Найти тему

Племянник Леонардо, рано ушедший талант

Племянник Леонардо – Пьерино да Винчи (Pierino da Vinci, 1529–1553), талантливый скульптор. Несколько скульптур, которые, как теперь полагают, принадлежат Пьерино да Винчи, когда-то приписывались Микеланджело. Сын Бартоломео да Винчи, младшего брата Леонардо, считался его семьей наследником таланта своего дяди. Пьерино проявил артистические способности в раннем возрасте. Он учился и у Баччо Бандинелли (1488–1560), и у Никколо Триболо (1500-1550). Увы, Пьерино умер от малярийной лихорадки в возрасте 23 лет.

Пьер Франческо ди Бартодомео дель сер Пьеро (Пьерино) да Винчи (ок. 1530-1553) Вазари, Джорджио, Della Valle, Guglielmo, 1740?-1794? Carli, Pazzini. С00
Пьер Франческо ди Бартодомео дель сер Пьеро (Пьерино) да Винчи (ок. 1530-1553) Вазари, Джорджио, Della Valle, Guglielmo, 1740?-1794? Carli, Pazzini. С00

Официальные сведения: Пьер Франческо ди Бартодомео дель сер Пьеро (Пьерино) да Винчи (ок. 1530-1553) — флорентийский скульптор и ювелир из Винчи, племянник Леонардо, с двенадцати лет жил во Флоренции, где учился у Баччо Бандинелли и Триболо, провел год в Риме, откуда переселился в Пизу, где и умер в возрасте 23 лет.

Аньоло Бронзино. Портрет молодого человека. 1550. Предположительно Пьеро (Пьерино) да Винчи (скульптура на заднем плане, совпадение возраста).
Аньоло Бронзино. Портрет молодого человека. 1550. Предположительно Пьеро (Пьерино) да Винчи (скульптура на заднем плане, совпадение возраста).

Достоверные работы: скульптурные фигуры мальчика с лебедями в палаццо Питти во Флоренции (камень), на вилле Кастелло (там же, мрамор и бронза), в лондонском музее Виктории и Альберта (терракота); «Мальчик с маской сатира» в музее в Ареццо (мрамор); «Вакх и сатир» в садах Боболи во Флоренции (мрамор); «Речной бог с тремя путтами» в Лувре (мрамор); «Уголино в башне голода», — бронзовый рельеф во флорентийском собрании графа Герардеска (реплики из стука во флорентийском Барджелло и в Оксфордском университете); «Изобилие» — травертиновая статуя на Пьяцца Каироли в Пизе; «Самсон, убивающий филистимлянина» — мраморная статуя во флорентийском Палаццо Веккьо; «Святое семейство» — мраморный рельеф во флорентийском Барджелло; «Герцог Козимо и освобожденная Пиза» — мраморный рельеф в римском музее Петриано (при соборе св. Петра); мраморная статуя юноши надгробия Турини в соборе в Пеше; ювелирные работы не сохранились.

Лувр. Работы Пьеро (Пьерино) да Винчи. С00
Лувр. Работы Пьеро (Пьерино) да Винчи. С00

Говорят, что этот барельеф частично был навеян образом дяди, похоже:

Пьерино да Винчи. "Мужественный профиль", возможно, Лука Мартини, 1550 г. С00
Пьерино да Винчи. "Мужественный профиль", возможно, Лука Мартини, 1550 г. С00

Слово Джорджио Вазари:

Бартоломео очень хотелось иметь сына: он часто рассказывал жене о величии гения Леонардо, своего брата, и молил Бога удостоить ее рождением в его доме второго Леонардо, так как тот в это время уже умер. И вот, спустя короткое время, у него, согласно его желанию, родился очаровательный мальчик, которого он хотел назвать Леонардо, но по совету родственников он, чтобы возродить отца, дал ему имя Пьеро. Достигнув трехлетнего возраста, мальчик оказался очень красивым с лица и кудрявым, проявляя большое изящество во всех своих движениях и удивительную живость ума. Потому и порешил Бартоломео, что молитвы его были услышаны Богом и, считая, что в сыне ему был возвращен брат, задумал увезти Пьеро из Винчи и устроить его во Флоренции.

Так он, не мешкая, и сделал и отдал Пьеро, которому уже исполнилось двенадцать лет, во Флоренции в обучение к Бандинелло, предполагая, что Бандинелло, который был другом Леонардо, посчитается с мальчиком и будет обучать его со вниманием, так как ему казалось, что к скульптуре он имеет склонность больше, чем к живописи. Он взял его от Бандинелло и передал Триболо, который, как казалось Бартоломео, больше старался помочь тем, кто хотел учиться, уделял сам большее внимание изучению искусства и сохранял еще того большее уважение к памяти Леонардо.

Пьеро взялся за мрамор с большой радостью и, сделав сначала маленькую модель из глины, выполнил затем работу с таким изяществом, что Триболо и другие предсказали, что он будет причислен к самым редкостным в своем искусстве.

Fontana delle scimmie. Pierino da Vinci
Fontana delle scimmie. Pierino da Vinci

Когда работу увидели флорентийские художники, все они присоединились к мнению, уже высказанному Триболо.

Образец юношеской скульптуры Пьерино. Бог молодой реки с тремя детьми, мраморная скульптура Пьерино да Винчи, Лувр.

Чуть более позднее произведение по мотивам своего знаменитого дяди:

Berlín, Bode Museum. Leda y el cisne de Pierino da Vinci.
Berlín, Bode Museum. Leda y el cisne de Pierino da Vinci.

Когда Пьеро работал, о том, что он племянник Леонардо да Винчи было известно еще немногим, когда же, благодаря своим работам, он стал известным и знаменитым, раскрылись и родство его и кровь. И с той поры и впредь, как за родство с дядей, так и за свой счастливый гений, напоминавший о том великом человеке, все стали называть его Винчи.

Источник: Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

Как жаль, что блестящий талант из семьи Да Винчи ушел так рано!