Найти тему
Так ли мы живем?

Учить или не учить. Знать или "понимать". Открытая полемика с Admin

Предисловие.

Помните высказывание : забудьте все, что вы учили в школе, ВУЗе все это никому не нужно.

Что я думаю после того, что было на моем жизненном пути с 17 лет: фабрика - 1 год; армия -2 года; завод - 10 лет, в это же время институт и защита диссертации; преподавание - 20 лет; банки - 8 лет; стройка -1 год; завод - 14 лет. Теперь вот репетиторство на пенсии.

Ну, а теперь разница в восприятии обучения и различий понятий между знать и "уметь" у меня и Admin... Этакий большой комментарий к одному из комментариев под ником Admin.

Admin. Я все-таки после выпуска из ВУЗа прожил долгую жизнь, не стесняясь использовал мат.методы в своей работе и в быту.

Я. Я тоже.

Admin.И знаете, сколько я всего использовал из уравнений? Не более 10 раз (скорее менее) я составлял и решал квадратное. Более 10 раз - линейное.

Я. Нерпрерывно. Приходилось преподавать по совместительству "вычислительную технику, программирование, начертательную геометрию". А еще были те, кто хотел и мог учиться - они приходили ко мне, зная мою любовь к таким ученикам, с самыми разнообразными вопросами. Их очень огорчало, что я не мог ничего сказать по вопросам по химии. Да и потом были хорошие вакансии с минимальным знанием химии..., но чего не было, того не было...

Admin. Геометрию я не использовал практически ни разу, ну за исключением вычисления стороны треугольника через синуса угла, и тому подобных простейших вещей, которые и задачами-то не считаются.

Геометрия, начертательная геометрия - непрерывно. Учебные задачи. Работа на заводе - конструктор без знания геометрии и начерталки - просто разносчик бумаг из отдела в отдел.

Программирование станков с ЧПУ, что, кто-то может делать это без знания геометрии, стереометрии, начерталки? Не понимания, а именно знания. Знание подразумевает понимание. А вот "понимание" совсем не подразумевает знаний.

Admin. Много строил графики, много аппроксимировал прямыми и степенными функциями. Много возился с числами, в логарифмической шкале тоже.

Я. Все то же. Да еще тензорное исчисление, методы решения систем нелинейных уравнений. Очень часто метод конечных элементов. Соответственно программирование. Метод конечных элементов на бумажке не бывает. Программирование и администрирование.

Admin. А вот ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ НЕ НУЖНО. И хоть я не считаю себя великим математиком (вовсе нет) и даже инженером, я все-таки вычислял больше, чем 90-95% людей. И МНЕ НИЧЕГО НЕ НУЖНО ОКАЗАЛОСЬ.

(что касается настоящих ученых-математиков, их учат и научат достаточно хорошо и без нас с вами. Для этого есть мехматы и прочие факультеты, да и детки там нестандартные)

Понимание всего этого делает мое отношение к школьной математике сугубо прагматичным. Моя задача - чтобы ребенок волок "как я", и чтобы сумел отбрехаться от ЕГЭ.

Понимаете, есть предметы, где четкие знания важны, они не должны быть тяп-ляп. Например, медицина. Даже химия с физикой - там нельзя ошибаться в формулировках и размерностях, это недопустимо. А в прикладной медицине, знания которой нужны любому взрослому человеку, тоже нельзя путать один класс лекарств с другим, путать названия или симптомы.

То же самое - в практических областях, от варения супов до работы на станках. Там навыки должны быть прочными и четкими.

А вот школьная математика, на мой взгляд, такого пристального внимания недостойна. Уж извините, меня блевать тянет от преподавания "2*3 не то же самое, что 3*2". Я всех, кто такое говорит, хотел бы обругать (это я вежливо сейчас). Это дикость, так преподавать. Преподавать надо проще. Хочешь 2 умножить на 3, сообразил, что тебе это надо сделать - не томи, скажи "6", и будешь прав. Не тратить на это 1й и 2й класс школы, чтобы потом эти "умножаемое" и "множитель" забыть как страшный сон. А тупо выучить таблицу умножения до 100, и прям по ней скакать.

Как-то так.

Я. Возможно, Admin и прав, если сидишь на одном месте, изо дня в день делаешь одно и то же и не задумываешься, что вся жизнь превратилась в один бесконечный штамп.

У меня. Все что учил в школе и институте пригодилось. Абсолютно все. При преподавании наверное, половина была не нужна для практического применения, только для общения с теми, кто использовал или интересовался, а вот потом... Правда, возможно это потому, что в 50 лет я отправился путешествовать по миру? Где приходилось вспоминать все-все, использвовать даже то, что вспоминалось с трудом...

Вот пример. Уж сколько презрения и сожаления о зря потраченном времени в институте на предмет "Научный коммунизм". А мне и он пригодился... Вспомнил основы, продемонстрировал, использовал и хотите верьте, хотите нет, но это помогло мне заработать поездку на Гавайи, 12 дней с женой. Полная оплата перелета и проживания.

О чем жалел? О незнании химии... У нас в школе учительница приходила на урок, говорила какие страницы прочитать и засыпала. Да-да, засыпала! И 35 человек вели себя тихонько, занимаясь своими делами. Не химию же учить! Вот это действительно было потерянное время! Потерянное время в школе, которое не наверстал в институте - сдал на "отвали"...

Выводы. Мой опыт: "понимающий специалист" никому не нужен: на производстве нужен знающий. Потому что все, что надо спроектировать, сконструировать, запрограммировать на производстве всегда (не знаю почему, но всегда!) нужно вчера. А потому тот, кто будет заново выводить какие-то методы давным-давно известные знающим, просто будет выгнан на второй-третий день. Потому что лучше знать, что есть проблема, которую надо решать, чем платить деньги человеку, который будет обещать разобраться, однако, демонстрировать свои знания и умения вот прямо сейчас, сию минуту он не может. Нынешние "понимающие" потому то так боятся ЕГЭ, что как собака: все типа "понимают", да сказать не могут!

Пусть это покажется похвальбой, но в первый банк я устраивался так: приходил и спрашивал управляющего: у вас есть проблемы с ВЦ? Я готов продемонстрировать свою квалификацию, решив их за неделю.
Это были 90 годы. Не так заботились о безопасности, просто хотели чтобы все работало. И стал начальником ВЦ....

А вот другой пример, опять же из личного опыта: плохое знание английского сыграло злую шутку при поиске первой работы в штатах... Я приходил и вот мой диалог:

Do you have a vacation?

Yes!

I want it too!

Get out, please.

Дааа, никто не спешил поделиться "вакансией"... Пришлось подтягивать английский - пол года таксовал (с плохим английским и отсутствием тогда навигаторов. А бумажная карта зачем?). Заодно освоил слепую печать на английском - 250 символов/мин. Очень помогло потом. Бюрократия и отчеты есть везде!

И работа приличная нашлась!

...

А уж этот "шедевр"... выдернуть из контекста и сказать "нечто"....

Admin. Уж извините, меня блевать тянет от преподавания "2*3 не то же самое, что 3*2". Я всех, кто такое говорит, хотел бы обругать (это я вежливо сейчас). Это дикость, так преподавать.

Я. Категорически против! Пусть Admin с первого взгляда скажет, что это, а может даже решит:

x/a=(d/a)*b+c*c

А может это решат его ученики? Вот тогда и поговорим, когда надо 2*3, а когда 3*2. И в чем разница.

.....

Резюме. Всё что давали в школе и институте в советские времена, все надо знать и понимать, все - может пригодится в жизни, если не планировать сидеть на кассе или просто сидеть сиднем на одном месте и жить всю жизнь по шаблону.