Найти тему
MAD TOSBY

Алексей Вахрушев: «Книга моря», книга жизни

Оглавление
Фото ©️ Высокие широты
Фото ©️ Высокие широты

Ани­мадок «Кни­га мо­ря» вы­шел в про­кат 8 ап­ре­ля и уже зас­лу­жил прис­таль­ное вни­мание ши­роко­го зри­теля. MAD TOSBY по­гово­рил с ре­жис­сё­ром кар­ти­ны Алек­се­ем Вах­ру­шевым, ко­торый рас­ска­зал о се­бе, сво­ей ре­жис­сёр­ской ра­боте, про­цес­се соз­да­ния «Кни­ги мо­ря» и дру­гих филь­мов и мно­гом дру­гом

О сво­их кор­нях и их свя­зи с твор­чес­твом

Пос­коль­ку я вы­рос в го­род­ской сре­де, то я сам уз­на­вал очень мно­гое о са­мом се­бе, о кор­нях, о куль­ту­ре, о лю­дях, к ко­торым я, в об­щем-то, при­над­ле­жу — о на­роде эс­ки­мосов. По­лучи­лось так, что филь­мы ста­ли от­ра­жени­ем мо­его собс­твен­но­го опы­та, то есть в прин­ци­пе это уже не рас­сказ как та­ковой, а это то, что я чувс­тво­вал, и ви­дел, и уз­на­вал в под­робнос­тях, это уже прос­то по­луча­ет­ся, что де­лил­ся я. Но пос­коль­ку речь идёт про ки­но, то ко­неч­но, это ху­дожес­твен­ная фор­ма преж­де все­го, и я ис­кал ка­кую-то фор­му это­го до­вери­тель­но­го раз­го­вора со зри­телем, что­бы обя­затель­но вклю­чались эмо­ции. Пер­во­началь­но я при­шёл прос­то с на­мере­ни­ем рас­ска­зывать, ко­неч­но, осо­бен­но не по­нимая ещё спе­цифи­ки всей, прос­то при­шёл. Ещё ни­чего не знал, ни ре­мес­ла, ни язы­ка. И по­том этот язык я об­рёл уже в про­цес­се обу­чения, в про­цес­се ра­боты.

О том, как про­ект «Кни­га мо­ря» на­чинал­ся и во что вы­рос

Про­ект на­чинал­ся как фильм о куль­ту­ре мор­ских охот­ни­ков Чу­кот­ки. Вид ки­но — ани­мадок, сме­шение двух ви­дов. В про­цес­се про­из­водс­тва, пос­коль­ку оно дли­лось пять лет, бы­ло ак­ку­мули­рова­но ко­лос­саль­ное ко­личес­тво ма­тери­алов — на­чиная от ве­лико­леп­ных пер­со­нажей ани­мации, сде­лан­ных из скуль­птур­но­го плас­ти­лина, и за­кан­чи­вая фо­тома­тери­ала­ми, ви­део, тек­сто­выми за­пися­ми. Плюс этот фильм воб­рал в се­бя не толь­ко весь мой опыт лич­ный, он воб­рал в се­бя об­ра­зы ви­зу­аль­ные очень мно­гих мест на Чу­кот­ке, ко­торые яв­ля­ют­ся па­мят­ни­ками эт­но­куль­тур­но­го зна­чения. И ког­да фильм был за­кон­чен и в ми­ре на­чал учас­тво­вать в раз­ных фес­ти­валях меж­ду­народ­ных, Кунс­тка­мера, му­зей Пет­ра Ве­лико­го, ре­шила сде­лать эк­спо­зицию, ко­торая на­зыва­лась «Ми­фы и ве­щи: ис­кусс­тво древ­них эс­ки­мосов Эк­ве­на».

По­том у ме­ня был ог­ромный па­виль­он — де­сять на де­сять мет­ров — в «Эк­спо­цен­тре», «Дни Даль­не­го Вос­то­ка в Мос­кве». И па­рал­лель­но воз­никла идея сде­лать аль­бом, то есть дать это­му про­ек­ту ещё тре­тий фор­мат: вся муль­тип­ли­каци­он­ная ли­ния от на­чала до кон­ца, ил­люс­три­рован­ная кад­ра­ми, пол­ностью миф рас­ска­зыва­ет­ся, а па­рал­лель­но так же, как на выс­тавке, со­путс­тву­ющая ин­форма­ция по ис­то­рии, ан­тро­поло­гии, эт­ногра­фии и ар­хе­оло­гии, свя­зан­ная с сю­жетом это­го ми­фа.

Фото ©️ Высокие широты
Фото ©️ Высокие широты

Ес­ли что-то в кад­ре воз­ни­ка­ет, в кад­ре оно воз­ни­ка­ет не прос­то так, а по­тому что мы с Эду­ар­дом Бе­ля­евым пе­ред тем, как на­чать это де­лать, изу­чили ги­гант­ский со­вер­шенно объ­ём ви­зу­аль­ных ис­точни­ков по куль­ту­ре эс­ки­мосов все­го ми­ра, вов­лекли мас­си­вы ма­тери­аль­ной куль­ту­ры не толь­ко Чу­кот­ки, но и Ка­нады, Грен­ландии и так да­лее. И вот мы про­ил­люс­три­рова­ли это ар­хе­оло­гичес­ки­ми про­из­ве­дени­ями древ­не­эс­ки­мос­ской куль­ту­ры, пред­ме­тами ут­ва­ри, во­ору­жения, сна­ряже­ния охот­ничь­его; рас­ска­зали всё о ге­ро­ях, про­тоти­пах мест дей­ствия, на­ших ска­зитель­ни­цах, ко­торые сде­лали для этой кни­ги свои собс­твен­ные ре­дак­ции тек­стов на чу­кот­ском и на­укан­ском язы­ках. В филь­ме вы не слы­шите от на­чала до кон­ца эти тек­сты на од­ном язы­ке, они друг дру­га как бы под­хва­тыва­ют, а Ни­на Бу­литов­на Емель­яно­ва и Ели­заве­та Али­ханов­на Доб­ре­ева от­ре­дак­ти­рова­ли тек­сты, и мы их опуб­ли­кова­ли. И там есть боль­шая зак­лю­читель­ная часть о том, как этот про­ект соз­да­вал­ся, и в Мос­кве как шла ра­бота над муль­тип­ли­каци­ей, и на Чу­кот­ке как мы че­тыре эк­спе­диции про­вели.

И те­перь моя боль­шая меч­та — что­бы в му­зей­ном цен­тре в Ана­дыре по­яви­лась от­дель­ное прос­транс­тво, ко­торое на­зыва­лось бы «Кни­га мо­ря». Где бы­ла бы вы­веше­на эк­спо­зиция, где лю­ди име­ли бы воз­можность пос­мотреть ма­тери­алы, ко­торые бы­ли сня­ты во вре­мя ра­боты, по­том мог­ли бы пе­рей­ти и пос­мотреть ки­но на боль­шом эк­ра­не, и тут же они мог­ли бы по­лис­тать эту кни­гу и при­об­рести её, ес­ли им это нуж­но. И эта эк­спо­зиция мог­ла бы по­пол­нять­ся: сей­час очень мно­го мор­ских охот­ни­ков, ко­торые сни­ма­ют на мо­биль­ные те­лефо­ны сце­ны раз­ные, и они мог­ли бы при­сылать эти ма­тери­алы. Плюс на Чу­кот­ке в му­зее в фон­дах рос­кошное соб­ра­ние ар­хе­оло­гичес­ких на­ходок по куль­ту­ре мор­ских ар­кти­чес­ких зве­робо­ев, и это все вмес­те мог­ло бы быть до­пол­не­но этой ар­хе­оло­ги­ей.

Об осо­бен­ностях ра­боты над филь­ма­ми

Пер­во­началь­ная мысль, ко­торая у те­бя у те­бя воз­ни­ка­ет, — это мысль, под­креп­лённая эмо­ци­ей. То есть у те­бя сра­зу есть по­нима­ние, что ты хо­чешь ска­зать, ко­торое ско­рее эмо­ция, а не собс­твен­но не­кое сло­вес­ное пос­ла­ние. И эта эмо­ция в те­бе си­дит, ты её чувс­тву­ешь пос­то­ян­но в про­цес­се ра­боты и на неё на­низы­ва­ешь все те ли­нии, сце­ны, ха­рак­те­ры, ко­торые ты встре­ча­ешь в ре­аль­ной жиз­ни. Пер­вые мои про­ек­ты бы­ли свя­заны с тем, что мы сни­мали ещё на 35 мм, бы­ли ог­ра­ниче­ны чу­довищ­но в плён­ке, при­ходи­лось, ко­неч­но, ид­ти на ус­тупки, при­бегать к пос­та­новоч­ности ка­кой-то, а ина­че ты не сни­мешь то, что те­бе на­до. Плён­ка — она тре­бу­ет го­раз­до боль­шей внут­ренней ра­боты и ин­теллек­ту­аль­ной ра­боты с тем, что­бы най­ти ка­кой-то… Как бы сра­зу ра­ботать в ка­кой-то сти­лис­ти­ке и по­нимать фор­му.

Ког­да по­яви­лось ви­део, то ра­ботать ста­ло зна­читель­но про­ще в эк­спе­дици­он­ном ки­но, по­тому что есть воз­можность наб­лю­дать, раз­го­вари­вать и при­возить го­раз­до боль­ше ма­тери­ала, из ко­торо­го по­том ты кро­ишь фильм. Но всё рав­но всё, что ты де­ла­ешь, — та­кой чу­довищ­ный труд, по­тому что ты дол­жен всё вре­мя на­ходить­ся в нап­ря­жении и вот эту вот ось, вок­руг ко­торой всё кру­тит­ся, всё вре­мя дер­жать в го­лове и в сер­дце. А по­том ты при­возишь ма­тери­ал, те­бе ве­зёт, мо­жет быть, при­вез­ти ну пять­де­сят про­цен­тов — это кру­то, но про­цен­тов трид­цать пять из то­го, что ты на­де­ял­ся при­вез­ти. И как ни стран­но, ес­ли ты ра­ботал дей­стви­тель­но во вре­мя съ­ёмок, то этих трид­ца­ти пя­ти про­цен­тов хва­та­ет для то­го, что­бы рас­ска­зать то, что ты хо­чешь.

Фото ©️ Высокие широты
Фото ©️ Высокие широты

Эн­тро­пии там не дол­жно быть в прин­ци­пе: ты дол­жен пос­то­ян­но на­ходить­ся в нап­ря­жении и дер­жать в нап­ря­жении всех. И ты не мо­жешь сде­лать пус­тышку, по­тому что ина­че за­чем это всё бы­ло пе­режи­вать, пре­воз­мо­гать что-то… Иног­да рис­ко­ван­ные ка­кие-то слу­чаи про­ис­хо­дят с то­бой. И вот вы вы­жили, при­вез­ли этот ма­тери­ал, на­мыли эти кру­пицы зо­лотые на ка­кой-то чу­мовой се­вер­ной ре­ке, и из этих по­том зо­лотых кру­пиц ты не­кое юве­лир­ное из­де­лие своё соз­да­ёшь. По­том уже вклю­ча­ет­ся мон­таж, мон­таж — это соз­да­ние фор­мы. В слу­чае с «Кни­гой мо­ря» — это от­дель­ная ис­то­рия, это же ани­мадок, по­это­му муль­тип­ли­каци­он­ный сю­жет был на­писан, и это уже как-то, в об­щем, дол­жно бы­ло пе­реп­лестись со всем. Две ре­аль­нос­ти аб­со­лют­но — соз­дать не­кую третью ре­аль­ность, об­щую для них. Это бы­ла от­дель­ная пес­ня. Опыт уни­каль­ный, и мы, по-мо­ему, спра­вились.

О при­чинах, ко­торые по­буди­ли сде­лать «Кни­гу мо­ря» ани­мадо­ком

На Чу­кот­ке две фун­да­мен­таль­ных аб­со­лют­но куль­ту­ры у ко­рен­ных жи­телей: это оле­неводс­тво и мор­ской зве­робой­ный про­мысел. Мы по­пали к Бо­рису Фё­доро­вичу Вук­ву­каю в ча­ун­скую тун­дру. И Вук­ву­кай ока­зал­ся та­ким глу­боким, та­ким мощ­ным де­дом, ко­торый сох­ра­нял тра­дици­он­ный ук­лад, об­раз жиз­ни, язык, праз­дни­ки, вза­имо­от­но­шения внут­ри оле­невод­ческой бри­гады со всей и­ерар­хи­ей ста­рей­шин… Он не­веро­ят­ная лич­ность прос­то ог­ромных раз­ме­ров. И нам уда­лось снять от на­чала и до кон­ца этот мир тра­дици­он­ных чук­чей-оле­нево­дов во всём его мно­го­об­ра­зии. В те­чение го­да мы сни­мали это во всех под­робнос­тях. Это уни­каль­ный был опыт и за­меча­тель­ный со­вер­шенно ре­зуль­тат.

И мне за­хоте­лось снять неч­то по­хожее про сво­их род­ных бе­рего­вых жи­телей. Но они жи­вут в сов­ре­мен­ном по­сёл­ке, и там есть вся ин­фраструк­ту­ра, у них та­кие же квар­ти­ры, как и у нас с ва­ми, у них есть ин­тернет, те­леви­зор со все­ми со­путс­тву­ющи­ми ми­нуса­ми. То есть по­луча­ет­ся, что че­ловек, ко­торый при­ез­жа­ет на Чу­кот­ку, из всей собс­твен­но куль­ту­ры мор­ских ар­кти­чес­ких зве­робо­ев ви­дит толь­ко охо­ту. А у Вук­ву­кая бы­ли и об­ря­ды ка­кие-то, и ри­ту­алы, и быт, и всё это бы­ло очень ну не то что­бы эк­зо­тич­но, это бы­ло а­утен­тично. И скла­дыва­лось пред­став­ле­ние, где ис­точник счастья этих лю­дей, жи­вущих в тун­дре. Он — от пре­быва­ния в ло­не куль­ту­ры сво­ей род­ной. Они это лю­бят, они по­нима­ют цен­ность это­го, они этим жи­вут, ина­че жить они не мо­гут, и они счас­тли­вы аб­со­лют­но, по­тому что их мес­то на зем­ле очень точ­но оп­ре­деле­но.

Что ка­са­ет­ся бе­рего­вых жи­телей, то они жи­вут в та­ких по­сёл­ках, и в ре­зуль­та­те ду­хов­ный пласт со все­ми обы­ча­ями, ри­ту­ала­ми, сказ­ка­ми, ук­ла­дом — он ушёл, и вы это­го не уви­дите. И од­новре­мен­но с этим эти на­ши мор­ские охот­ни­ки и их семьи про­дол­жа­ют счи­тать се­бя бе­рего­выми чук­ча­ми и эс­ки­моса­ми. То есть те лю­ди, ко­торые ве­дут тра­дици­он­ное хо­зяй­ство — охо­та, ры­бал­ка, — они так же счас­тли­вы, как и эти чук­чи. И зна­чит, что-то их пи­та­ет то­же, они то­же жи­вут в ло­не сво­ей куль­ту­ры, сво­его нас­ле­дия. И я тог­да стал ду­мать: где же ис­точник это­го все­го? И вы­яс­ни­лось, что это при­род­ное прос­транс­тво, ко­торое их ок­ру­жа­ет, оно про­низа­но па­мятью и об­ра­зами да­лёко­го и не­дав­не­го прош­ло­го, каж­дое мес­то свя­зано с ка­ким-то ска­зани­ем или ле­ген­дой… Всё это в прин­ци­пе — прос­транс­тво, ко­торое их ок­ру­жа­ет, — оно для них жи­вое. И эти об­ра­зы, нез­ри­мые для нас, для них аб­со­лют­но жи­вые. Лю­бая вещь тра­дици­он­ная — она жи­вая, до­пус­тим, бу­бен, са­як эс­ки­мос­ский, у ко­торо­го мем­бра­на из же­луд­ка мор­жа — это аб­со­лют­но жи­вая шту­ка, за ко­торой на­до уха­живать, ко­торая пред­назна­чена для то­го, что­бы она зву­чала, лю­ди тан­це­вали и пе­ли. Ес­ли ту­рист ка­кой-ни­будь её возь­мёт и уве­зёт в Мос­кву и по­весит на стен­ку, эта шту­ка прос­то вы­сох­нет и лоп­нет, и боль­ше ни­чего. Она ум­рёт. Эти все ве­щи — они там жи­вые, ког­да они на­ходят­ся в ло­не этой куль­ту­ры.

По­это­му эти об­ра­зы ре­шено бы­ло ви­зу­али­зиро­вать. Это мож­но сде­лать дву­мя спо­соба­ми: мож­но сни­мать иг­ро­вое ки­но, а мож­но снять ки­но до­кумен­таль­ное и до­бавить ту­да муль­тип­ли­кацию. И мы до­бав­ля­ем ту­да этот ду­хов­ный пласт, ко­торый вы на бе­регу сей­час не ви­дите, но для них он нез­ри­мо при­сутс­тву­ет. Та­ким об­ра­зом и фильм у нас по­лучил­ся как до­пол­ненная ре­аль­ность: муль­тип­ли­каци­он­ная ли­ния — это тот са­мый эле­мент, ко­торый не­об­хо­димо бы­ло по­казать.

Фото ©️ Высокие широты
Фото ©️ Высокие широты

О том, как воз­никла идея со­еди­нить ани­маци­он­ные и до­кумен­таль­ные сце­ны

На­до по­нимать, что сей­час мы не мо­жем ви­деть мно­гие эле­мен­ты тра­дици­он­ной куль­ту­ры мор­ских охот­ни­ков Чу­кот­ки, как это опи­сано в ми­фах и эт­ногра­фичес­кой ли­тера­туре. На бе­регах Бе­рин­го­ва про­лива мно­гое из­ме­нилось до не­уз­на­ва­емос­ти, ма­тери­аль­ный и ду­хов­ный мир бе­рего­вых чук­чей и эс­ки­мосов, древ­ней­ших на­родов Се­веро-Вос­точной Азии. До се­реди­ны прош­ло­го сто­летия уни­вер­саль­ным язы­ком об­ще­ния жи­телей Бе­рин­го­ва про­лива бы­ли пес­ни и тан­цы, а се­год­ня они прев­ра­тились в ре­пер­ту­ар нес­коль­ких ан­сам­блей.

Но эс­ки­мосы и бе­рего­вые чук­чи на­ших дней про­дол­жа­ют путь сво­их пред­ков — ис­тинных пер­вопро­ход­цев Ар­кти­ки — и яв­ля­ют­ся хра­ните­лями древ­ней куль­ту­ры. А ок­ру­жа­ющее их при­род­ное прос­транс­тво на­пол­не­но об­ра­зами лю­дей и со­бытий, рас­ска­зы о ко­торых пе­реда­вались из ве­ка в век, из уст в ус­та. Об­ра­зы ми­фоло­гии, се­мей­ных ле­генд и на­род­ных пре­даний так­же про­дол­жа­ют жить в наз­ва­ни­ях мы­сов, бухт и рек.

От­сю­да и воз­никла идея ма­тери­али­зовать эти об­ра­зы, жи­вущие в па­мяти и соз­на­нии ге­ро­ев до­кумен­таль­ной ли­нии, что­бы с их по­мощью вос­создать пол­но­цен­ный и жи­вой об­раз куль­ту­ры «без про­пус­ков». Обыч­но рас­ска­зывая о ду­хов­ной куль­ту­ре, да­леком прош­лом, о «зо­лотом ве­ке», ав­то­ры филь­мов чи­та­ют сказ­ки на фо­не кра­сивых пей­за­жей, но я от­дал пред­почте­ние вы­рази­тель­ным средс­твам муль­тип­ли­кации.

Фото ©️ Высокие широты
Фото ©️ Высокие широты

О не­об­хо­димос­ти вы­хода «Кни­ги мо­ря» в ши­рокий про­кат

Мы ког­да о про­кате толь­ко ду­мали, под­сту­пались к не­му, я лю­дям го­ворил, что хо­телось бы, что­бы это был не прос­то про­кат по ки­ноте­ат­рам в ка­кой-то оп­ре­делён­ный день, а что­бы это бы­ла дис­куссия, ка­кой-то по­вод для раз­го­вора о том, кто та­кой каж­дый из нас. На ма­тери­але бе­рего­вых чук­чей и эс­ки­мосов, на их куль­ту­ре — что­бы лю­ди об­ра­тились к сво­ей собс­твен­ной рус­ской куль­ту­ре, бе­лорус­ской, ка­зах­ской… Что­бы каж­дый из них за­думал­ся во­об­ще: а кто он? То есть мы же все по­яви­лись на свет и не сто­им од­ни в чис­том по­ле, за на­ми сто­ят бес­числен­ные по­коле­ния. И есть по­нима­ние, что они пе­реда­ли те­бе эту нить: ты не пус­той, дос­та­точ­но толь­ко уз­нать, кто ты, до кон­ца. Как я пу­тешес­твую в глу­бину, так же каж­дый из лю­дей. Я по­нимаю, что зап­рос есть ко­лос­саль­ный ка­кой-то тос­ки по нас­ле­дию, что ли, по осоз­на­нию сво­его мес­та на зем­ле. Эс­ки­мосы с чук­ча­ми то­же ис­пы­тыва­ют не­об­хо­димость и тос­ку, на­вер­ное, по ка­кому-то ми­ру, а это был мир силь­ных, кра­сивых, мо­гучих лю­дей. И каж­дый их них в прин­ци­пе дол­жен и дос­то­ин то­го, что­бы раз в жиз­ни ис­пы­тать по­хожие ощу­щения, ко­торые ис­пы­тывал его пра­дед.

О съ­ём­ках ге­ро­ев и учас­тии съ­ёмоч­ной ко­ман­ды в жиз­нях ко­рен­ных на­родов

С Бо­рисом Вук­ву­ка­ем мы очень быс­тро ус­та­нови­ли кон­такт, но он ду­мал, что мы за не­дель­ку это сде­ла­ем (сме­ёт­ся). И у­едем. Очень смеш­ная бы­ла ис­то­рия, как Вла­дик Ну­вано, наш на­уч­ный кон­суль­тант (чук­ча-оле­невод по­томс­твен­ный, двад­цать пять лет про­вёл со сво­им от­цом в бри­гаде, по­том за­нял­ся на­укой), нас пред­став­лял. Я, го­ворит, на­уч­ный кон­суль­тант, Вла­дик. А это ре­жис­сёр, Алек­сей. А вот это вот Сла­ва, он опе­ратор. И Вук­ву­кай ска­зал: «Ко­опе­ратор!» Он бе­гал ру­гал­ся по­нача­лу, что Сла­ва то там то тут его сни­ма­ет, ле­жит на до­роге, оле­ней пу­га­ет. Труд оле­нево­да не­веро­ят­но сло­жен, не­выно­симо иног­да тру­дить­ся. Мы так же тру­дились, как они, в пла­не обес­пе­чения это­го стой­би­ща всем не­об­хо­димым. И ко­чева­ли точ­но так же, Вла­дик зап­ря­гал ар­гиш, ло­вил оле­ней, мы ук­ла­дыва­ли своё жи­лище — точ­но та­кое же, как у них, ко­чева­ли, по­том раз­во­рачи­вали всё это, опять жи­ли, по­мога­ли, ле­чили, обес­пе­чива­ли, чем мог­ли… И па­рал­лель­но сни­мали ки­но. И вот пер­вую не­делю он ру­гал­ся, что мы ему ме­ша­ем, а по­том он ска­зал, что­бы мы у не­го ос­та­вались жить в бри­гаде.

Ты про­ника­ешь в этот мир, ты уже не сто­рон­ний наб­лю­датель, ты как бы учас­тник этих со­бытий, ты не оче­видец, ты один из это­го со­об­щес­тва ма­лень­ко­го. И даль­ше всё идёт глад­ко и опять же за­висит от тво­его упорс­тва, от этой ин­теллек­ту­аль­ной ра­боты. За­быть о не­мощи, за­быть о бо­ли — вот та­кие ве­щи ка­кие-то дол­жны быть. И всё под­чи­нено рас­кры­тию идеи.

Фото ©️ Высокие широты
Фото ©️ Высокие широты

О де­тях ко­рен­ных на­родов

В тун­дре их [де­тей] за­бира­ют на де­сять ме­сяцев в го­ду в ин­тернат, и в этом ин­терна­те ведь ни­чего хо­роше­го нет. Ну то есть там всё прек­расно, это та­кая зо­лотая клет­ка, из ко­торой вы по­том вы­пада­ете че­рез один­надцать лет, со­вер­шенно неп­риспо­соб­ленный к жиз­ни ни там, ни тут. По­это­му пос­ле это­го ин­терна­та тя­жело оп­ре­делить­ся. Хо­тя вот вну­ки Вук­ву­кая и де­ти, ко­торые бы­вали у не­го, пос­ле де­вято­го клас­са пош­ли в тун­дру — один­надцать че­ловек. И я очень се­бя те­шил мыслью, что наш фильм, «Кни­га тун­дры», сыг­рал ка­кую-то роль в их ре­шении, по­тому что он по­лучил­ся дей­стви­тель­но та­ким, что есть там за что дер­жать­ся. Они вер­ну­лись пос­ле ин­терна­та, они вер­ну­лись людь­ми на­шего вре­мени, они дру­гие, они не как Вук­ву­кай: Вку­вукай очень ар­ха­ич­ный, а они всё-та­ки лю­ди уже но­вого вре­мени. Но тем не ме­нее они вер­ну­лись и сог­ласны, ви­димо, на этот сим­би­оз сво­их собс­твен­ных те­перь уже сов­ре­мен­ных по­нима­ний и пред­став­ле­ний о ми­ре с этой тра­дици­ей.

Фото ©️ Высокие широты
Фото ©️ Высокие широты

Об ат­мосфе­ре ко­рен­ной Чу­кот­ки

Вы на­ходи­тесь там, сре­ди лю­дей, ко­торые за­нима­ют­ся ка­кими-то нас­то­ящи­ми де­лами, от ко­торых за­висят жизнь, бла­гопо­лучие, здо­ровье лю­дей и про­чее… Они за­няты очень важ­ным де­лом. Ты то­же за­нят важ­ным де­лом, твоя за­дача — это важ­ное де­ло рас­крыть, что­бы оно вы­пук­лое бы­ло, оче­вид­ное, воз­дей­ство­вало эмо­ци­ональ­но. То есть ты то­же за­нят важ­ным де­лом. И они за­няты важ­ным де­лом. И вы все вмес­те вы­жива­ете. Они вы­жива­ют ес­тес­твен­ным об­ра­зом, они да­же не нап­ря­га­ют­ся, пос­коль­ку это в их при­роде; нам вы­живать слож­нее, но мы то­же вы­жива­ем. И плюс вас ок­ру­жа­ет эта веч­ность, пе­ред ва­ми от­кры­ва­ют­ся струк­ту­ра и вза­имос­вя­зи жиз­ни.

Пе­ред ва­ми бук­валь­но мат­ри­ца со всей оче­вид­ностью, иног­да до пот­ря­сения прос­то. Ты по­нима­ешь, как всё прос­то за­вяза­но, как всё прос­то про­ис­хо­дит, при­чин­но-следс­твен­ные свя­зи все, ни­какой ше­лухи, ни­каких пус­тячных дел, ве­щей и ещё че­го бы то ни бы­ло нет, что нас ок­ру­жа­ет здесь, в ме­гапо­лисе, и всё ста­новит­ся нас­толь­ко яс­ным… По­чему это про­изош­ло и что дол­жно про­изой­ти в прин­ци­пе. Это пот­ря­са­ющая вещь, это по­сеща­ло ме­ня раз де­сять. Но воз­вра­ща­ясь в Мос­кву, ты за­быва­ешь обо всём этом. Опять на­чина­ешь бе­жать, ле­теть ку­да-то, ка­кие-то проб­ле­мы на­вали­ва­ют­ся. И вот это вот как всё ус­тро­ено — оно ухо­дит, это по­нима­ние. А там ты это по­нима­ешь.

О сот­рудни­чес­тве со Все­мир­ным фон­дом ди­кой при­роды (WWF) Рос­сии

Мы наш­ли со­юз­ни­ков в ли­це фон­да ди­кой при­роды. Та­кая па­радок­саль­ная на са­мом де­ле ис­то­рия: они за­нима­ют­ся сох­ра­нени­ем жи­вот­ных, а тут лю­ди этих жи­вот­ных до­быва­ют. Это бы­ло важ­но, по­тому что это го­ворит об осоз­на­нии эк­спер­та­ми фон­да то­го, что тра­дици­он­ный об­раз жиз­ни бе­рего­вых жи­телей нас­толь­ко плот­но свя­зан с мор­ски­ми мле­копи­та­ющи­ми, аб­со­лют­но не­раз­рывно, что это не­воз­можно разъ­ять. Для них мор­ское су­щес­тво — это не не­оду­шев­лённый пред­мет, как ка­кая-ни­будь брой­лер­ная ку­рица, ко­торая ле­жит в су­пер­марке­те, это соб­рат, что ли, на­зовём это так. Ко­торый в ка­кой-то оп­ре­делён­ный мо­мент прос­то при­ходит в гос­ти и ко­торый от­да­ёт се­бя этим лю­дям, а они де­ла­ют всё для то­го, что­бы его бес­смертная ду­ша, на­зовём это то­же по-хрис­ти­ан­ски, вер­ну­лась в род­ную сти­хию и смог­ла об­рести по­том но­вое те­ло и вер­нуть­ся опять, а они опять бы это праз­дно­вали и опять от­пусти­ли его ду­шу… И это не­раз­рывный цикл, кру­гово­рот жиз­ни, ко­торый нель­зя пре­рывать. Ина­че не бу­дет ни тех, ни дру­гих — я так по­нимаю.

Я рас­ска­зывал где-то о за­гово­рах, ко­торые су­щес­тво­вали, о том, что лю­ди гар­пу­нили ки­та, по­том че­ловек вста­вал на нос бай­да­ры, пел зак­ли­нание, кит раз­во­рачи­вал­ся, шёл к бе­регу, под­хо­дил сам на от­мель, и там его лю­ди копь­ями боль­ши­ми ри­ту­аль­но до­быва­ли. А ви­део, ко­торе я ви­дел сво­ими гла­зами, — это то же са­мое на Аляс­ке, там лю­ди охо­тились, че­ловек вы­шел на кром­ку и то­же за­пел, и при­шёл кит. По­это­му это та­кое родс­тво, ко­торое не­об­хо­димо бе­речь, по­тому что это муд­рость че­лове­чес­тва, её нель­зя унич­то­жать и от­но­сить­ся к ней с пре­неб­ре­жени­ем. Это та­кая кра­сота, ког­да лю­ди и ки­ты по­ют вмес­те.

12+ «Кни­га мо­ря» (2018): в про­кате с 8 ап­ре­ля.

Ре­цен­зию на фильм «Кни­га мо­ря» мож­но про­читать здесь.