Найти тему
Андрей Калинин

Критиковать с пользой

А ты умеешь делать замечания?
Умеешь критиковать?

Недавно у меня возникла интересная ситуация. Меня решили покритиковать и я вспылил. Вообще, я всегда лояльно отношусь к замечаниям, а умение их воспринимать считаю крайне важным свойством личности, характеризующим её зрелость и адекватность. Ведь я понимаю, что сам не всегда способен заметить свои изъяны и недоработки, поэтому нуждаюсь в подсказке со стороны. Тот же, кто не умеет правильно воспринимать критику, лишает себя целого пласта чужого опыта, который он бы мог получить, просто прислушавшись к критике…

Но…

В этот раз на замечания в свой адрес, я почувствовал, как меняется моё внутренне состояние от благодушного, готового выслушать критику к раздражённому, воспринимающему в штыки то, что ему говорят. В чём же причина?

Дело в том, что в тот момент я стал ощущать, как моя целостная система начинает разваливаться, и чем больше слышал критику, тем больше у меня возникало желание встать на защиту своей системы. Целый велосипед поедет, а разобранный мерседес – нет. По этой причине несовершенное целое лучше, чем идеальные части, не собранные вместе. Попытки отмахнуться от того неприятного ощущения проваливающегося пола, которое я приобрёл в ходе критик-сессии не приносили результата. Я чувствовал, что мне будет сложно избавиться от гвоздей, которые только что вбили в мою голову.

Но что же делать, если вы не гвозди хотите вбивать в голову своему собеседнику, а действительно желаете ему добра, и хотите, чтобы ваша критика была воспринята как совет, и принесла пользу?!

Во-первых, самый лучший способ, это учить примером, не заостряя внимание на том, что «у тебя так, а нужно вот как». По этой причине, чудесным средством является проведение мастер-классов.

Правда не всегда мастер-классы возможны, поэтому совсем обойтись без словесной критики вряд ли удастся. Но когда она потребуется, лучше следовать хотя бы нескольким простым правилам:

1) Желая высказать замечания, соблюдайте закон Паретто (80/20), говоря сначала то, что вы считаете удачным, ценным, правильным из того, что уже умеет, знает, делает ваш собеседник, а уже потом критикуйте. Причём из всего, что вы отметите, 80% должно быть положительного и только 20% критики. Это позволит вашему собеседнику усилить уверенность в своих сильных сторонах, расположит его к вам таким образом, что он будет готов выслушать, а значит, сама критика будет им воспринята более лояльно;

2) Употреблять «я-высказывания» вместо «ты-высказываний», то есть, вместо «ты ошибся» лучше сказать «мне кажется, что здесь ошибка», вместо «ты меня не слушаешь», лучше употребить «мне бы хотелось быть выслушанным». Ключевым здесь является не смягчение оценки, которая тоже может быть полезной, а именно замена жёсткого «ты», «у тебя», на своё отношение «мне кажется», «по моему мнению». Такой подход облегчает восприятие, не вызывает защитной реакции;

3) Конечно, критиковать нужно действия, а не человека…

Продолжить можно и дальше, но думаю, что на первый раз хватит.