Найти тему
Амалия Литвинова

О разнице русского и американского менталитетов на примере дела Ванштейна.

Мерилин Монро.
Мерилин Монро.

Прочитала сейчас рассказ о детстве Мерилин Монро: как её домогался муж приёмной матери, когда ей было всего 11 лет, а потом, когда ей было 14 - один из старших братьев в другой приёмной семье. И автор весьма удивлялся: что за судьба такая у бедного ребёнка. Автор русский. И мы удивляемся, для нас это дико: как же так? Как можно так с ребёнком поступать? Видимо, девочке не повезло - целых два извращенца её домогались!

Однако в Штатах, как и в других странах с преобладающей протестантской религией, такие происшествия - обыденность, а не исключение из правил.

Мы этого не понимаем, потому что генетически мы православные.

Православная традиция подразумевает отношение к более слабым физически людям жалостливое и покровительственное. Обидеть женщину или ребёнка - это табу. Не то чтоб русский мужик бабу не поколачивал - поколачивал, конечно, но исключительно по пьяни, а протрезвев, сильно раскаивался.

Совсем другая традиция в протестантских странах, в которых культивируется превосходство и право сильного. Если ты сильнее (женщины, ребёнка), то ты имеешь право применять свою силу против того, кто слабее.

У западных мужчин совсем другой менталитет и отношение к тому, что для нас табу. Для них женщину изнасиловать - это практически нормально. Закон, конечно, не на их стороне (хотя на судах постоянно выворачивают так, что женщина сама виновата - спровоцировала), а вот общественное мнение их не сильно осуждало: подумаешь, молодой мужчина, полуголая "шл*шка" - ну попользовал её - сама напросилась.

То же самое по отношению к детям. Формально трогать детей запрещено, но на деле такие случаи весьма распространены и в Штатах, и в Западной Европе.

Мало того, западные женщины до недавнего времени и не догадывались, что можно как-то по другому. Для них насилие тоже было нормальным: в детстве отец колотил (хорошо хоть не домогался), потом муж колотит. Нормально. Можно, конечно, в полицию пойти, заявление написать, да только потом друзья и соседи от тебя же и отвернутся. Да ещё и на суде грязью обольют и шл*хой выставят.

Вот и помалкивали американки, не желая связываться.

Но подул ветер толерантности, и общественное мнение развернулось на 180º. О мужском насилии стало не просто принято говорить - об этом стали кричать громко и публично, привлекая к теме пристальное внимание общественности.

И вот на этой волне - бац! - дело Ванштейна. Можно сказать, что Харви Ванштейн расплачивается за всех тех американских мужчин, которые подло и жестоко поступали с женщинами за всю историю Соединенных Штатов. Ванштейн стал козлом отпущения, а процесс над ним - показательным выступлением американских женщин против насилия и домогательств всех американских мужчин. Так что приговор по определению был суров.

Другое дело, что этот паровоз праведного гнева как-то не в меру разогнался - так, что и не остановить, и под него на рельсы стали падать и другие мужчины, которых только заподозрили в применении насилия. Например, бедняга Джонни Депп, вина которого в избиениях жены так и не была доказана, однако от общественности Джонни получил по полной.

Джонни наш Депп.
Джонни наш Депп.

Тут надо ещё один момент отметить в разнице русского и англосаксонского менталитетов: американцам достаточно обвинить человека, и общественность тут же объявит его преступником. Доказательства вторичны. В России же наоборот: мало обвинить человека - необходимо доказать, что он виновен - только тогда мы берёмся осуждать. Да ещё и жалеем в последствии того, кого приговорили - ведь он стал заключенным, а значит, слабым и бесправным - жалко такого!

Не хочу сказать, что в государстве Российском нет насильников и извращенцев - есть, конечно. Но для нас это исключение из правил, а для Запада - скорее, правило, чем исключение. В этом наши ментальные различия с западной цивилизацией: мы слабых жалеем, американцы же не считают зазорным того, кто слабее, раздавить и уничтожить, будь то женщина, ребёнок, подчиненный или просто слабый физически человек. Например, буллинг в школе. Заметьте - и слово-то английское, чисто английский термин, потому что русского слова такого нет ("издевательства" не в счет, так как слишком резкое по смыслу). Если у нас и встречается подобное явление, то довольно редко, поэтому и название ему не придумано.

Вот потому, что у нас всё это в пределах нормы, так сказать, мы и удивляемся: чего это американцы так вопят по этому поводу. Каждый судит по себе: у нас всё относительно спокойно - значит, так должно быть везде. А вот и не значит: и дело Ванштейна тому пример.