Найти тему
Заметки историка

Остановка Тарнув - первый транспорт до Освенцима.

Формирование первого массового транспорта заключенных в концлагерь Освенцим на вокзале в Тарнове 14 июня 1940 г. (фото из коллекции IPN, общественное достояние).
Формирование первого массового транспорта заключенных в концлагерь Освенцим на вокзале в Тарнове 14 июня 1940 г. (фото из коллекции IPN, общественное достояние).

14 июня 1940 года первый транспорт в только что созданный KL Освенцим покинул исправительное учреждение Тарнув. Среди 728 заключенных были, в том числе, солдаты сентября 1939 года, члены подпольных организаций, а также старшеклассники и разведчики. Поезд из Тарнова инициировал массовое истребление населения в немецких нацистских концлагерях.

Уже в первые дни после агрессии против Польши немцы начали широкомасштабную миссию по уничтожению польской политической и интеллектуальной элиты. На основании заранее подготовленных запретительных списков были арестованы ученые, духовенство, евреи и все, кого считали «враждебными немцам». Операция имела ожидаемые результаты, поэтому многие довоенные тюрьмы - особенно в Верхней Силезии и Домбровской котловине - были полностью переполнены. В свете таких обстоятельств родилась идея создать новый объект - концлагерь, изначально предназначенный в основном для поляков. Необходимость его создания была особенно заметна оккупационными властями весной 1940 года. Затем, когда взоры мировой общественности обратились к наступлению на Западе, в Польше немцы начали активизировать действия против интеллигенции. В рамках так называемого Чрезвычайная акция по умиротворению (Außerordentliche Befriedungsaktion - AB) привела к новым арестам и казням. Поэтому 27 апреля 1940 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер приказал создать концлагерь Освенцим в Освенциме. Однако новое исследование историков музея Освенцим показывает, что официальный приказ о создании концлагеря Освенцим должен был быть издан как минимум в первые дни апреля 1940 года.

Тюрьма Тарнув на улице Конарского, 17 играла особую роль среди всех нацистских тюрем, расположенных на юге Польши. Помимо того, что она служила политической тюрьмой немецкой полиции безопасности (Sicherheitspolizei), а точнее ее отдела IV - гестапо (Geheime Staatspolizei), она также использовалась как временная тюрьма. Это означает, что это был пункт сбора, куда доставляли арестованных - иногда из отдаленных уголков страны - перед их дальнейшей отправкой на расстрел, в концентрационные лагеря или трудовые лагеря. Хотя в первые месяцы оккупации количество заключенных было относительно небольшим, ситуация изменилась с января 1940 года, когда тюремные камеры начали заполняться политическими заключенными. Например, только в мае 1940 года здесь было заключено 911 человек. Однако они не проводили там много времени. В первую очередь этому способствовала изнурительная реальность тюрьмы: голодные пайки, ужасные санитарно-гигиенические условия и жестокие допросы - либо в этом здании, либо в ближайшем штабе гестапо - часто заканчивающиеся мучениями или убийствами заключенных.

Во-вторых, большая ротация определялась самой природой тюрьмы. Как сценический объект, он был лишь одним из звеньев террора оккупантов в общем процессе истребления польского народа. Тарновского узника отправляли в двух видах транспорта - на расстрел или в концентрационные лагеря. Предназначенных для первого сценария собрали в коридоре, где зачитали их приговоры. Затем они были собраны в т.н. в камере смертников (Abgangzelle), чтобы на следующий день на рассвете или в сумерках надеть наручники, погрузить в грузовики и вывезти за город. Там, в нескольких близлежащих городах, произошла казнь. Что касается второго вида транспорта - в концлагеря, то практика в этом случае была налажена первым транспортом в Освенцим.

Входные ворота лагеря Освенцим I (фото: Тулио Берторини)
Входные ворота лагеря Освенцим I (фото: Тулио Берторини)

Первый транспорт в Освенцим.

Списки заключенных, предназначенных для перевозки, составлялись в Кракове полицией или на месте, в тюрьме в Тарнове, в присутствии представителя гестапо. В случае с первой партией все было так же. 13 июня 1940 года, то есть накануне транспорта «Освенцим», были вызваны фигуранты списка, и во второй половине дня, после погрузки на грузовики, они были доставлены в городскую баню. После купания и дезинфекции одежды на рассвете следующего дня заключенных вывели из миквы, а затем, построив колонну в сопровождении немецкой полиции, пошли по безлюдным улицам города в сторону железнодорожного вокзала.

Власти Германии под страхом смерти объявили запрет выходить на улицу и даже открывать окна. Сами заключенные не были проинформированы о цели их поездки, поэтому многие предполагали, что они собираются работать в Германии. Их судьба оказалась совершенно иной, как они должны были узнать вечером того же дня. Однако сама поездка, по сравнению с будущими транспортами, проходила в не самых плохих условиях - заключенных загружали в вагоны третьего класса. Однако по-особенному запомнилась довольно удручающая остановка на вокзале Кракова, где немцы радостно отметили взятие Парижа.

Тарнув - памятник на вокзале в память о первой транспортировке политических заключенных в Освенцим 14 июня 1940 г. (фото: Анджей О)
Тарнув - памятник на вокзале в память о первой транспортировке политических заключенных в Освенцим 14 июня 1940 г. (фото: Анджей О)

Узники первого транспорта

В тюремных записях от 13 июня 1940 года депортация была записана как «Транспортный Освенцим 753 G» (гестапо). В конечном итоге, однако, до лагеря добрались 728 человек. Откуда эта разница? Из 25 пропавших без вести заключенных доподлинно известно, что один был освобожден на железнодорожной рампе непосредственно перед погрузкой в ​​поезд. Однако до настоящего времени не удалось установить, что случилось с оставшимися 24 арестованными и почему их сняли с транспорта. Кто были первыми жертвами лагеря Освенцим? Большинство заключенных составляла молодежь - 80% из них были в возрасте от 16 до 30 лет. В вагонах поезда с первой депортацией были в основном разведчики, школьники, студенты, а также члены подпольных организаций и солдаты сентябрьской кампании, пытавшиеся попасть в Венгрию, чтобы присоединиться к формирующейся там польской армии. Среди стариков были юристы, учителя, священники и рабочие. По меньшей мере 11 человек были евреями по происхождению. К первому транспорту приставили как причастных к подпольной деятельности, так и задержанных в уличных облавах.

По прибытии в лагерь заключенным были присвоены номера 31-758. Почему нумерацию не начали заново? Участники перевозки из Тарнова были не первыми заключенными в лагере - до них в мае 1940 года туда были привезены немецкие преступники из KL Sachsenhausen, которым отводилась роль заключенных-функционеров. Транспорт из Тарнова был первым, но массовым. День его прибытия также считается фактической датой запуска KL Освенцим. Первый, самый низкий номер лагеря - 31 - получил 25-летний Станислав Рыняк, привезенный в Тарнув из Ярослава, а последний - 758 - Игнацию Плахту из Лодзи.

Первые дни в Освенциме

«Вы приехали сюда не в санаторий, а в немецкий концлагерь, из которого нет другого выхода, кроме как через дымоход. Если кому-то это не нравится, можно сразу переходить к проводам. Если в транспорте есть евреи, они имеют право жить не дольше двух недель, священники - месяц, остальные - три месяца ». Это были слова, которыми заместитель коменданта лагеря, гауптштурмфюрер СС Карл Фрицш, приветствовал только что заключенных в Освенцим, тем самым окончательно развеяв иллюзии заключенных относительно цели их поездки. Вскоре после того, как их привезли в лагерь, они были размещены в зданиях, принадлежавших Польской табачной монополии до войны на период так называемого карантин, который должен был приобщить их к лагерной дисциплине, но также - нарушить их физически и морально. После его завершения они были переведены в собственно лагерь, то есть в бывшие военные казармы,

Тарнув - Памятник узникам немецкого концлагеря в Освенциме (фото: Эммануэль Даян)
Тарнув - Памятник узникам немецкого концлагеря в Освенциме (фото: Эммануэль Даян)

Как сложилась судьба пленников первого транспорта? Хотя большинство из них составляли молодые и здоровые мужчины, уровень смертности среди них был очень высоким. По подсчетам Казимежа Радзивончика, только 137 из них пережили пребывание в Освенциме, более консервативные оценки позволяют говорить о 200 выживших. Всего из Тарнувской тюрьмы вышло более 50 транспортных средств. Сохранившиеся данные указывают на то, что в Освенцим депортировано 6800 человек, но предполагается, что это число намного больше из-за отсутствия записей о заключенных в период с августа по декабрь 1942 года и трудностей с определением места назначения некоторых транспортных средств. В ознаменование первой депортации из Освенцима с 2006 года 14 июня отмечается как Национальный день памяти жертв немецких нацистских концентрационных лагерей и лагерей смерти.

Архив истории Холокоста, «Первая перевозка заключенных в Освенцим, 14 июня 1940 г., Тарнув, Государственный музей Аушвиц-Биркенау»