Частенько читаю и слышу жалобы владельцев собак о том, что собака совершенно не любит заниматься, что сконцентрировать на себе ее внимание не только трудно, но практически невозможно, особенно на прогулках. Собака занята всем, чем угодно, но только не хозяином. И следует вывод: ну что делать, такой уж пес достался!
А я вот уверена, что все собаки любят заниматься! Все, без исключений! Да, по-разному, в зависимости от породы, темперамента, физического строения, но все! За более чем тридцатилетний опыт общения с собаками, мне ни разу не попадалась ленивая или тупая собака! Напротив, чем дальше, тем сильнее я убеждаюсь, что собака - существо очень интеллектуальное. Учиться, заниматься, получать умственную и физическую нагрузку для нее не менее важно, чем для человека.
И никакой на самом деле пес не особенный! Просто хозяин сделал несколько ошибок при воспитании и, пытаясь исправить положение, продолжает их делать.
Тут часто и вины хозяйской нет. Виноваты стереотипы. Мы привыкли считать, что собака ДОЛЖНА слушаться хозяина, ОБЯЗАНА выполнять команды. И, исходя из этих соображений, так и строим наши занятия.
А на самом деле она(собака) ничего нам не должна, и ничем не обязана. Давайте будем исходить из того, что собака вовсе не просила нас ее заводить. Мы это сами придумали!
Так давайте подходить к делу творчески! Воспитание и обучение собаки - это целое искусство. Хозяин и актер, и режиссер, а иной раз даже и клоун!
Но у нас, хозяев, все-таки есть огромное преимущество перед собакой: мы хитрее! Мы умеем анализировать, менять тактику, искать правильный подход, подмечать мельчайшие нюансы. Поэтому всегда можем исправить ошибки.
Прежде всего скажу и без того понятную вещь: собаке должно быть интересно заниматься с хозяином!
Давайте припомним свои школьные или студенческие годы, нашу учебу. Наверняка вам, как и мне, встречались разные преподаватели.
Были такие, к кому на урок шли с удовольствием. Преподаватель интересно давал материал, рассказывал занимательные подробности, приводил примеры, радовался нашим хорошим ответам, хвалил от души.
А были и другие, которые монотонно талдычили материал по учебнику, со строгим, но откровенно скучающим видом выслушивали ответы, вместо похвалы и одобрения сухо говорили: "Спасибо, садись".
Занятия у первых пролетали моментально, и даже самые отпетые хулиганы замирали и слушали учителя. А у вторых - мы то и дело поглядывали на часы, отвлекались и вертелись, и не могли дождаться спасительного звонка.
Вот и с собакой то же самое. Давайте оценим себя: какой из нас преподаватель?
Кое-кто скажет: бред, нельзя сравнивать человека и собаку! А почему нельзя? Очень даже можно! В плане учебы мы очень похожи: либо нам весело и интересно, либо занудно и скучно!
Как сделать занятия интересными для собаки?
Здесь, я считаю, очень важно учитывать особенности породы. Знать, для каких целей эта порода была изначально выведена. В охотничьи породы я "влезать" не рискну, опыта нет, зато могу сравнивать служебные породы и собак-компаньонов.
Прежде всего нужно принять как аксиому, что все собаки - разные. То, что интересно одной, оставит совершенно равнодушной другую. И это вовсе не означает, что другая собака - тупая и ленивая, вовсе нет! Нужно просто найти то, что ей интересно, что ее увлекает, а уж под эту марку "провести" и все остальные команды. Поясню на примерах моих собак.
Из служебников у меня были немецкая овчарка и немецкий дог, из "компаньонов" - французские бульдоги, колли, дворняги. Интересы у них разные, и способы заинтересовать их - тоже отличаются.
Французы, как многие "декорашки" - весельчаки, хулиганы и игруны. Они словно созданы для того, чтобы развлекать и веселить хозяина. С ними все просто: за палочку и за игру они все, что угодно, сделают: и сядут, и лягут, и спляшут, и споют. С ними мы всегда обучались в игре. Баловались, учили трюки, играли, а по ходу - вставляли команды из общего курса.
И скажу, не хвастаясь(или, наоборот, хвастаясь), что не представляю себе француза, которого бы я приглашала поиграть или позаниматься, а он бы взял и удрал к другим собакам, или побежал обнюхивать кусты в поисках "вкусностей", или отправился по своим делам. Ну не может быть!
Они иногда наоборот, даже подбешивают своим вниманием: спокойно не погуляешь, не побродишь. Француз всегда наготове: в глазах вопрос, в зубах палка. А вдруг хозяйка захочет "сыгрануть" или, еще лучше, позаниматься командой "апорт"?
А на водоеме без палочки вообще никак. Вдруг хозяева захотят позаниматься с бульдогом плаванием?
И чушь говорят, что французы не плавают! Плавают, да еще как! Не хуже любого спаниеля! Палку достанут и принесут с любого расстояния, выгребут в любом течении, ни за что не бросят, дело принципа!
Опять же важно научить, заинтересовать собаку! Сама по себе она в воду не пойдет и плавать не станет! А вот когда прочувствует, как это здорово - плавать, тогда уж мы и сами не рады. Моя нынешняя (как и предыдущие) бульдожка бухается с разбегу в любую воду: ширина и глубина водоема ее не волнуют, погодные условия - тоже. Безбашенные бульдоги устраивают заплывы, как только сходит лед. Поэтому ранней весной мы вблизи водоемов не гуляем.
Вывод такой: ну интересно им с игрушкой и палкой - занимаемся с игрушкой и палкой. Цель-то достигнута: собака послушна до тошноты, команды знает, от хозяев практически не отходит, ну какой еще нужен контакт?
Служебники занимаются немного иначе. По ним чувствуется, что породы выводились для того, чтобы служить хозяину. Со щенком, конечно, все тоже самое: занимаемся, играя.
А вот взрослый дог у меня такого подхода не одобрял. Заниматься он любил серьезно. Отлично понимал, что идет занятие, четко выполнял команду, ждал следующую. Мои попытки поиграть во время занятия демонстративно игнорировал, смотрел осуждающе. Пес "работал"! И работать очень любил.
"Старички"- собачники восхищались: "Настоящий служебник! Эх, ему бы на настоящую работу!"
Овчарка, это вообще отдельный разговор! Это - прирожденный служака! Для моей - занятия были лучше любой игры. Настоящая собака-автомат: выполнила команду - и уже прямо пританцовывает от нетерпения в ожидании следующей! После овчарки мне долгое время другие собаки казались и впрямь "туповатыми", пока один очень умный человек не объяснил мне простую вещь. Тупых собак не бывает, бывают тупые хозяева, которые не желают учитывать, что породы разные, темпераменты разные, и подход к обучению тоже должен быть разным.
И овчарка и дог очень любили занятия с преодолением препятствий: барьеры, бревна. Овчарке нравились лестницы (дог их боялся, а я не настаивала).
Из дога, наверное, мог выйти великолепный спасатель. Всю жизнь любил "альпинизм". Способен был забраться на любые скалы, даже на практически отвесные, силища была отменная. Помогал взбираться мне, а потом очень медленно и аккуратно помогал спуститься.
А еще мой дожик очень любил команду "рядом". Но не сразу, ой не сразу! "Полетала" я за ним, будь здоров. И учить ее традиционным способом пес отнюдь не рвался.
Помогла хитрость. Вот об этом стоит рассказать, может еще кому-то поможет.
ХОДИТЬ рядом пес не любил, а вот БЕГАТЬ - всегда пожалуйста! Бежал рядом трусцой, красиво, вперед не вырывался. Вот так и учились - бегом. На ходу делали повороты, резкие остановки с усаживанием, бегали по "синусоиде" и по "восьмерке". Вот такие тренировки собаке нравились, даже глаза горели, чего обо мне не скажешь. Но что делать, бегала.
Потом постепенно перешли на быстрый шаг, а позднее отработали команду в нормальном темпе. Но долгое время я еще награждала собаку пробежкой, прямо чередовали: частично "рядом" пешком, частично - бегом.
Команда стала любимой, выполнялась на очень высоком уровне. С догом это было очень важно, думаю, догадываетесь, почему. А все остальные команды: сидеть, лежать, стоять, мы знали "постольку-поскольку", да они нам не особо и нужны были!
И я тоже сделала вывод: раз служебные породы выводились для работы, то и занятия стоит строить так, чтобы они напоминали службу. Но при этом найти то, что нравится конкретно вашей собаке(как бег для моего дога).
Нынешняя моя старшая собака Тильда(помесь от лабрадора) не слишком уважает обычную дрессуру. Команды из ОКД знает и выполняет, но повторять их ей скучно. Долго бежать рядом тоже не любит, так и норовит свернуть в сторону, сдерживается лишь по моему окрику("Эть!"). Играть в игрушку или палочку тоже долго не будет, ей такие игры кажутся "тупыми" и примитивными.
Зато обожает разучивать разные трюки, главное, чтобы что-то новенькое, во что нужно "вникать", проявлять сообразительность. С ней учим трюки.
Тильда умеет танцевать, мы выучили шаги вперед, повороты, шаги назад(самое трудное для нас), разные "змейки", прыжки через колено, через обруч и т.д.
А иногда наша красавица еще и поет. Встает на задние лапы, опирается на что-нибудь передними и выводит арии. Правда, специально этому ее никто не учил, но хвалим и восхищаемся, аплодируем. Теперь, когда просим: "Тильда, спой!", собака уже сознательно "встает в позицию" и проникновенно завывает. Сосед-дедушка нас насмешил однажды, сказав: "Красиво поет, зараза, душевно!"
А мы и рады! Тилька всегда рада позаниматься, но не "сидеть", "лежать", "стоять", а чем-нибудь таким, чтобы было интересно. Зато уж контакт с этой собакой такой, что я сама себе завидую!
Ведь в конце-концов, я думаю так: нам важно добиться послушания от собаки. А послушание - это хороший контакт с хозяином, умение слушать и слышать хозяина. Хороший же контакт достигается во время занятий с собакой. И так ли уж важно, каким командам мы собаку обучаем? Важно, чтобы занятия были интересными!
Второй важнейший момент - это эмоциональная окраска занятий.
Очень часто мы сами отбиваем у собаки интерес к занятиям своим сдержанным и строгим поведением. Виноваты опять же стереотипы. Принято считать, что хозяин должен быть строгим и настойчивым, серьезным и авторитетным. А собака ДОЛЖНА подчиняться и работать. И нечего, мол, ее бурно хвалить и радоваться за правильно выполненную команду, собака ведь ОБЯЗАНА ее выполнять! Сказали сухо: "Хорошо!", сунули лакомство, и работаем дальше.
Но у меня вот какой вопрос: а откуда собака знает, что она "должна" и "обязана"? Как ей это объяснить? А может лучше не пытаться и не тратить зря время, а скорректировать свое поведение?
Вспомним опять двух разных преподавателей. Одного - с сияющими глазами, который, выслушав ученика, говорит: "Великолепный ответ, гениально!" И другого - строгого, сдержанного и надменного. У одного на занятиях хотелось блистать, а у другого - пересидеть тихонько, дотерпеть до конца урока.
Я считаю, что занятие для собаки должно быть чем-то вроде шоу, в котором она - звезда! Хвалить-хвалить-хвалить и восхищаться! Искренне радоваться каждому самому маленькому успеху, крохотному верному движению, каждому взгляду, брошенному на хозяина. А уж быстро и правильно выполненная команда точно заслуживает шквала эмоций!
Похвалы и восхищение хозяина ценят все собаки, независимо от породы или возраста. У меня на это "велись" все: и пофигисты-бульдоги, и умница-овчарка, и серьезный, надменный дог. Я уж не говорю про Тильду - прирожденную артистку и циркачку.
Все, все, без исключения, падки на восхищение и на откровенную лесть. Мои собаки обожают, когда я хлопаю в ладоши и кричу: "Браво! Супер! Молодец! Браво!"
Тильда очень чувствительна к "лести". Когда пора идти с прогулки, я показываю поводок, и она бежит со всех лап и даже шею подставляет. Думаете за лакомство? Ничего подобного!
Я ей в такие моменты восхищенным голосом сообщаю: " Ты - Суперсобака, ты самая Суперская из всех Суперсобак! Умнее тебя в мире нет! Мне досталась самая умная собака на свете!"
И дальше в том же роде. А Тильда аж жмурится от удовольствия и смотрит на меня: "Продолжай, продолжай!"
Рассказы про Суперсобаку работают и с бульдожкой Юной. Эта не такая исполнительная, как Тильда, может и поупрямиться, и повредничать. Но слушать, как я расхваливаю Тильду, она долго не может, душа не выдерживает, тоже подбегает. И поглядывает на меня: "Я молодец? Ну давай, мне тоже расскажи, какая я суперская!" Само собой, нахваливаю и ее.
Главное, хвалить искренне, очень радостно и эмоционально! И не скупиться, не перехвалим!
Чаще отсутствием эмоциональности при занятиях с собакой страдают мужчины. Да это и понятно: они от природы более серьезны и сдержанны. Но вот в случае с собаками, я думаю, стоит постараться и проявлять больше восхищения, радости. Показать собаке, как ею довольны.
Особенно важно это при обучении собаки команде "Ко мне!". На мой взгляд, суровый тон и сухая похвала тут совсем не уместны. Эта команда должна быть самой веселой, самой "вкусной", самой приятной для собаки. За быстрый подход нужно награждать очень щедро: и лакомством, и ласками, и бурными похвалами, и восторгом.
Тут многие, конечно, могут со мной поспорить: незачем, мол, из такой серьезной команды цирк устраивать. Возможно, возможно, ситуации бывают разные.
Но я сравниваю по своим собакам. Так, мои муж и взрослый сын на прогулке могут крикнуть грозным, "сурьезным" голосом: "Тильда, Юна, ко мне!"
Собаки - когда прибегут, а когда и нет, или подтянутся кое-как, нехотя.
А когда я веселым, "дурацким" голосом ору: "Псарня! Ко мне! Скорей-скорей-скорей!", прилетают моментально, скачут и лезут целоваться.
Вроде бы одни и те же слова, но вот окраска разная. И так было со всеми собаками: мужа и сына нежно любили, а слушались меня. Потому что я никогда не ограничивалась сухим: "Хорошо!"
А вот в критических ситуациях (появилась незнакомая собака, компания людей, вывернула машина), никогда не ору и прошу не кричать тех, кто с нами гуляет. Произношу негромко: "Стоять! Ко мне!". Не знаю, как это работает, но собаки всегда очень тонко чувствуют разницу. Подбегают незамедлительно, понимают, что я зову их в связи с какой-то опасностью.
Третья "хитрость" выбор места и времени для занятий.
Нет необходимости говорить, что не нужно начинать занятия со щенком или взрослой собакой на улице. Об этом знают все.
На улице и так много всего интересного для собаки: люди, другие собаки, кошечки, птички, бабочки. Нужны ей ваши занятия! Может собака и будет выполнять команды, но то и дело будет коситься и поглядывать по сторонам.
Я бы даже не советовала владельцам собственных участков начинать занятия в собственном дворе или в саду. Знаю по своим собакам: они и в саду найдут себе развлечения и отвлечения.
Лучше всего начинать занятия в доме или в квартире.
И вот тут есть одна тонкость, о которой многие не знают. И снова мы делаем ошибку, повинуясь стереотипам. Выделяем специальное время для занятий, честно отрабатываем положенные полчаса, а то и час. Все это хорошо, и такое упорство заслуживает уважения, и несомненно даст свои плоды, но ... Скорее всего, занятия для собаки будут просто занятиями, обязаловкой, и вряд ли будут любимым делом и вызывать радость.
Я со своими действую по-другому. Мне очень важно, просто принципиально важно, чтобы собаки именно ЛЮБИЛИ заниматься со мной, чтобы выполнение команд не было обязанностью, а было веселой игрой. Сейчас расскажу, как я этого добиваюсь. Причем этим способом можно привить любовь к занятиям не только щенкам, но и взрослым собакам.
Не нужно выделять какое-то определенное время для занятий с собакой. Не нужно выставлять какие-то временные рамки. Перфекционизм здесь может только навредить.
Замечали ли вы, что бывают моменты, когда вашей собаке откровенно скучно? Она начинает мотаться по дому, заглядывать вам в глаза, лениво перебирать игрушки, то ляжет, то снова пройдется. Это заметно! У меня всегда жили по две собаки, но даже вдвоем им бывает скучно.
Вот такие моменты я и подлавливаю. Бросаю ненадолго свои дела. Вначале 3-5 минут балуюсь и играю с собаками, а потом говорю весело: "А теперь, заниматься!". Беру лакомство - и вперед! Учим или повторяем команды или трюки минут 5-10, смотря сколько я могу в этот момент выделить времени, только бодро, весело и активно. Потом я говорю: "Все! Маме нужно работать!" и ухожу. Заниматься прекращаю всегда раньше, чем собакам надоест. Они всегда чуточку разочарованы, что "веселуха" так быстро кончилась.
Стараюсь повторять такие экспресс-тренировки ежедневно, когда утром, когда вечером, а в выходные и чаще, особенно, пока собака молодая.
Потом переношу такие занятия в сад. Беру собак с собой и сперва тоже занимаюсь своими делами. А вот когда собаки набегаются, проверят все свои "захоронки" и мышиные норки, и заняться им больше вроде как и нечем, беру палочку или мячик и зову собак.
Вначале немножко играем и забавляемся, а потом выполняем команды, учимся или повторяем. И опять же - без фанатизма, пока собакам не надоело.
То же самое на прогулках. Даю сперва набегаться, обнюхать все интересное. Потом вижу, что заскучали: уже и в стороны не очень отбегают, и на нас начинают поглядывать, или всякие "вкусности" в траве выискивать. Тогда зову поиграть и позаниматься. Собаки бегут с удовольствием.
Мне иногда говорят, что "неправильно идти на поводу у собаки". Что заниматься собака должна в любое время.
Но опыт показывает, что именно при таком подходе впоследствии собаки выполняют мои команды в любом месте и при любых обстоятельствах.
С крупными служебными породами, конечно, все не так просто. С ними 10 минутами в день не обойдешься!
И все-таки, я бы рискнула посоветовать "дробить" занятия. Не превращать урок в монотонную часовую "долбежку", а разделить его на 2-3 более коротких, но более интересных и эмоциональных занятия.
Хотя, тут вопрос спорный. Тут сама служебная порода работает на нас. Так, мой дог мог заниматься до бесконечности, пока у меня силы не кончатся. И на прогулках то и дело поглядывал на меня: "Ну, давай, скомандуй мне забраться вон на ту горочку! А хочешь, я красиво пройду по вот этому поваленному дереву? А может, еще одну пробежечку?"
Так что ориентироваться нужно на свою собаку: если ей не надоедает, так почему бы и нет?
Еще очень важно начинать любое занятие с игры. Хотя бы 3 минутки побаловаться, а потом "плавно" перевести игру в занятие. Так для собаки учеба будет ассоциироваться с игрой. Кроме того такой "разминкой" мы приводим собаку в нужное нам, бодрое состояние, "кураж", как говорят собачники.
И никогда не забывайте в конце занятия сообщить своей собаке, что она - самая лучшая, самая умная и самая послушная собака в мире!
На этом хочу поблагодарить всех, кто дочитал столь длинное "творение". Жду ваших комментариев, согласия или несогласия, советов, дополнений и вашего мнения!