Асфальтирование - дорогостоящий процесс. В состав асфальтного полотна входят не только асфальтная смесь, бордюры и тротуары. Дорожное полотно состоит из нескольких слоев, которые называются "пирогом" или схемой асфальтового покрытия. Важно точно соблюдать последовательность и количество слоев, чтобы получить прочное, долговечное полотно.
Что такое пирог асфальтового покрытия
Прочность и надежность зависят от качества асфальтового дорожного пирога. Асфальтобетонный пирог представляет собой многослойный фундамент, состоящий из слоев грунта, песка и щебня. Толщина каждой части асфальтобетонного дорожного пирога рассчитывается в соответствии с ГОСТом и СНИПОМ. Каждый слой утрамбовывается и уплотняется.
Основание гарантирует безопасность и прочность трассы. Без многослойного основания асфальт быстро рассыплется под тяжелой автомобильной техникой. Многослойное полотно равномерно распределяет нагрузку по всей поверхности.
Устройство асфальтных покрытий
- земляное корыто;
- песчано-щебенчатая подушка;
- основание;
- железобетон;
- асфальт;
- защитная пропитка;
- пирог асфальтового покрытия тротуара.
Земляное корыто
Для того чтобы новое асфальтовое дорожное полотно не выступало над поверхностью, согласно плану асфальтирования дороги, необходимо сделать яму. Земляное корыто вырыто в виде траншеи, и это нижняя часть дороги. Внутри желоба поэтапно укладываются слои асфальтобетона.
Для рытья котлована используются бульдозеры, грейдеры или небольшие специальные транспортные средства. Тип оборудования зависит от назначения и площади участка. После выкапывания ямы дно уплотняют валиком.
Дорожная подушка
Материалы для формирования подушки последовательно засыпаются в яму. Подушка является основной частью асфальта и состоит из нескольких частей:
- дренаж;
- щебенка;
- верхний слой.
Самым низким слоем асфальта на дорогах является дренаж, который защищает яму от влаги с поверхности. Дренаж изготавливается из крупнозернистых материалов, фракции должны быть не менее 7 см. Щебень хорошо подходит для дренажа. В дренаже делают небольшие уклоны 3-5 градусов, которые служат для отвода влаги. Расстояние между склонами составляет 1 метр. После укладки дренажа поверхность утрамбовывают валиком.
Щебенчатый пласт
Второй слой состоит из щебня среднего размера от 4 до 6 см. Материал должен содержать фракции разных размеров: крупные камни заполняют пространство, а мелкие – пустоты между крупными частицами. После укладки слоя щебня поверхность утрамбовывают.
Верхний пласт подушки
Для формирования верхнего слоя используются мелкие фракции размером 1,5-3 см. Мелкие частицы лучше прилипают к асфальтобетонной смеси и помогают равномерно распределить нагрузку по всей поверхности.
Для формирования подушки используются материалы, регламентированные нормами СНиП и ГОСТ. Чаще всего используется песчано-щебеночная смесь разных размеров, которая равномерно распределяется в три слоя. Каждый слой выравнивается и утрамбовывается. Для лучшей адгезии можно использовать битумную пропитку между слоями.
Железобетонное покрытие
Для дорог с интенсивным движением, предназначенных для крупногабаритных транспортных средств и тяжелых грузовиков, требуется дополнительный слой-железобетонное основание. Железобетон укладывается на подушку, она отвечает за прочность пирога асфальтовой дороги.
Дно облицовывают стеклопластиковой или металлической арматурой, а затем заливают бетонным цементом. Железобетон также отвечает за теплоизоляцию. После укладки железобетона территорию утрамбовывают катками.
Слои асфальтового покрытия
Асфальт - это верхняя часть пирога асфальтового покрытия для проезжей части и самая основная. Автомобили, другие транспортные средства и пешеходы будут продолжать двигаться по этой поверхности в будущем. Асфальт укладывается в несколько слоев. Количество и толщина каждого слоя зависит от назначения дороги. Если дорога предназначена для пешеходов, достаточно одного слоя в 4 см. Для автомобильных дорог требуется два или три слоя по 8 см каждый.
Асфальт укладывают холодным или горячим способом. Технология подбирается в зависимости от сезона, назначения дороги и бюджета.
Изюминкой пирога станет гидроизоляционная пропитка, задачей которой является защита основных участков дороги от износа. Для укрепления используют битум, модификаторы, пластификаторы.