До 250 г.н. э. христиан практически не трогали. Да, относились, настороженно, высмеивали, а иногда и откровенно презирали. Ведь в глазах консервативных римлян и греков, их сограждане, предавшие веру отцов ради странной религии, не заслуживали уважения.
Но, приходит время, и три императора, Деций, Валериан и Диоклетиан проводят физические чистки в рядах последователей Иисуса.
К тому моменту среди христиан Римской Империи появилось много обеспеченных граждан, которые наполняли закрома общины звонкой монетой. В то же время государство стремительно беднело. Бунты на захваченных территориях, неурожаи, борьба с внешними врагами. Казна пустела, власть императоров становилась всё более шаткой. Один свергал другого, чтобы занять престол. Совершались предательства и заговоры. Но правители хотели вернуть Империи былое величие, навести порядок, даже путём жёсткой диктатуры.
То есть мы видим упадок государства с одной стороны и богатую, уже довольно влиятельную церковь - с другой. И эта община хочет жить независимо, не подчиняясь некоторым законам. Например, они не хотели нести военную и гражданскую службы.
То есть формальной причиной гонений был отказ поклоняться императору как богу и пренебрежение отечественной культурой.
А реальной - пополнение казны (имущество конфисковывалось), а также устранение деструктивной организации, которая разобщает население.
Стоит отметить, что правители преследовали, в первую очередь, влиятельных и богатых христиан. Рабы, землепашцы и ремесленники вполне себе жили безопасно.
Мы помним, что начало гонениям положил Деций, поклонник Сената (аналог Госдумы) и почитатель римской старины. Но одним из наиболее жестоких гонителей новой религии был Диоклетиан — тот император, который сознательно стремился к восстановлению обветшалых римских традиций и вместе с тем полагал, что лучшим средством к этому является мелочный контроль за всей хозяйственной деятельностью, за всем поведением граждан.
Теперь становится понятным, почему осуществление политической программы Диоклетиана переплелось с гонениями на христиан, отстаивавших свою независимость и враждебных римским традициям.
Но ирония судьбы заключалась в том, что к моменту больших гонений в середине III века влиятельные слои в христианской церкви все настойчивее начинали искать примирения и союза с государством.
Спасибо за внимание!