О встрече, которая стала судьбоносной как для молодой лошади высоко ценившейся в России персидской породы, так и для первого российского императора Петра I, мы узнаем из книги Осипа Беляева «Кабинет Петра Великого», написанной в самом конце 18 столетия. Здесь же уточняется, что, несмотря на женское имя Лизетт, «лошадь сия есть жеребец». Вот такая необычная история!
По свидетельству камер-юнкера Берхгольца, Петр I предпочитал ездить на маленьких верховых лошадях, на которых было удобнее садиться. Но для Лизетт царь сделал исключение. Он увидел ее в военном лагере под Ригой летом 1698 г., когда возвращался из Великого посольства. Там торговцы продавали чудесного жеребца бурой масти, который произвел впечатление на государя с первого взгляда. Он приобрел его, не задумываясь, заплатив 100 голландских червонцев и отдав свою прежнюю лошадь в придачу.
Петр сразу отвел коня к кузнецу перековать. Легенда гласит, что царь собственноручно проверил первую подкову, легко разогнув ее руками. Пришлось мастеру перековать подковы из более крепкого металла, получив за работу рубль серебром. Не растерявшись, кузнец согнул рубль пополам и попросил заменить его на более прочный. Петр, посмеявшись, подарил находчивому кузнецу полный кошель серебра. И совершив столь спонтанную покупку, царь не прогадал.
С той поры Петр почти не расставался с Лизетт, который оказался на редкость выносливым - мог пробежать в день до полутораста верст «без всякого при том себе вреда и надсады». Взаимная привязанность Петра I и жеребца была необыкновенной. Долго не видя царя, конь вырывался от конюхов и бегал по всему лагерю, пока не находил хозяина. Пищу он тоже принимал только из его рук и объявлял голодовку, если он долго отсутствовал. Если лошадь седлали, а царь раздумывал ехать, она возвращалась в конюшню «как бы будучи тем обижена, потупляла вниз голову и казалась печальною до такой степени, что слезы из глаз ея выкатывались».
Во время походов лошадь заходила в палатку царя и во время обеда ела и пила вместе с ним и генералами. Во время знаменитой Полтавской битвы Лизетт вынес своего хозяина из под прямого огня, единственная пуля при этом попала в седло. Жеребец был не только очень вынослив, но и ловок - переходил любой ров по доске, ширина которой была не больше ширины его копыта, сохраняя равновесие.
Лизетта был ярким примером «лошади одного хозяина». Вскоре после Полтавской битвы конь получил почетную отставку по возрасту. Государь приказал поставить любимца на пожизненное довольствие, а после его смерти сделать чучело, которое было выставлено в Кунсткамере в полном убранстве.
В настоящее время чучело Лизетт находится в Санкт-Петербургском Зоологическом музее Российской Академии наук. К сожалению, утрачен убор лошади, бывший на ней изначально: узда, седло, орчак, пробитый пулей во время Полтавского сражения, бархатный чепрак с вышивкой и бахромой, а также стремена. В упоминавшейся книге Осипа Беляева говорится, что при новой набивке чучела в XIX в. большой запас кожи остался внутри, отчего лошадь получилась несоразмерной росту ее великого всадника.
Чучело лошади впоследствии стало прототипом для всех изображений лошадей на батальных полотнах. Конь Петра Великого продолжает жить на картинах художников и в бронзе. Самый известный конный памятник России, - Медный всадник, - не исключение.
Есть еще один менее известный памятник Петра Великого на Лизетте, который выполнил Бартоломео Растрелли - отец знаменитого архитектора. Свою работу Растрелли начинал еще при жизни Петра, а возобновил в царствование «дщери Петровой» Елизаветы. Но во время подготовительных работ по отливке монумента он умер. Отливку заканчивал его сын, Франческо Растрелли. Но к этому времени уже умерла Елизавета Петровна, и к идее установки конной статуи Петра Великого охладели. Лишь Павел I вспомнил об этом памятнике и приказал установить его перед своей резиденцией - Михайловским замком.
Знающие люди утверждают, что еще один конный памятник вот уже больше 10 лет стоит на частной автостоянке при агентстве недвижимости в Риге - неподалеку от того самого места, где молодой Петр впервые увидел Лизетту.
Любители лошадей выдвигают предположение, что жеребец на самом деле был не персидской породы, а текинской. За эту гипотезу говорит и цвет шерсти Лизетт - по документам она бурая, но на самом деле оттенок ее шкуры желтоватый, текинский. На сохранившейся гравюре можно видеть лошадь с характерным текинским высоким постановом шеи. От этой версии отталкивается и предположение, что имя Леззет было выбрано Петром потому, что так на одном из восточных языков звучит слово «блаженство».
По одной из версий, останки лошади были похоронены на берегу небольшой речки Таракановки, где стоит колонна - памятник Лизетте. В верхней части колонны есть небольшое углубление, где якобы была когда-то фигурка лошади или барельеф с ее изображением. О происхождении колонны сложено столько городских легенд, что вряд ли другое архитектурное сооружение Петербурга сможет составить ей конкуренцию. Самая известная из них гласит, что колонной отметили место захоронения любимой лошади Петра I, которая скончалась в одной из конюшен Екатерингофа. Совсем недалеко от колонны, за калиткой, виднеется здание конюшни местного конно-спортивного клуба. Известно, что конюшни в Екатерингофе существовали ещё в середине XVIII в. От этой близости, видимо, и возникла легенда.
Первое упоминание о чучеле лошади Петра можно найти в книге Иоганна Бакмейстера «Опыт о библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской императорской Академии наук». После рассказа о поступлениях 1735 г. в ней сообщается:
«Спустя несколько лет прислана была та самая лошадь, на которой Император разъежжал на Полтавском сражении, и которой имя Лизетта в истории нашего Героя упоминается по равному праву, как и Букефал в повествованиях завоевателя Азии Александра Великого».
Российский император Петр I любил и собак. Пес царя породы буленбейцер (быкодав) был огромным. В настоящее время эта порода практически исчезла. Кличка у него была Тиран, он преданно любил императора и сопровождал его во всех военных походах. Петр называл собаку самым верным другом и тоже очень любил. Пес, если верить преданию, был очень умным: он, например, знал многих приближенных вельмож и сановников и нередко в своем ошейнике относил им записки Петра.
А главной его любимицей была маленькая собачка породы терьер по кличке Лизетта. Ее императору подарил светлейший князь А.Д. Меншиков. Собака ни на шаг не отходила от своего хозяина. Когда Петр спал, Лизетта сидела или лежала рядом, охраняя его покой, и бросалась на каждого, кто приближался к царю.
Однажды Петр рассердился на одного из своих придворных и собирался заточить его в крепость, хотя многие считали того не виновным. К Петру стали обращаться с просьбами простить провинившегося. Пробовала его уговорить и сама императрица - но и это не помогло. Тогда решили придумать хитрость: от имени Лизетты составили письмо с описанием всей ее верной службы царю и просьбой помиловать осужденного. Письмо вложили за ошейник. Петр, прочитав его, улыбнулся и велел передать, что меняет гнев на милость. После смерти любимой собаки Петр I приказал изготовить ее чучело и лично сделал на ошейнике надпись серебряными буквами: "За верность не умираю". Сейчас оно находится в Зоологическом музее под стеклом на деревянной подставке, покрытой красным бархатом.
В какое время чучела животных попали в Зоологический музей - точно неизвестно. Галерея в Кунсткамере прекратила свое существование в 1930 г., в период коренной реорганизации Академии. Основная часть предметов первоначально поступила в ведение Русского музея. Седло попало в Эрмитаж из Государственного музея этнографии в 1941 г. Приблизительно в это же время в Зоологический музей попали и лошадь с собаками. Экспозиция, посвященная животным Петра, была развернута уже после войны.
Вот как описывает эксперт состояние чучел любимцев Петра I в 70-е гг. 20 в.:
«В довольно удовлетворительном состоянии находятся чучела животных, принадлежавших Петру I. Все они исключительно массивны, имеют большой вес и сделаны чрезвычайно грубо. У лошади шерсть и сейчас в неплохом состоянии: ее не коснулась моль, а мездру не тронули кожееды. Внимательное изучение этих чучел показало, что … шкуры в процессе изготовления были, видимо, хорошо обработаны (протравлены) мышьяком. В основу помещен каркас, сбитый из толстых, плотно пригнанных друг к другу досок. Голова, шея, конечности также вырубались из цельных кусков дерева, а потом крепко сколачивались с туловищными досками. Под шкуру поверх деревянного каркаса подкладывалась тонким слоем солома, а поверх нее еще тряпочная ветошь или шерсть».
Петру Великому удалось сохранить для потомков память о своих любимых животных. Возможно, этот факт не является таким уж значимым в масштабах истории Российского государства. Зато он позволяет сделать образ императора более человечным и взглянуть на него как на обычного человека со своими привязанностями и симпатиями.
Ссылки:
1. Галерея автора статьи, посвященная любимому дворцу Петра 1 Монплезир: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/dvorec-monplezir--liubimyi-dvorec-petra-i-v-sozdanii-kotorogo-on-prinimal-neposredstvennoe-uchastie-francuzskii-posol-kampredon-pisal-608af07654f59b65753c26d7
2. Статья автора о фонтанах Петергофа: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/zavorajivaiuscaia-magiia-petergofskih-fontanov-60811869a681cc260056bec9
3. Статьи автора о Петре Великом:
Сюжет 3-ий: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/petr-velikii-siujet-zii-dvoecarstvie-unikalnaia-situaciia-v-rossiiskoi-istorii-6071a8ef6594337d8125d525
Сюжет 2-ой: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/petr-velikii-siujet-2oi-streleckii-razgul-606d92e241e5c84b89553e46