший писателем благодаря тому, что столько прочел, хочет отдать свой долг. Если вы сможете каким-то образом привлечь ребенка к тому, чтобы он начал самостоятельно читать, половина образования у него уже в кармане.
И я не могла не поинтересоваться, над какой книгой Терри работает сейчас.
- Я работаю над детской книгой, которая будет называться “Нация”. Но вообще - это большой секрет. Это не книга о плоском мире - это единственное, что я могу сказать.
Юлия Рыженкова, журналист газеты "Солидарность" (интервью опубликовано в №23 от 20.06.2007).
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org