Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Белорусский блэкаут. Чем грозила блокировка энергосистемы страны и готовы ли к ней службы Минщины

Оглавление

События последних недель с яркими разоблачениями заговорщиков госпереворота и их планов убийства Главы государства оставили без должного внимания один важный аспект их «операции» — это планируемая блокировка всей энергосистемы Беларуси. Зенкович говорил: «Мне доложили ребята, буквально позавчера, если будет нужно, есть возможность заблокировать всю энергосистему Беларуси».

Что это за часть их «гениального» плана?

Давайте разберемся вместе: зачем вдруг интриганам понадобилось замышлять белорусский блэкаут — так в современных медиа принято обозначать события, связанные с полным отключением электричества в отдельных городах или государствах (от английского слова blackout — затемнение).

Блэкауты возникали не раз на протяжении «электрической эпохи» человечества.

Как правило, причинами таких «темных» дней являлись природные катаклизмы: цунами, наводнения, оползни, ураганы, снегопады и геомагнитные штормы, удары молний и иные, которые приводили к повреждению электросетей и последующему веерному отключению всей энергосистемы. Вот примеры: США (1965 год, 1996-й, 1998-й, август 2003-го), Новая Зеландия (1998-й), Бразилия, Франция, Тайвань (1999-й), Москва (май 2005-го), ФРГ, США, Индия (2012-й). И это далеко не все случаи отключения электроэнергии.

Блэкауты возникали и вследствие неблагоприятных, неуправляемых процессов в электросетях в виде перегрузок, из-за человеческих ошибок при монтаже оборудования и так далее. Самый яркий пример — события 9 ноября 1965 года, когда неправильно установленное реле на линии электропередачи в США привело к резкой перегрузке и полному отключению Ниагарского узла. Тогда 30 млн человек осталось без света.

-2

Но независимо от причины своего возникновения блэкауты всегда приводили к человеческим жертвам, психологическими стрессам, убыткам и крайне негативным социальным явлениям: мародерству, грабежам, убийствам на фоне всеобщего хаоса и неразберихи.

Значит, не случайно перед началом своих боевых и спецопераций США или НАТО зачастую отключали тем или иным способом энергосистемы своих противников. Так было в Югославии, Ираке, Ливии. Крупные города погружали в полную темноту, давая возможность асоциальным элементам (бандам, уголовникам) вершить «свою работу» — вносить смятение и сеять панику среди населения, вводить в замешательство силы правопорядка и отвлекать их внимание.

Любопытно, что слово blackout используется и для обозначения состояния, при котором человек теряет сознание или у него темнеет в глазах.

Своеобразное «помутнение рассудка» нам и хотели устроить неудавшиеся крамольники.

Все же самое интересное, как всегда, остается за кадром. Что это за ребята, которые имеют возможность так просто «заблокировать энергосистему Беларуси»?

-3

Надо пояснить нашим читателям, что сети электроснабжения Беларуси обладают современной системой защиты в несколько уровней для обеспечения устойчивости их работы. Просто так все не заблокируешь одним нажатием кнопки и не отключишь с территории сопредельных государств.

Скорее всего, речь шла о неких диверсиях на ряде ключевых объектов энергосети республики. Преступный замысел мог быть реализован в виде череды взрывов на электростанциях, повышающих и понижающих распределительных подстанциях, опорах электрических сетей.

К чему это могло привести? К блокировке работы сотовой связи, интернет-провайдеров, дата-центров, систем наблюдения, телефонных сетей; резкой остановке общественного и железнодорожного транспорта, поездов с пассажирами в метро; отключению светофоров; авариям, автопробкам, перебоям в работе медицинского оборудования и гибели людей.

Как видим, планы заговорщиков были ориентированы на создание «черных часов» на начальном этапе проведения силового захвата власти для обеспечения успеха при проведении операции по захвату госучреждений, телерадиоцентров, высших должностных лиц.

Алексей Авдонин

Конец света

Что было бы, если бы Федута и Зенкович вырубили электричество во всей Беларуси

Как часто вы звоните с претензиями в местные электросети, когда у вас на полчаса-час отключается электричество? И ведь наверняка пишете в соцсетях, что «надоели местные органы со своими отключениями и авариями»… А представьте, что света нет. Во всей стране. Причем длится все это не час и не два, а несколько суток…

Куда исчезла вода?

Одна из главных проблем, с которой пришлось бы столкнуться белорусам в стране, называемой краем озер, это нехватка воды. Первыми удар примут те, кто получают воду из скважины. Электрические насосы ведь перестанут работать.

Проблемы с водой начнутся и в городах: насосные станции не могут функционировать без электричества.

Нет воды, зато есть еда?

Холодильники и электрические плиты отключатся. На газовые тоже не стоит рассчитывать: давление в магистралях нагоняется электрокомпрессорами. Вам помогут только собственные баллоны с пропаном. Если они у вас есть.

Большая часть магазинов закроется, сканировать товары на кассе станет невозможно. Карточкой расплатиться тоже не получится.

А как же безопасность?

По всей Беларуси отключатся светофоры. В больших населенных пунктах это вызовет транспортный коллапс. Милиция, скорая, спасатели не смогут нормально координировать свою работу, ведь ездить по улицам станет гораздо сложнее, а дозвониться, чтобы позвать на помощь, не получится.

Время воровства...

Камеры не работают, милиции мало, а значит, ситуацией воспользуются мародеры и начнут обворовывать магазины, аптеки. На улицах станет небезопасно.

Если у вас есть бензогенераторы, аккумуляторы, персональные солнечные панели, то сохранить очаг цивилизации вам будет немного проще. Если у вас их не украдут…

Может, взять и улететь?

Самолеты, находящиеся в воздухе, с трудом смогут сесть. Возможны авиакрушения. Не повезет и тем, кто будет в этот момент в лифте: выбираться из замкнутого пространства между этажами придется самостоятельно.

Думающая не о людях, а о захвате власти и личной наживе оппозиция, к сожалению, была готова заставить всех нас окунуться в хаос, разруху и ощутить на себе, что же такое «настоящая свобода», которой так некоторым не хватает.

5 дней темноты в Венесуэле. Как это было

Как Венесуэла пережила крупнейший блэкаут в своей истории

Энергетический коллапс в Венесуэле произошел 7 марта 2019 года. До этого в стране разворачивалась масштабная гонка за власть. Как и в Беларуси в августе, поддавшись эмоциональному воздействию и вооружившись для пущей уверенности кастрюлями и черпаками, нарисовав плакаты и расклеив листовки, на улицы выходили тысячи мирных, как они о себе думали, жителей. Однако представитель оппозиции Хуан Гуайдо вскоре сдал свои позиции и потерял поддержку народа. Поэтому финальной точкой цветной революции должен был стать «конец света» — отключение энергосетей во всей Венесуэле.

Лидер оппозиции Хуан Гуайдо (его имя уже стало нарицательным в политике и символизирует, как и имя Тихановской, марионеточность и полное подчинение своим зарубежным хозяевам) утверждал, что причиной стали неэффективные действия правительства Николаса Мадуро. Однако, по мнению самого правительства, этот инцидент был диверсией и эпизодом энергетической войны против Венесуэлы.

Вся страна осталась без электричества на 5 дней.

Снимки со спутников показывают вечер в Венесуэле 7 марта, незадолго до блэкаута, а также вечер 8 марта, когда западная часть страны погрузилась в темноту
Снимки со спутников показывают вечер в Венесуэле 7 марта, незадолго до блэкаута, а также вечер 8 марта, когда западная часть страны погрузилась в темноту

Больницы Венесуэлы не были готовы к такому повороту событий. Резервные генераторы в ряде медицинских учреждений тут же вышли из строя, другим хватило энергии лишь для самых нуждающихся в этом пациентов.

В итоге в медучреждениях из-за энергосбоя умерло 26 человек.

Рассказывали также о женщинах, которые рожали в темных больничных палатах, о хирургах, оперировавших при свете экранов мобильных телефонов, о младенцах, замерзавших в отключенных инкубаторах в неонатальных отделениях...

Но проблемы коснулись не только больниц. Люди готовили пищу на кострах и ужинали при свечах. Без электричества продукты портились в холодильниках. Светофоры на улицах не работали, что привело к хаосу в транспортной системе. Насосы, качающие воду, тоже перестали работать, люди шли за водой к рекам и источникам. Использовали даже воду из канализации. Магазины и другие объекты были разграблены.

И это происходило в стране, которая всего несколько лет назад до упомянутых событий считалась одной из самых богатых в Южной Америке (Венесуэла обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти).

Президент Венесуэлы Николас Мадуро назвал виновниками блэкаута США. В Госдепе по традиции отвергли эти обвинения.

И хотя изменить политическую ситуацию оппонентам власти не удалось, экономике страны блэкаут обошелся в $400 млн.

Разбираемся, готовы ли службы Минщины к нестандартным ситуациям

Андрей Гладкий, начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Минского облисполкома:

-5

— Если исчезнет электричество, перестанут работать светофоры и шлагбаумы. Однако службы ГАИ готовы к любому повороту событий. Ключевой вопрос — безопасность на дорогах и в населенных пунктах. Нам придется осуществлять регулировочно-распорядительные действия на перекрестках, где осветительные объекты отсутствуют.

Весной прошлого года в ходе дорожных работ был перерезан кабель в Минском районе. В результате произошло отключение электричества, светофор перестал работать. Водители испытывали проблемы с выездом в час пик на трассу, поэтому для регулировки мы выставили наряд ГАИ. Продолжалось это несколько часов, пока электрики не устранили аварию.

Также на некоторых дорогах вне населенных пунктов есть светофоры на солнечных панелях, они не зависят от сети.

Василий Шашок, генеральный директор ЖКХ Минской области:

-6

— Контроля над ситуацией мы не утратим. Для отработки  подобных случаев регулярно проводим учения по ЧС. В каждом районе на всех предприятиях и важнейших объектах установлены резервные источники питания. Также есть стационарные дизельные либо бензиновые генераторы определенной мощности, чтобы каждый из объектов жизнеобеспечения по теплу и воде смог продолжать работу в нормальном режиме. Конечно, если электричество пропадет надолго, возникнут некоторые вопросы.

Что касается лифтов в домах: людей оперативно достанем. По поводу канализационно-насосных станций: в каждой есть запас накопления стоков, позволяющий станции работать без электричества под давлением самих стоков.

Полина Жилко, заместитель главного врача по хозяйственной работе Жодинской ЦГБ:

— Наша больница, как и ряд других объектов в Беларуси, имеет 1-ю особую категорию электроснабжения. В учреждении есть дизельный генератор, поэтому никакой угрозы жизни при отключении электричества не было бы. Но в больнице есть дорогостоящее оборудование, которое могло бы пострадать. Каждые три месяца у нас проходит техническая сработка дизеля. Мы вызываем электросети, они отключают нас от трансформаторной подстанции, вырубают питание, после чего в течение трех-пяти секунд происходит автоматическое переключение на дизель.

Пока будет топливо, дизель будет работать и обеспечивать электроэнергией те отделения, которые в первую очередь нуждаются в ней: реанимацию, операционный блок, лаборатории и другие.

Владимир Лукьянов, генеральный директор агрокомбината «Дзержинский»:

-7

— При отключении электричества наше предприятие, конечно, частично пострадает. Но мы предусматриваем различные чрезвычайные ситуации, и у нас есть автономные станции, которые в случае возникновения таких проблем поддерживают жизнедеятельность. Там, где у нас живая птица, предусмотрено две линии, и одна из них аварийная. Но есть же еще цеха по переработке птицы, без которых фабрика не может функционировать, и они бы остановились. Так что была бы серьезная проблема.

Валерий Дегтярев, главный инженер Минской ТЭЦ-5:

— Если бы отключилась только наша станция, ничего бы не произошло, поскольку мы находимся в Минском кольце 330 кВ. Электричество от ТЭЦ поступает в одну энергосистему. У нас 21 станция, все вырабатывают электричество. Поэтому, если бы все остальное оборудование работало, при отключении нашей ТЭЦ просто осуществлялось перераспределение поступления электричества. Энергосистема защищена. Поэтому слова, что они бы заблокировали Минск, отключили электричество, — слова дилетантов. Минск питают несколько подстанций, и нет такого одного рубильника, который можно было бы выключить и обесточить столицу.

Дмитрий Анацко

Надежда Саблина

Автор фото: dzr.by и из открытых источников