Здраствуйте все, я инвалид 1 группы. Продолжаю публиковать повесть деда Петрова Андрея Дмитриевича с разрешения Петрова Михаила Андреевича.
20 ИЮЛЯ. Утро ясное тихое. Верхушки деревьев неподвижны, словно оцепенелые. В воздухе легкая сизоватая дымка. Далеко за северо-восточным хребтом огромные нагромождения кучевых облаков. В это утро пчелы дружно вышли на взяток. Уже в седьмом часу вся пасека сотрясалась от гула, а к восьми- контроль показал полтора килограмма привеса. День начался отлично!
Жора приступил к откачке. Отличная погода способствовала этому. Я своих не тревожу. Все мои семьи отлично работают, поэтому нет смысла мешать им. К тому же ульи у меня просторные-каждая семья в четырех корпусах, так что пчелы нескоро заполнят в них все рамки медом. И я не тороплюсь проводить откачку. Делать нечего. Я сижу и наблюдаю за работой Жоры. Время от времени вступаю с ним в разговор:
-Такой медосбор идет, а ты лезешь в ульи, мешаешь пчелам работать. Я к своим боюсь даже подходить, а не то чтобы ввязываться в их работу. Ты думаешь, они больше принесут, если каждый день будешь трепать?. Этим, наверное, ты и решил меня обогнать?
-Отстань, паря, не мешай мне!-зло ответил Жора, продолжая работу.
-Да я ведь не мешаю, не держу тебя за руки..
-Языком мешаешь...
Отбирая рамки из одной своей семьи для откачки,Жора заметил, как из рядом стоящего улья начал выходить рой. Не раздумывая, он присел сбоку этого улья, чтобы не мешать выходящим пчелам роя, и поджидал выхода матки. Роящиеся пчелы вываливали из летка с огромной скоростью, словно пули из множества пулеметов, установленных в глубине улья. Жора-опытный пчеловод, поэтому и в такой сутолоке пчел обнаружил матку, когда она появилась на прилетке. Она еще не успела поднятся в воздух, чтобы присоединится к пчелам роя, как Жора прикрыл ее колпачком и заключил в клеточку, которую оставил тут же, на прилетке."Рой без матки не уйдет",- с удовлетворением подумал Жора и продолжал работу.
Когда матка в клеточке, рой и впрям не уходит. Покрутившись некоторое время в воздухе, роевые пчелы возвращаются в свой улей, но на этот раз произошло нечто непредвиденное. Пчелы роя крутились над въезжей тропой. В этот просвет, как уже известно, шли все рабочии пчелы пасеки, и все они должны проходить сквозь густую массу роящихся пчел, словно сквозь плотную завесу. Пчелы роя сбивали рабочих пчел с нормального ритма в работе. Они подсоединялись к роявым и вместе крутились. Пчелы роя почуствовав, что срединих нет матки, возвращались в свой улей. Они облепляли коробочку с маткой, которая разрасталась словно снежный ком. Вместе с пчелами роя сюда слетались и рабочие пчелы из всех других семей. Через какой-то промежуток времени, небольшой четырнацатирамочный улей превратился в огромный лежак. С переди, с боков и сверху слой пчел достиг десяти сантиметров. Если бы была возможность взвесить всех налетных пчел, то их оказалось бы не менее пятнадцати килограммов.
-Ничего себе рой, да тут их хватит на 8 отличных роев!-возмущался я.
А к ним все шли и шли новые, увеличивая эту массу. На эту матку собирались рабочие пчелы со всех семей наших двух пасек.
Мне не понятно, когда прекратится этот налет, да и прекратится ли он вообще-то?!
" Ведь так могут слететь все рабочие пчелы на этот рой,"- забеспокоился я, хотя и знал, что налетные пчелы со временем рассосутся, разлетятся по своим ульям. Но каким окажется этот промежуток?! Может только в один час, а может и большим. А взяток идет сильнейший, поэтому терять даже одну минуту убыточно, недобор меда. Терять мед из-за глупости напарника едва-ли кто из пчеловодов согласится. И я запротестовал. Запротестовал так энергично, что принялся кричать на Жору:
-Ты что делаешь?!! Ты всех пчел собрал своей паршивой маткой! Убери клеточку или я сам выброшу ее на дорогу!
-Не позволишь...
-Позволю! Только засвистит!
Жора поправил на голове лицевую сетку и, поблескивая стеклами очков, уперся в меня взглядом. Он готовился к сопротивлению.
-Паря, чего кричишь? Это мой рой, все эти пчелы мои. В этом году мои пчелы очень сильные.. вот и рой сильный...
-Сильные,-выдохнул я,-да у тебя во всех семьях не наберется столько пчел, сколь собралось их здесь! У него сильные семьи, да тут собрались со всей пасеки! Неужели не видешь, все эти пчелы налетные?!
-Это мой рой! Все пчелы из моей семьи. Ты, паря, не волнуйся, чужих пчел нет...
Ну как ему докажешь? Вскоре я понял, криком его не пробьешь. От своих слов он так просто не откажется, хотя и ясно сознает, что абсолютное большинство пчел налетные. Мысли мои бешенно работали, подыскивая веские аргументы, которыми мог бы убедить его в том, что большинство пчел здесь налетные. Но веских аргументов на ум не приходило."Но чем, чем доказать ему? Чем?" Наконец я обратил внимание на обножку налетных пчел. "Ага, вот и доказательство."-обрадовался я.
-Жора, скажи, пчелы роя с обножкой уходят?
Жора правильно мой вопрос понял. Нехотя ответил:
-Нет, конечно... Пчелы роя уходят без обножки. Только примкнувшие к ним, возвращающиеся с взятка с обножкой.
-Вот видишь, что получается: пчелы роя уходят без обножек, а тут?
Жора засмеялся:
-Паря, почти все с обножкой.
-Значит, чужие, - продолжил я его речь- Значит чужие.
-Наконец-то понял!- обрадовался я.-Убирай клеточку!
-Придется убрать,-согласился Жора. Неторопясь он разгреб клуб пчел, покрывающих клеточку с маткой, осторожно поднял ее и положил в переносный ящик, подвесив на суку березы метрах в пяти отулья. Почуствовав отсутствие матки налетные пчелы разлетались по своим ульям. А через 10-15 минут ни одной чужой пчелки не осталось на этом улье. В ящик собрались только пчелы роя. Их оказалось не более двух пригорошней.
-Вот видишь, видишь, что получается, когда голова не соображает?- говорил я, радуясь тому, что все благополучно закончилось.
К вечеру наши дневные страсти приутихли. После ужина мы вышли на дооогу, чтобы размятся на чистом месте. Вот уже несколько дней мы не гуляли по вечерам: дождливая погода не настраивало на это. У любого пчеловода на медосборе не бывает хорошего настроения, когда идут беспрерывные дожди и контрольный улей показыаает убыль. Сегодня другое дело. День стоял ясный и жаркий. Температура воздуха удерживалась на отметке+28° и дневной принос оказался вполне приличным: +12 килограммов. А это любого пессимиста приведет в восторг! Мы же до безумия обрадовались такому привесу.
Несмотря на это душу сжимала необъяснимая тревога, ожидания чего-то худшего. Это, повидимому потому, что мы отлично знали как неустойчива погода на Дальнем Востоке в июле в период когда цветет липа. Сколько меда пропадает у пчеловодов из-за этих дождей!
В этот период лета здесь идут дожди, приносимые муссонными ветрами с Тихого океана. Погода становится неустойчивой так что нельзя загадывать не только на сутки вперед, но и на два часа. Бывает ясный вечер, как этот, сегодняшний, на небе не единого облачка. А когда стемнеет милиарды крупных и мелких звезд усыпают темный ночной небосвод. И, кажется, ничто не предвещает дождя. Человек не знакомый с климатом Дальнего Востока, может сказать:"Завтра будет отличный денек!" Но какое же будет его огорчение, когда проснувшись утром, он услышит отвратительный шум ливня.
Мы с Жорой дальневосточники. Начало муссонных дождей узнаем по ослепительно яркому мерцанию солнца на закате, по множеству крупных и ярких звезд на черном ночном небосводе, по жгучим укусам беспросветной мошки. Такая отличная погода вечером пугает нас. Мы не уверены, что следующий день окажется таким же прекрасным, как этот. Отсюда и тревога. А как нам хотелось, чтобы хоть с недельку постояла бы такая, как сегодня. Какую уйму меда за это время наши пчелы успели бы натаскать!
Гуляя по лесотрассе, мы жадно вдыхали нежнейший арамат, испускаемый цветущими липами. Он наполнял тайгу до самого предела. Казалось, что по всей тайге разлито многие тысячи тонн прозрачного с позолотой липового меда. Ах, как легко нам дышалось! Наша тайга в это время представлялась нам самой лучшей здравницей, из всех, какие только скществуют в мире! Возле каждой цветущей липы,растущей рядом с дорогой, мы останавливались, и жадно вдыхали ее аромат. Мы с трудом отрывались и шли дальше. Под влиянием этого аромата нас потянуло к философствованию. Первым заговорил Жора.
-Паря, сколько вокруг меда? Вот бы узнать!- сказал он с полной заинтересованностью.
-Сделать это невозможно,- сказал я, тайга занимает очень большую площадь, которая нам неизвестна, да к тому же нам от этого и пользы то мало, так как наши пчелы охватывают всего лишь в радиусе трех километров. В радиусе лета своих пчел мы можем прикинуть, конечно, грубо, приблизительно, но можем, прикинуть, наличие нектара, выделяемого липами...
-Поясни, каким образом?
-Площадь в радиусе 3 километров со тавляет 2800 гектаров. Как ты думаешь, сколько лип произрастает на одном га?
Подумав, Жора ответил:
-Наверное разное...
-Будем брать среднее.
-Должно пятьдесят или побольше...
-Возможно и так... Возмем в среднем по 30 деревьев...
-Паря, согласен...
-Каждый га липы выделяет 1000 килограммов. Но это при сплошном древостое. Следовательно каждая взрослая липа выделяет 10 килограммов. У нас тридцать деревьев на одном га. Стало быть наш га дает только 300 кг.
-Согласен...
Но пчелы никогда полностью не собирают этот нектар: его пожирают разные тли, насекомые и т.п. они пожирают столько нектара, что ни одна ЭВМ не сможет подсчитать, а о нас с тобой и говорить не приходится. Ну все-таки,- нетерпелось Жоре узнать конечный результат.
-Давай будем брать не 300 кило, а в три раза меньше,- сказал я и Жора согласился. И мы взяли всего лишь по 100 кг с га. Когда мы помножим 100 на 2800 у нас получилось колосальное число-280000 килограммов.
-Вот это-да-а!!!-вскричал Жора,- Получается 280 тонн!
-Ты не ошибся, действительно получается 280 тонн!-вскричал и я, пораженный столь неожиданном результатом.
Так, прибегнув к арифметике, пусть и грубой и приблизительной, как мы сразу же сделали настоящее открытие, сильно поразившее наше воображение. Оказалось рядом, вокруг нас тайга укрывает такое несметное богатство! Вот бы взять весь этот мед!
Но взять весь мед несозможно не только во всей тайге, но и в радиусе лета наших пчел, потому что для этого нужно иметь большое количество пчелиных семей. На нашем же точке их всего лишь 31. Поняв это мы почему- то приумолкли. Наш восторг сменился унынием. Это вернуло нас к действительности.
-Хотя бы с недельку постояла такая погода, как сегодня,-сказал я мечтательно, но без энтузиазма.- Тогда бы наши пчелы все-таки поднабрали бы медку.
-Паря, хотя бы еще денек, и то было бы хорошо,- возразил Жора и полез в свою палатку, чтобы уснуть. Я не вступил с ним в прерикания, а последовал его примеру. Вскоре мы заснули. Только Блек бодроствовал. Он звонко лаял, кидаясь то в одном направлении, то в другом. Ему так и чудилось, что рядом с пасекой бродит медведь. Только когда на него набегала мышка, он прекращал лай, делал один-два прыжка и накрывал ее лапами. Пока он голоден, пожирал мышей, но стоило ему насытится, тогда только прикусывал и оставлял на тропах.
Продолжение следует...
Оглавление:
2. Медоносное лето. Атака муравьев.
3. Медоносное лето. Улетел рой.
4. Медоносное лето. Война с мышами.
5. Медоносное лето. Ссора с Жорой.
6. Медоносное лето. Встреча с медведем.
9. Медоносное лето. Пчеловод Балабанов.
Спасибо за прочтение, если понравилось ставим лайк и подписываемся на мой канал. Фотографии взяты из свододных источников интернета.