На сегодня Китай и Индия являются странами с самым большим населением в мире. Население Китая на сегодня составляет 1,439 млрд. человек, Индии - 1,380 млрд. В то же время достаточно большой процент населения этих стран, а в абсолютных цифрах это сотни миллионов человек, имеют достаточно скромный доход. Индия находится на 67м месте в мире по уровню дохода на душу населения, и он составляет 177 долларов США в месяц, Китай - на 44м месте, средний доход 866 долларов в месяц. Также для этих стран характерна высокая плотность населения в городах и пригородах. В качестве основного средства передвижения, хоть и не повсеместно, но во многих или даже в большинстве агломераций в этих странах массового используют сотни миллионов 2х колесных транспортных средств.
Итак, основные сходства и различия китайских и индийских мотоциклов.
Общее:
Бюджетная цена. В Индии самым популярным видом 2х колесного транспорта с мотором является именно мотоцикл, в Китае в целом - скутер, но во многих районах также, мотоцикл. Такой массовый транспорт, как мотоцикл, скутер - ориентированы по цене на доступность любому жителю этих стран, прежде всего сотням миллионов людей с относительно небольшим доходом. Индийский рынок мототехники - олигополия, то есть в нем кроме нескольких небольших компаний, есть всего 3, которые выпускают мототехнику десятками миллионов штук в год, при этом суммарно владея почти всем рынком - HERO (ранее HERO HONDA), BAJAJ, TVS. Розничные цены на мототехнику есть на их веб-сайтах, средняя розничная цена на самые продаваемые модели мотоциклов - 800-1000 долларов США. В отличие от Индии, в Китае конкуренция на внутреннем рынке очень высокая - сотни производителей, средняя в рознице цена около 500-700 долларов за обычный мотоцикл 125 куб.см.
Что касается экспортных поставок, то концепция в целом такая же - Индия, и тем более Китай, экспортируют больше всего бюджетную мототехнику, проще говоря, дешевую, для массового покупателя.
Малая кубатура, низкий расход топлива. В Индии самая популярная кубатура массового мотоцикла - 100-110 куб. В Китае - 125 куб.см. В основном такая кубатура это баланс мощности и других потребностей (скорость плотного потока не требует большой кубатуры), а также цены и минимальных расходов на содержание, включая расход топлива.
Для экспорта, в целом концепция та же - китайские и индийские мотоциклы в основном не выходят из бюджетной кубатуры 250.
"Дорожность", утилитарность. В России очень популярны внедорожные мотоциклы. В Индии и Китае для внутреннего рынка в них почти нет потребности - почти все мотоциклы - дорожные, для езды по асфальту. Также, мотоцикл является простым средством передвижения для ежедневных, "утилитарных" целей - на работу/с работы/по работе/по хозяйственным делам.
На экпорт также, из Индии и Китая в большинстве поставляются дорожные утилитарные мотоциклы.
Различия между индийскими и китайскими мотоциклами:
Качество. В Индии рынок мотоциклов поделен, по сути, между тремя крупнейшими производителями - HERO, BAJAJ, TVS. Это можно сравнить, например, с рынком услуг сотовой связи в России. В этих условиях все ресурсы от продаж на огромном рынке концентрируются в руках, за небольшим исключением, трех основных производителей, которые конкурируют между собой за огромные "куски" рынка. Они выпускают очень ограниченный, по китайским меркам, ассортимент, но более стабильного и более высокого качества. В Китае высокая конкуренция среди сотен производителей, чем крупнее компания и больше объем выпуска - тем выше у нее качество, но сотни средних и "маленьких" производителей выпускают "удешевленные" модели, в которых баланс между качеством и ценой смещается в пользу низкой цены.
Количество моделей, гибкость. В Китае, если есть необходимость, можно заказать небольшую партию мотоциклов розового цвета, или заменить практически любой другой компонент в уже существующей модели так, как это нужно для какого-то конкретного рынка. Как крупнейший в мире экспортер мототехники Китай, с сотнями сборочных фабрик и тысячами производителей комплектующих, обеспечивает покупателям очень высокую гибкость продукта - мотоцикла, позволяет сделать продукт с нужными характеристиками для конкретного рынка. В Индии так не получится - поменять под заказ двигатель 150 на 200 или 250 куб. см. - не получится, изменить коробку/схему переключения передач - тоже нет, даже просто поменять рисунок резины - навряд ли, это слишком сильные отклонения для миллионного конвейерного потока. Сделать новую модель под заказ (мопед типа Альфа например) - в Индии практически нереально, в Китае - вопрос размера партии.
Трех-местность. В Индии многие модели дорожных мотоциклов - очень длинные, условно "трех-местные", для большой индийской семьи. В Китае наоборот, это скорее "полуторки", не только из-за цены, но и потому, что нет необходимости ездить по трое.
Логистика. Поток грузов из Китая имеет самый высокий траффик, привезти что-либо из Китая существенно быстрее, проще и дешевле, чем из Индии. Это влияет на цену мотоциклов, цену запчастей, ассортимент и доступность. Многие запчасти для китайских мотоциклов продаются на Али - их может купить и получить на почте любой человек, с индийскими мото пока всё не так просто.