Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Однажды 200 лет назад... Май 1821-го

Предыдущие статьи цикла «Однажды 200 лет назад...»

ЯНВАРЬ 1821-го – ЗДЕСЬ

ФЕВРАЛЬ 1821-го –ЗДЕСЬ

МАРТ 1821-го – ЗДЕСЬ

АПРЕЛЬ 1821-го - ЗДЕСЬ

С замиранием сердца приступая к очередной статье нашего бесконечного цикла, хочу поблагодарить тех стойких подписчиков, которым эта тема вообще интересна – так, как интересна она мне. Да, прочтений каждой статьи немного... да чего там!.. совсем уж мало, но – хочется надеяться, что шести десяткам прочитавших действительно любопытно было погрузиться в Историю именно подобным, предложенным автором, образом, за что им/вам – сердечная признательность. Однако, отступать я не намерен, не ради хайпа, как говорится, работаем, а за чистый интерес... Для разогрева канала написать что-нибудь провокативное – дело нехитрое, но для меня лично цикл «Однажды двести лет назад» - детище любимое, хоть и с очень непростым норовом. Сегодня у нас – май 1821-го, а после непременно будут «Литературныя прибавленiя»! Ну-с...

Главный майский «ньюсмейкер» - Наполеон Бонапарт. Всю сознательную жизнь (а прожил он полный 51 год) бывший умелым, да чего там, гениальнейшим PR-менеджером самого себя, Наполеон и тут не изменил себе, сумев собственной смертью 5 мая 1821 года вновь заставить весь мир заговорить о Бонапарте. Даже никому не известный ранее остров Святой Елены отныне и по сей день неизменно ассоциируется с императором...

Разумеется, картина несколько... буквализирована. Вот - Наполеон, вот - его знаменитая треуголка, а вот - остров. Всё на местах...
Разумеется, картина несколько... буквализирована. Вот - Наполеон, вот - его знаменитая треуголка, а вот - остров. Всё на местах...

Всегда имевший сумрачные подозрения о наследственной (по отцу) склонностью к раку, Наполеон начал хандрить и жаловаться на самочувствие ещё в 1818 году, к марту же 1821-го он был уже откровенно плох. Высказанная в 60-х годах ХХ столетия версия, что Наполеон был отравлен, основывалась на анализе волос покойного императора, показавшем превышенную концентрацию мышьяка. Однако же, теория эта ничем не подкреплена, ибо – во-первых – Бонапарт пользовался порошком для волос, в состав которого мышьяк входил на совершенно «законных» рецептурных основаниях, а – во-вторых ... Кому в принципе нужно было травить поверженного «властелина мира»? Взявшиеся за дело учёные-гастроэнтерологи уже в нашем столетии убеждены, что Наполеон всё-таки был побежден онкологическим заболеванием – раком желудка. Sic transit...

Тема "Наполеон в заточении" была крайне популярной у художников. Ещё бы - такой образ...
Тема "Наполеон в заточении" была крайне популярной у художников. Ещё бы - такой образ...

И всё-таки... Почему Наполеон в наше время - гений, романтический образ, и даже торт и коньяк, а его немецкий «коллега», спустя столетие решивший замахнуться на мировое господство, - всего лишь палач, безумный маньяк и убийца с именем, проклятым на века? Ведь в результате так называемых «наполеоновских войн» погибло – по самым скромным подсчетам, не менее пяти миллионов человек – цифра по тем временам астрономическая! Вероятно, дело здесь кроется в следующем... Для начала: войны в ту «романтическую» эпоху велись – с современной точки зрения – «честно» (если, конечно, вообще приемлемо понятие "чести" по отношению к гибели сотен тысяч и даже миллионов людей). Вот пехота, вот – флот, вот артиллерия, вот – конница, вот – стратегические способности полководцев, вот – диспозиция. Нет газов. Нет бомбардировок с воздуха. Нет шимозы. Проще говоря – «сила на силу», чистый «спорт» безо всяких стероидов и мельдониев. Понятно, что агрессор агрессором и остается, но... геноцид, Холокост, концлагеря – это, чего уж, «не по-джентльменски»! И ещё... Как ни странно, но, кажется, ловкий самопиар Наполеона продолжил работать на него сразу после его смерти – особенно во Франции, с её сменами в XIX веке республики на монархию, после снова на республику, с её мелковатыми – после Бонапарта – вождями и поражениями от воинственного северного соседа. Никогда уже Франция не была столь велика, как при нём! Да и Европа с Россией, погрузившиеся после ухода императора в глобальные переделы и войны иные, тоже в целом склонны были к романтизации, идеализации и даже «джентльменизации» образа Наполеона... « Да, были люди в наше время...» - не просто слова, по сути – практически слоган, сразу вошедший в оборот еще с середины позапрошлого столетия.

В мае 1821-го завершает свою работу практически бесконечный Лайбахский конгресс Священного союза (о нём подробно писалось в январской и февральской статьях), призванный решать судьбы послевоенной Европы. Государь Александр Павлович после без малого четырёх месяцев отсутствия на родине возвращается домой. Последним из решений Конгресса было обещание Российской Империи не вмешиваться в ход греческого освободительного движения против османского ига – несмотря на сочувственное отношение к происходящему большей части сознательного отечественного гражданского общества.

Пересмотрев несколько десятков портретов Императора, выбрал этот - работы Молинари. По-моему, к 1821-му году Александр мог выглядеть именно так!
Пересмотрев несколько десятков портретов Императора, выбрал этот - работы Молинари. По-моему, к 1821-му году Александр мог выглядеть именно так!

Более так надолго ни один из государей Россию не покидал: предпочтения оказывались делам внутренним, а преемник престола Николай I, например, и вовсе объездил едва не всю Империю. Сейчас же представить себе, что какой-нибудь из последних президентов отъехал заседать куда-нибудь в Брюссель хотя бы на пару месяцев просто немыслимо! Пока делишь мир, это ж чёрт-те что дома может произойти!..

Кстати, именно об этом пишут постоянные корреспонденты нашего цикла - милейшие почт-директоры братья Булгаковы. 12 мая московский Александр сообщает петербургскому Константину:

"...Спасибо за приятное уведомление о скором прибытии государя. Это всех очень обрадует. Только одному государю после толиких трудов придется и дома много работать: то-то, я думаю, накопилось дел!.."

Эти удивительно, но крайне словоохотливые (если не сказать проще - весьма болтливые) братья ни фразою, ни буквою не обмолвились в майской своей переписке о смерти Наполеона. Скорее всего, печальное известие просто не дошло ещё с удалённейшего от цивилизованного мира острова (упекли - так упекли!) до каких-либо официальных лиц с "континента", что - учитывая долгие неспешные морские коммуникации - кажется вполне вероятным.

Зато всё тот же московский Александр упоминает кое-что, требующее нашего разъяснения, а заодно позволяющее нам исподволь перейти к другому постоянному герою нашего цикла...

"...Пушкин собрал все свои сочинения, перепишет их набело и отдаст Вяземскому для вручения их Тургеневу, которому предоставляет их напечатать; но тут не будет Буянова. Толстой-Американец говорит, что это аморальное сочинение. Почему же? Потому что тут нападают на цыганок (мало, и на его жену). Мы просидели и проболтали до половины второго..."

Речь в письме идёт вовсе не об опальном Александре (как могло бы показаться человеку несведущему), а о его дяде Василии Львовиче - человеке светском, бывшем гвардейце, весёлом, крайне популярном в московском обществе и к тому же - тоже поэте, вершиною творчества которого стала весьма игривая поэма "Опасный сосед" (её-то и главного героя поэмы Буянова и обсуждают братья Булгаковы).

Ищи - не ищи, а это изображение Василия Львовича - самое расхожее
Ищи - не ищи, а это изображение Василия Львовича - самое расхожее

Вот как описывает создание поэмы Юрий Тынянов в своём замечательном романе "Пушкин":

"Василий Львович вдруг изменился до неузнаваемости... Он не спал по ночам. Перо скрипело, чернила брызгали, живот ходил: дядя хохотал. Анна Николаевна со страхом иногда просовывала голову в двери и видела каждый раз одно и то же: Василий Львович, накинув халат с небрежностью, так что он сползал на землю и еле прикрывал его косое брюхо, сидел за столом и, похохатывая, исписывал лист за листом. Скудные волосы стояли дыбом на его голове. Анна Николаевна тихонько крестилась и укладывалась. Александр с любопытством и наслаждением смотрел иногда на дядю. Однажды случилось ему помешать дяде, он тотчас попятился: Василий Львович, глядя на него и, кажется, не видя, издал какой-то стон, похожий на мычание. Часто из-за стены слышалось шипение и присвист: дядя читал стихи. Потом потирал руки, хохотал и внезапно останавливался. Тишина — и вскоре слышался скрип пера. Так, не вылезая из халата, забыв обо всем на свете, дядя просидел дома две недели... Василий Львович не сумел скрыть радости: он с явным торжеством затолкал в карманы панталон листки и посмотрел на Александра. Сощурясь, он признался ему: явилась на свет новая поэма в самом чрезвычайном роде — шутливая, но и героическая. Александр еще, разумеется, не искушен в этом роде — и поэтому дядя, к сожалению, ничего ему прочесть не может. Всем поповичам, холуям, Деду Седому и шишковскому дому — конец. Имя автора поэмы ему, к сожалению, неизвестно. Было ясно, что автор — дядя"
... второе по популярности изображение В.Л.Пушкина. Если судить по сходству с первым, можно сделать вывод, что оба портрета изрядно передают реальную внешность модели
... второе по популярности изображение В.Л.Пушкина. Если судить по сходству с первым, можно сделать вывод, что оба портрета изрядно передают реальную внешность модели

А мы тем временем перенесёмся в Бессарабию, где отбывает свою ссылку племянник Василия Львовича - Александр. Слово ещё одному нашему постоянному автору - Георгию Чулкову.

"...26 мая, в день рождения Пушкина, его навестили генерал П. С. Пущин и П. И. Пестель. Вероятно, они обменялись с Пушкиным рукопожатиями, соблюдая обрядовые приемы масонов. По представлению Пушкина, масонство и освободительное движение были связаны как нечто единое. Об этом свидетельствует и его шутливое послание к П. С. Пущину:
И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И воззовешь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат!
О каменщик почтенный!
О Кишинев, о темный град!
Ликуй, им просвещенный!
Шутливый тон этого послания едва ли был принят с одобрением его друзьями по ложе. Генерал Пущин обиделся на поэта. Пушкин даже масоном оказался недостаточно конспиративным. Об его участии в ложе тотчас донесли в Петербург. П. М. Волконский, по указанию самого царя, сделал строгий запрос И. Н. Инзову. Начальнику главного штаба стало известно, что в Кишиневе открыта масонская ложа под управлением «некоего князя Суццо, из Молдавии прибывшего», и при ней состоит Пушкин, надзор над коим вверен ему, генералу Инзову. Предлагалось ложу немедленно закрыть, а о поведении Пушкина и о занятиях его в масонских ложах донести государю. Но И. Н. Инзов был сам масон и ответил Волконскому уклончиво. Что касается Пушкина, то Инзов сначала отрицал его вступление в ложу, а относительно поведения его сообщал, что он «ведет себя изрядно». Из донесения Инзова выходило так, что ложа в Кишиневе не работает, а между тем 20 января 1822 года Великая ложа «Астрея» извещала Великую провинциальную ложу, что учредила новую ложу в Кишиневе под названием «Овидий». Эта ложа просуществовала недолго. После новых запросов Инзову пришлось назвать генерала Пущина как одного из руководителей ложи. Наконец, правительство решительно потребовало закрытия кишиневской ложи. Уверения Инзова, что участие в масонской ложе благотворно отразится на поведении Пушкина, не показалось царю убедительным: ему было известно донесение кишиневского агента, который сообщал, что Пушкин ругает «публично и даже в кофейных домах не только военное начальство, но даже и правительство».

Не доверять очень скрупулёзному и деликатному в фактах Чулкову у нас нет никаких оснований. Сам же поэт 7 мая, адресуясь к Александру Ивановичу Тургеневу, иронически "жалуется" на жизнь следующим образом:

"Не правда ли, что вы меня не забыли, хотя я ничего не писал и давно не получал об вас никакого известия? Мочи нет, почтенный Александр Иванович, как мне хочется недели две побывать в этом пакостном Петербурге: без Карамзиных, без вас двух да еще без некоторых избранных, соскучишься и не в Кишиневе, а вдали камина княгини Голицыной замерзнешь и под небом Италии. В руце твои предаюся, отче! Вы, который сближены с жителями Каменного острова, не можете ли вы меня вытребовать на несколько дней (однако ж не более) с моего острова Пафмоса? Я привезу вам за то сочинение во вкусе Апокалипсиса и посвящу вам, христолюбивому пастырю поэтического нашего стада; но сперва дайте знать минутным друзьям моей минутной младости, чтоб они прислали мне денег, чем они чрезвычайно обяжут искателя новых впечатлений. В нашей Бессарабии в впечатлениях недостатку нет. Здесь такая каша, что хуже овсяного киселя..."

Понятно, что упоминаемое Пушкиным "сочинение во вкусе Апокалипсиса" - не что иное, как та самая "Гаврилиада", о которой мы рассказывали в апрельской статье, и от которой автор открещивался всю дальнейшую жизнь.

Пушкин в Молдавии. Картина Е.Мустяца
Пушкин в Молдавии. Картина Е.Мустяца

В другом цикле нашего канала "ГОД/КИНО" я нередко ужасаюсь количеству ежегодно происходивших во второй половине ХХ века авиакатастроф и их жертв. Так вот - могу заверить, что в первой четверти века девятнадцатого количество кораблекрушений было ничуть не меньшим. Более того - отправиться в вояж морем означало, конечно, не орлянку с судьбой, но что-то вроде этого! Доказательства? Извольте!

1 мая. Корабль соединённого Королевства "Джейсон" потерпел крушение в Чарльстоне (Южная Каролина". Судя по всему - обошлось без жертв

2 мая. У берегов Испании потерпело крушение нидерландское судно "Дженни", погибли все члены экипажа, кроме одного. В этот же день у берега французского Кале выброшен на берег шведский "Телемах"

7 мая. Британский "Генерал Голди" затонул в Ливерпульском заливе, погибло 7 человек...

Прошу поверить на слово: это едва ли не десятая часть скорбного списка за один только май 1821-го года! Как они там путешествовали и каково вообще это было - быть моряком?.. Складывается обманчивое впечатление, что всякий раз перед отправлением прощались с друзьями, целовали жену, детей, коня... Шучу, конечно! На самом деле статистика жертв водных катастроф довольно невысока, профессия моряка - одна из древнейших, а общий объем мировых судоперевозок достигает в XIX веке потрясающих воображение цифр. По сравнению с тогдашним числом жертв кажущихся самыми несерьёзными сегодня заболеваний погибших при кораблекрушениях - единицы.

Кораблекрушение. Картина  Дж. Мэллорда Уильяма Тёрнера
Кораблекрушение. Картина Дж. Мэллорда Уильяма Тёрнера

По данным многолетних метеорологических наблюдений май 1821-го в Москве выдался вполне себе пристойным - со средней температурой +15.2 градуса. Северной столице повезло куда меньше - с весьма унылым результатом в +10,1 градус. Мне - как питерцу - так и хочется завистливо покоситься на Москву и пробормотать что-то вроде "не дай бог..."

И, наконец, в мае 1821 года в семье крепостного костромского помещика генерал-майора А.И.Герарда родился Фома Гаврилович Торопов - будущий замечательный русский живописец.

-9

Сызмальства удивляя односельчан своими рисунками углём, Фома упросил отъезжающего в Петербург по делам крестьянина взять его с собой, в столице поступил в подмастерье к маляру и, благодаря своим упорству и удивительному таланту, сумел-таки пробиться в число студентов Академии художеств. За представленный им в 1855 году Совету Академии «Портрет действительного статского советника С.А.Маслова» Торопову присваивают звание академика. Скончался художник в Москве в 1898 году.

Вот это ж как надо так писать?.. Какая кисть!
Вот это ж как надо так писать?.. Какая кисть!

Нет, это - решительно что-то невероятное!
Нет, это - решительно что-то невероятное!

Таким – или примерно таким – выдался этот месяц. До встречи в июне в рубрике "Однажды двести лет назад...", и - не забудьте полюбопытствовать, почитать авторские "Литературныя прибавленiя...", у нас нынче "Легенда о безголовом корнете"!

ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу

ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»

С признательностью за прочтение, не болейте и, как говаривал один юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ