Ветеран транспортного строительства СССР и РФ Валерий Павлович Уласик, о котором прилежные подписчики канала уже читали, согласился вспомнить интересные истории своей молодости и рассказать о них. Это называется — от первого лица. Он — довольно строгий критик и не терпит искажения исторических фактов. "Не вздумай ничего править, иначе больше писать не буду", — строго предупредил он меня.
Читаем!
1 сентября 1974 г. я был руководителем строительно-монтажной колонны №4. Палатка армейская 6×9 м, служившая штабом СМК, была установлена по оси будущей железнодорожной линии в начале 64 километра. Ниже, метров на 100, заканчивалось строительство здания из круглого леса – дизельной для обеспечения поселка Звездного электроэнергией в зимнем варианте. Рядом котлован, в котором установлены две ёмкости (большие бочки по 35-40 кубометров) под дизельное топливо.
При установке и засыпке грунтом у одной бочки экскаваторщик зубьями ковша в центре неосторожно сделал порыв. Что делать? Сваркой работать нельзя – пары и само дизтопливо. Слесарь Шкаредёнок говорит: «Павлович, нужен лист алюминия». Я иду к Тамаре Тихомировой, заведующей столовой, прошу у неё алюминиевый противень.
Шкаредёнок нарезал по кругу порыва отверстия с резьбой под болтики. Берёт на прокладку уплотнитель – стойкую резину, а в противне делает симметричные отверстия и всё это плотно закрепляет болтиками. Ёмкость непроницаемая.
К обрыву в сторону вертолётной площадки установлена кузница, где занимается Юра Обухов, участник 17 съезда ВЛКСМ из Киргизии, классный кузнец. Рядом токарный цех, цех энергетики с главным энергетиком Калина Виктором. Здесь же стоянки техники: К-700, кировцы, машинисты Козин В., Шинкарёв А., Горпинченко П., Спруж О. Танкетки - Алиев и Кучма, ТТ-4– машинисты Аккерман Вильгельм, Облицов, Жигилёв В.
Вагончик главного механика – Мельников В., Исакин Н., вся служба отдела главного механика. Ближе к 65 километру возвели боксы, гараж, диспетчерскую, автоколонну с установкой линии подогрева автомашин в зимнее время. За ними - берег реки Ния. И далее на 65 км палаточный городок — 20 палаток ребят 17 съезда ВЛКСМ, 302 человека. Это — представители республик и областей Советского Союза.
Между двумя техническими службами — клуб «Таёжник». Первый сгорел, второй сделали с кирпичной стенкой (бренд мауэр), кинобудка отделена. За вертолетной площадкой - подвесной пешеходный мост через реку Таюра.
Выше, за будущей железнодорожной линией, проходит автодорога, за ней - возведение посёлка СМП-266, а слева - строительство жилья и базы мостопоезда № 441 из посёлка Вихоревка (с декабря месяца Мостоотряд-44, начальник Ронин Залман Гершевич). Начинал строительство поселка МО-44 Лукьянчиков, шестого октября он снялся с партийного учёта у Станислава Дмитриевича Иванова, возглавлявшего в то время партийную организацию поселка Звездного до отъезда в г. Нерюнгри.
Круглосуточно работают пилорамы, идёт продукция: брус, доска, станки выпускают половую рейку, фальцовку и весь набор деревянных изделий, всю столярку.
Столовая с греческим залом работает круглосуточно. Капитальная хлебопекарня, баня, первая котельная. Строится вторая. Водозабор.
Щитовые дома серии ИП-420 в производстве и пошла серия Щ-162. Пришли, согласно решению обкома КПСС, из БратскГЭССтроя дома серии ГПД, для возведения одноэтажного и двухэтажного строительства. В будущем, в декабре с С. Ивановым, рабочими из бригады Сивакова завезли ГПД на сопку, где был автодорожный серпантин, левый берег реки Таюра.
Выполнили заезд, площадку, смонтировали домик ГПД, телевизионную вышку, дизельную запустили для получения электроэнергии, в дальнейшем провели ЛЭП. И с 27 декабря 1974 года в поселке Звездном полным ходом шли телепередачи. Все посмотрели фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром».
Эти здания ГПД явились вкладом БратскГЭССтроя в строительство БАМа.
Строятся двухэтажные брусовые дома, склады орса, так как правильное питание–основа воспитания.
В этот день школа поселка Звёздного принимает учеников, праздник. Прилетел вертолёт и кого-то привёз. Я у себя занимаюсь в палатке с документацией, графиками, ОТ и ТБ. В палатке две молодые женщины, жёны, будущие матери на лёгком труде.
В следующем номере читайте продолжение документальной истории Валерия Уласика.
Не пропустите