А давно у нас на канале не было безумных теорий, прочитав которые публика могла бы разделиться на тех, кто напишет в комментариях: "Автор наконец-то всё расставил по местам", и тех, кто окончательно проклянет Киноведа в штатском и распишет под статьей, откуда текст высосан и куда его следует засунуть. Эту лакуну стоит стремительно заполнить, и у меня есть чем! Идея, которую опишу ниже, возникла не на пустом месте – в одном из сообществ я недавно участвовал в дискуссии на тему "А так ли хорош "Темный Рыцарь" Нолана" (конечно, хорош), и там зашел спор о том, кто из киношных противников Бэтмена добился наибольших успехов. Я пораскинул тем, что считаю своими мозгами и пришел к неожиданному открытию. Самый крутой злодей в Бэтмениане – это... Загадочник!
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Про фильмы о Бэтмене, снятые в 1990-х Джоэлом Шумахером, обычно слышу и читаю только плохое. И не могу спорить с критиками, так как сам являюсь преданным поклонником "Бэтмен возвращается" – видеть этот цветастый позор после гениального готик-нуара Бертона было физически больно. Но давайте попробуем посмотреть на "Бэтмен навсегда" и "Бэтмен и Робин" отстраненно. Как на часть большой киновселенной. Как на этап жизни персонажа, который, может, и не стал самым знаменательным в длинной истории, но оставил след и кое-чем запомнился.
Напомню контекст. Warner Bros. как сейчас не понимает, что им делать с комиксами, так и раньше не особенно деликатно распоряжалась этим богатством – дилогию Тима Бертона боссы студии посчитали слишком мрачной и неинтересной юной публике, потому новые фильмы решено было сделать более "стильными, яркими, молодежными". Шумахер сперва снял "Бэтмен навсегда" с Вэлом Килмером в роли Брюса Уэйна и с Томми Ли Джонсом и Джимом Керри в образах, соответственно, Двуликого и Загадочника. Картина получила, как принято деликатно писать в таких случаях, "смешанные отзывы", но благодаря участию Керри, находящегося на пике карьеры, оказалась коммерчески успешной.
Четвертая часть серии стала феноменом жанра, но, увы, с отрицательным знаком. "Бэтмена и Робина" многие называют худшей комикс-экранизацией в истории кино ("Фантастическая четверка" Транка говорит: "Ну да, ну да, пошли мы сами знаете куда...") – не помогли ни Джордж Клуни в образе Рыцаря Готэма, ни Арнольд Шварценеггер с ледяным взглядом, ни массированный женский актерский ансамбль. Под давлением студийных продюсеров Шумахер отказался от пыток и насилия, фильм лишился любых намеков на жестокость Бэтмена, которая всегда была частью его образа, ленту продвигали как семейное развлечение. В прокате фильм едва свел концы с концами, но франшиза была загублена. Прежде всего, четвертый фильм изувечил представление о Готэме и его жителях.
И вот тут появляется супергерой Киновед в плаще и маске. У меня есть теория, объясняющая перемену и дающая логическое обоснование произошедшему. Всему виной не промахи сценаристов, не невнятная режиссура Джоэла Шумахера, не заскоки уорнеровского начальства. Нет, мы все стали жертвами авантюры самого удачливого противника Бэтмена. Он оказался настолько ловок и хитер, что умудрился не только достичь почти всех своих целей, оно и остался до конца не раскрытым. Да, я говорю о Загадочнике, которого в третьей части сыграл Джим Керри. Какое отношение он имеет к провалу "Бэтмена и Робина"? А вот это – самое интересное.
Вы же помните изначальный план Загадочника в "Бэтмене навсегда"? Увлеченный интеллектуальными задачами и головоломками Эдвард Нигма собрал устройство, которое получило название "Коробка" (The Box) – оно могло подключаться к разуму людей и извлекать из него разную скрытую информацию. Побочным эффектом работы прибора стал перенос определенной части интеллекта из мозга жертвы к владельцу устройства. Усовершенствовав изобретение Нигма, во-первых, вознамерился уничтожить Бэтмена, а во-вторых, стать самым умным человеком на планете, впитав в себя интеллект жителей Готэма. Первое становится возможным после того, как Загадочник "прочитал" в разуме Уэйна о его альтер-эго. Второе исправно исполняется через массовое распространение передатчиков.
Бэтмен допустил промашку, когда недооценил перспективы "Коробки" – Нигма работал в Wayne Enterprises, но тогда его прибор умел только транслировать красивые картинки. Когда же Загадочник совершил прорыв, его уже уволили – объединившись с Двуликим, персонаж Керри основал собственную компанию и занялся производством "приставок", которые не только расширяли бы в домах готэмцев арсенал развлечений, но и понемногу "воровали" бы их разум. Вскоре все магазины были заполнены "Коробками" от NygmaTech, а ничего не подозревающие обыватели с удовольствием обменивали свой интеллект на телекартинки.
Поглощенные у зрителей мозговые волны концентрировались в лаборатории Загадочника – здесь злоумышленник должен был впитать их в свой разум и стать самым умным, проницательным, а следовательно и могущественным человеком на земле. Планы суперзлодея, как и положено жанровым установкам, в последний момент были разрушены – Бэтмен успел уничтожить головную "Коробку", что не просто не позволило Нигме поглотить чужой интеллект, но и привело к потере своего. Добро победило, все счастливы, но... знаете что... есть одна деталь, которую авторы фильмов традиционно упускают и в комиксах, и в сериалах, и в кино. Нигма обезврежен, передатчики уничтожены, но вернулся ли к людям украденный интеллект? Вот в чем вопрос!
Задумайтесь – злодей выкачал у существенной части жителей города заметную долю здравого смысла, даже Брюс утратил какой-то наверняка ощутимый запас своих когнитивных способностей, но после победы над Загадочником никакой компенсации его жертвы не получили, никто и не задумался о возвращении интеллекта. Как результат, мы видим Готэм "Бэтмена и Робина" – глупый, пестрый, в плохом смысле мультяшный. Если в третьем фильме существуют отсылки к первым двум лентам – нам повторяют сцену гибели родителей Брюса, да и городской пейзаж здесь остался бертоновским – то четвертая лента существует словно в другой вселенной.
А всё дело в утраченном интеллекте, компетенциях и чувстве стиля. Весь Готэм, буквально весь, поглупел, а потому стал упрощенным, несимпатичным, обыденным. Заметно изменилась атмосфера и тон на городских улицах, жители стали больше похожи на несмышленых ктошек из "Гринча". Существенно менее умным стал и сам Уэйн – в нем пропала интригующая недоговоренность и манящая загадочность, Робин потускнел, Бэтгерл добавлена только для галочки. Про злодеев и говорить нечего – Фриз отпускает тупые шутки, Ядовитый Плющ кривляется, Бэйна никто даже не запомнил. Из всего разнообразия сюжетных линий и арок персонажей ни одна не была достойно доведена до финала. Кино не принесло во вселенную ничего нового и оригинального.
Кроме одного – понимания подлинного коварства плана Загадочника. "Бэтмен и Робин" делает этого злодея величайшим противником Темного Рыцаря – Эдвард Нигма, может, и не смог насладиться результатами своего коварного нападения на Готэм, но урон городу и персонально Брюсу Уэйну он нанес наиболее ощутимый. Бэтмен не смог верно оценить долгосрочное воздействие опытов Загадочника, а ведь именно тот сделал уязвимыми и Готэм, и его ночного защитника. Без атаки Нигмы невозможны были бы угрозы Мистера Фриза, Ядовитого Плюща и Бэйна. План любителя головоломок должен был сработать даже в случае его гибели или неспособности дойти до конца. Как минимум в аспекте уничтожения Бэтмена...
Не знаю, убедил ли я вас в том, что Загадочник – самый успешный противник Бэтмена, но давайте попробуем ему кого-то противопоставить. В первом фильме Бертона Темный Рыцарь противостоял Джокеру – это было впечатляюще, но угроза была невелика. В сиквеле нашлось место Пингвину и Максу Шреку, но оба и близко не подобрались к страхам Бэтмена. В "Навсегда" Нигма одной левой переигрывает Двуликого, а с учетом действия его машины на Готем, уделывает и злодеев "Бэтмена и Робина". Можно пойти и дальше, но и с учетом трилогии Нолана и Снайдерверса по уровню воздействия на Уэйна и его окружение с Загадочником может сравниться только Джокер Лэджера. Но тот – совсем иная лига, он чистое зло, иррациональная величина.
При всей любви к жанру кинокомикса, заставить себя пересматривать "Бэтмен навсегда" и "Бэтмена и Робина" мне было трудно, и я давно этого не делал. Но теперь появился повод – и самому вернуться в тот странный, отравленный глупостью Готэм, и вас пригласить. Согласитесь, новое осмысление дает возможность увидеть картины под чуть иным углом, а персонажей в ином свете. Может, не так плох Уэйн-Клуни? Может, не так комичен Шварценеггер со снеговой пушкой? Может, дикий макияж Плюща-Турман совсем не так прост? Удар Загадочника оказался слишком силен. Настолько, что оправиться от него Готэм смог только к середине 2000-х, когда в кресло режиссера сел Кристофер Нолан. И вы еще будете говорить, что Эдвард Нигма не величайший?..
И на этом я делаю изящный акробатический кульбит, чтобы переключиться на совсем иные темы и удивить вас завтра другим текстом, максимально отстраненным от этого – мы здесь, знаете ли, любим разнообразие. Вам стоит заглядывать к Киноведу в штатском регулярно – здесь и в телеграме у нас постоянно появляется что-то новое и интересное. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, тренируйте интеллект, и...
Увидимся в кино!