Найти тему

Необычный способ за короткое время ощутимо повысить свой навык игры на гитаре

Оглавление

Здарова.

Пожалуй, каждый гитарист в глубине души желает как можно скорее улучшить свой навык игры на гитаре, осознать свой «левел-ап» и, ни секунды в себе не сомневаясь, отправиться, наконец, покорять вершины музыкального Олимпа. Но проходят долгие месяцы и даже годы – и осознание это всё не приходит, начинает казаться, что игра на гитаре – не моё, и не нужно мучать мёртвую лошадь. Знакомо? Мне – более чем. Об этом эффекте, кстати, я уже писал ранее - советую почитать!

В тот раз мы с вами выделили главную мысль – развитие приходит тогда, когда вы идёте по своему пути, не боясь поворачивать. Сегодня хочу поподробнее рассказать об одном из бонусных, «скрытых» поворотов, который не просто станет частью вашего пути, а поможет очень сильно срезать и намного быстрее достичь куда более значительных высот.

Речь идёт об освоении других музыкальных инструментов. Да, ребята, это действительно важный и нужный пункт! Наблюдая за другими профессионалами, смотря видео, снятые в процессе творчества, и даже некоторые концерты, я вижу, что практически все звёзды первой и второй величины в определённой степени владеют всем инструментальным составом в своей группе. Таким образом, гитаристу ничего не стоит сесть за ударную установку и показать ритм, который он весь день до репетиции настукивал и нащёлкивал пальцами, басист может встать за клавиши и с ходу сочинить неплохую мелодию, а про бэк-вокал и вовсе говорить не стоит. Зачастую люди осваивают азы игры на других музыкальных инструментах из праздного интереса, но на самом деле этот процесс – мощный пинок для развития навыков игры на вашем главном инструменте! Для удобства представим, что вы – ритм-гитарист, будущий король мощнейших риффов. Давайте посмотрим, как вам помогут другие инструменты.

Соло-гитара.

Конечно, формально – это тот же самый инструмент. Тот же гриф, те же 2 хамбакера (или другая ваша любимая конфигурация), но… приёмы и техника исполнения ритм-партий и соло всё же отличаются, порой – разительно. Едва ли в ваших ритм-партиях вам понадобится чёткий и громкий тэппинг, а соло-гитарист непонимающе глядит на то, как вы наяриваете даунстрок без умолку. Между прочим, даже сами гитары, заточенные под ритм и соло, отличаются друг от друга. Основные отличия – доступность верхних ладов, расположение грифа при посадке или штатном положении «на ремне», местоположение бриджа на корпусе. Поэтому в известной степени ритм-гитара и соло-гитара – это разные музыкальные инструменты.

Одна из этих гитар заточена под соло, другая - под ритм. Сможете угадать, кто есть кто? Напишите свой ответ в комментарии!
Одна из этих гитар заточена под соло, другая - под ритм. Сможете угадать, кто есть кто? Напишите свой ответ в комментарии!

Чем может быть полезна соло-гитара ритмачу? Во-первых, развитием левой руки. Так сложилось, что почти никогда гитарист не прогрессирует равномерно. Наибольшее развитие всегда получают именно те техники, которые используются повседневно. Ритм-гитара в роке и метале – это скорее про игру пауэр-аккордов, про чёткую и мощную атаку с минимумом «грязи». Как вы понимаете, правая рука у ритмачей обычно развита сильнее левой. У соло-гитаристов ситуация обратная. Конечно, точность попаданий по струнам и атака всё ещё важны, но, во-первых, столь же чётко высекать звуки, играя вертушку в супербыстром темпе, не всегда необходимо, во-вторых, нужно ещё и иметь очень ловкие пальцы левой руки, чтобы каждая струна была зажата в нужном месте и вовремя.

Поэтому, когда вы на время отвлекаетесь от зубодробительных риффов и разучиваете соло-партии от медленных и протяжных до натурального пилилова, вы выравниваете баланс развития рук. Когда вы вернётесь назад к риффам, вы ощутите, насколько меньше внимания к себе требует ваша левая рука, и играть как мелодические, так и аккордовые партии вам теперь намного легче, и, вполне возможно, вы без труда перешагнёте прежние пороги темпа исполнения. Развитие? Конечно, да!

Бас-гитара

Бас, хоть внешне и схож с привычной нам электрогитарой, имеет множество ключевых отличий, связанных с игрой на инструменте. Это и постановка рук (как при пальцевой технике, так и при медиаторной), и положение инструмента, и множество других нюансов. Но, что для нас в данном случае главное – это толщина струн. Бас-гитара хорошо звучит и создаёт мощную и прочную основу ритм-секции только тогда, когда музыкант «пробивает» струны и даёт достаточный уровень атаки, при этом не сползая в вечный «нестрой». Вы и сами, наверняка, слышали, как мутно и уныло звучит басист-новичок, играющий по одной струне, как бы прячась за ритм-гитаристом и барабанщиком, и какие шикарные душещипательные басовые соло выдаёт скилловый музыкант. Не последнюю роль в этом играет атака. Поэтому, если вы освоите навык атаки на басу, то чёткость ваших гитарных риффов возрастёт практически до небес (конечно, как только вы привыкнете обратно и прекратите срывать тоненькие гитарные струнки в «нестрой» или вовсе рвать их).

Сможете раскачать эти стальные канаты, по привычке называемые струнами? Тогда с гитарными у вас точно не будет проблем!
Сможете раскачать эти стальные канаты, по привычке называемые струнами? Тогда с гитарными у вас точно не будет проблем!

Второй аспект касается левой руки. Бас-гитары имеют заметно более длинную мензуру, а значит – и расстояние между ладами. Поэтому упражнения на басу ощутимо прокачают вашу растяжку пальцев и навыки смены позиции левой руки. Думаю, объяснять пользу всего этого для гитариста – излишне.

Клавишные

Так исторически сложилось, что фортепиано и фортепианная клавиатура – классические музыкальные инструменты, на которых строятся основы музыки. Даже начальный уровень понимания того, как она устроена, сильно продвинет вас не столько, как непосредственно гитариста, сколько как музыканта в целом (а ведь задача музыканта не ограничивается только лишь игрой на своём инструменте – помните?).

Во-первых, именно изучив азы фортепиано (к слову, Вам не обязательно тащить к себе домой огромную бандуру – подойдёт любой простенький синтезатор), вы стопроцентно поймёте, как в музыке устроены ноты, тона, полутона и октавы, если, конечно, ещё не совсем въехали в тему.

Параллельно, волей-неволей, осваивая клавишные, вы заметно поднимитесь в плане интонирования и сольфеджио, что неизбежно скажется на профессионализме ваших бендов, вибрато и игры в целом.

Во-вторых, на фортепианной клавиатуре намного проще (как по мне) осваивать гармонии и принципы их построения. Поняв, как строятся аккорды на клавишных, вы без труда сможете практически сразу начать придумывать собственные гармонии и даже дополнять их мелодией. И, когда вы вернётесь за гитару, дело будет за малым – подтянуть механическую часть и брать те же аккорды уже на гитаре, а понимание наперёд, что и как прозвучит, у вас уже будет.

Давным давно я обучался в музыкальной школе по классу синтезатора. Кстати, эти наушники Sehhneiser HD-280 Pro до сих пор со мной и до сих пор в строю, а ведь прошло уже больше 15 лет!
Давным давно я обучался в музыкальной школе по классу синтезатора. Кстати, эти наушники Sehhneiser HD-280 Pro до сих пор со мной и до сих пор в строю, а ведь прошло уже больше 15 лет!

В-третьих, само по себе понимание клавиатуры не то, что поможет, а практически сделает полноценным процесс записи музыки и написания партий на компьютере. Ведь так называемый «пиано-ролл» является стандартным инструментом написания мелодий практически в любой DAW (для самых маленьких – цифровая рабочая станция, программа для работы со звуком). С помощью пиано-ролла пишутся партии абсолютно любых инструментов, от, собственно, синтов до ударных, поэтому его понимание я, например, считаю основой любого музыкального творчества.

Ударная установка

Барабаны – пожалуй, самый сложный (из стандартных инструментов рок-группы, конечно) для освоения инструмент на сегодняшний день. Отчасти – ввиду некоторой сложности самой игры, требующей от играющего координации, которую в реальной жизни очень мало где можно развить. Но больше всего – из-за недоступности. Большинство из нас обитают в квартирках среди каменных джунглей, а значит – не могут позволить себе без проблем поставить дома установку и играть вволю. Недовольные вашими навыками найдутся очень быстро, поверьте. Отчасти эту проблему решают электронные ударные, но – очень уж отчасти. Во-первых, не стоит полагать, что «электронки» бесшумные. Удары даже по резиновым пэдам нельзя назвать тихими, да ещё и, если акустические барабаны звучат, как музыка, то электронные – как надоедливая долбёжка прямо в мозг. Кроме того, удары эти отлично передаются на раму и, через неё, на пол, поэтому с соседями снизу вам всё же придётся познакомиться. Не говоря уже об отношениях с домашними. К тому же, «электронки» не дают того размаха, доступного игрокам на живых установках, да и сами барабаны ощутимо меньше по размерам, что, конечно же, сказывается на получаемых навыках. Плюс сама стоимость инструментов заметно выше тех же гитар.

Заниматься на ударных без проблем возможно только в специальных помещениях – репетиционных базах, платя денежку за каждое занятие. Впрочем, индивидуальные самостоятельные занятия не столь дороги – в Красноярске, городе-миллионнике, ценник был в среднем 200 рублей в час.

Однако, пользу, которую вам принесёт освоение ударных, переоценить просто невозможно. Именно практика игры на этом инструменте принесёт вам самое главное, без чего не может обойтись ни один музыкант, в особенности – ритм-гитарист. Речь, конечно же, о чувстве ритма. Всего лишь месяц игры под метроном на ударных пару-тройку раз в неделю запустит в вашей голове собственный отсчёт, сбить с которого вас будет весьма и весьма непросто. Именно из чувства ритма возьмут своё начало правильные тайминги замахов и ударов по струнам, а значит – каждая ваша атака будет происходить именно тогда, когда это необходимо, а профессионализм вашего звучания вырастет на голову, и не факт, что на одну. Кроме того, игра рок-метальных песен на барабанах – шикарная альтернатива тренажёрному залу.

ОСТОРОЖНО, этот процесс невероятно затягивает, и шанс того, что вы насовсем забросите гитару и пересядете за барабаны, неимоверно велик! А значит, совсем скоро вам понадобится кардан, комплект железа для репетиций и концертов, подписные палочки Дэйва Ломбардо, а также, скорее всего, новая, более высокооплачиваемая работа.

Начав осваивать ударные, я спустя короткий промежуток времени стал даже играть со знакомой группой, став на полгода штатным барабанщиком. Впрочем, тяга к гитаре всё равно оказалась сильнее.
Начав осваивать ударные, я спустя короткий промежуток времени стал даже играть со знакомой группой, став на полгода штатным барабанщиком. Впрочем, тяга к гитаре всё равно оказалась сильнее.

В общем и целом, освоение любого другого инструмента отвлечёт вас от повседневной рутины. Вы долгие месяцы трудились над оттачиванием вашей атаки, гоняли упражнения и гаммы, разгоняли старые знакомые песни, и другой инструмент будет для вас глотком свежего воздуха. Будьте уверены – когда вы вернётесь к старым знакомым упражнениям, они будут даваться намного легче! Помимо этого, если вы играете в группе, то начнёте намного лучше понимать ваших товарищей-музыкантов, сможете предугадывать наперёд их действия, и, как итог – каждый ваш джем постепенно превратится в настоящее произведение искусства, и со временем вы на себе прочувствуете, что такое «взаимопонимание» и «сыгранность» коллектива. Ну, а если дела в группе не сложатся, то не стоит отчаиваться , ведь вы теперь – человек-оркестр, а потому написать и записать свою песню от начала до самого конца вам не составит никакого труда!

На этом всё, что хотел сегодня сказать. Ставьте лайк, если мои размышления и опыт убедили вас попробовать в своей музыкальной жизни что-то новое. Пишите комментарии, если хотите поделиться своей историей или просто высказаться, а также подписывайтесь на канал – впереди ещё много полезного и интересного!

Счастливо!