Найти в Дзене
Соловьёв LIVE

Армен Гаспарян о высылке российских дипломатов из Чехии

Соловьев: Скажи мне, вот эта вся интрига, потому что она меня очень, ты знаешь, реально дико любопытно. Беларусь, Украина, Чехия. Вот сейчас я просто вспомнил гениальную фразу, сказанную Сергеем Викторовичем Лавровым, иначе, наверно, и не объяснить. Потому что тут европейцы все выступили разом. Вот пул № 3 приводит, Дмитрий Смирнов приводит заявление европейской внешней политической службы: «Европейский союз полностью поддерживает и солидарен с Чешской Республикой и сожалеет о реакции России путем высылки 20 чешских дипломатов. В ЕС разделяют мнение о причастностях к взрыву тех же агентов ГРУ, которые несут ответственность за попытку убийства Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери в 18-м году. ЕС глубоко обеспокоен повторением негативной модели опасного, злонамеренного поведения со стороны России в Европе. Россия должна прекратить эту деятельность, которая нарушает устоявшиеся международные принципы и нормы и угрожает стабильности в Европе».

Гаспарян: Здесь все чрезвычайно просто. Мы рабы своего прошлого, и мы рабы советской системы знаний, которая нам, собственно говоря, до сих пор в определенном смысле мешает трезво взглянуть на вещи. У нас есть, если глубоко общество копнуть, глубокая убежденность, что продолжает существовать Варшавский договор, что все эти страны, они вместе с нами. И они, если сейчас прямо социализм не строят и классовую борьбу не ведут, то, по крайней мере, они ментально к этому близки. Поведение поляков мы многократно разбирали в разных программах Соловьева. Но я просто хочу сказать, что чехи с этой точки зрения не сильно дальше ушли. Они просто меньше в пиаре, чем поляки. Я просто напоминаю, что, например, Президент Чехии Эдвард Бенеш в свое время давал деньги лично Борису Савинкову на убийство Ленина. Это акт, как бы мы выражались сегодня, международного терроризма. На территории Чехии, например, если просто кто-то не знает, базировалась часть Союза национальных террористов генерала Кутепова. На территории Чехии вообще много чего такого происходило, просто мы не очень хотим об этом говорить. У нас некая такая ментальная память про победу в Великой Отечественной войне. Так давайте… мама меня простит, 20 секунд я побуду гадом. А я вам напоминаю о том, сколько сотен тысяч жителей Праги вышло провожать в последний путь Рейнхарда Гейдриха. Добровольно выходило. Их никто, извините, автоматами, пулеметами не сгонял. И для самих немцев это тоже стало таким приятным сюрпризом: «Гляди-ка ты!» Имперский протекторат богемии и морали, они выходят. Они плачут, они с цветами. Это все было. Просто мы, как джентльмены, не очень хотим об этом вспоминать. Для нас для всех – это история, она должна была остаться историей. А нас постоянно…

Соловьев: Про оружейную мастерскую Третьего рейха мы не вспоминаем, а ведь Чехия была именно такой.

Гаспарян: Мы единственное, что вспоминаем, это тоже у нас в Советском Союзе родилось, что чехи своими мерзкими Panzerkampfwage 1 только сокрушили, на самом деле, танковую мощь Третьего рейха. При этом мы же обычно не вспоминаем количество этих самых Panzerkampfwage 1 в танковых войсках рейха. Мы вели себя всегда культурно, и нам всегда из-за этого гадили на голову. Мы говорили – да, были события 60-х годов, мы опубликовали все документы, мы принесли на государственном уровне извинения, а нам все новые и новые, и новые претензии предъявляли. Я просто напоминаю, что…

Соловьев: Кстати, тут только что пришло: «Парламентская Ассамблея Совета Европы разработала проект резолюции, в котором призывает освободить из колонии оппозиционера Алексея Навального до 7 июня» – сообщает ТАСС со ссылкой на документ.

Гаспарян: А что такого будет 7 июня, что от этого Навальный должен обязательно оказаться на свободе? Это первый мой вопрос. И я, пардон, но, дико извиняюсь, но, тем не менее, а Парламентская Ассамблея Совета Европы сильно опоздала. Вчера Правительство Эстонии сказало, что они готовы дать Навальному гражданство этой прекрасной страны. Поэтому ПАСЕ может отдыхать. Но это опять отголоски старых наших ошибок, старых наших джентельменских соглашений.

Соловьев: Они предлагают… Нет, чтобы понять. Они предлагают нам наплевать на российскую систему правосудия, то есть они лишают нас что вот, права на собственное правосудие? То есть они за нас теперь будут решать? Что, чего, кому?

Гаспарян: Они, по сути, лишают нас права на государственный суверенитет.

Соловьев: Он считают, что мы оккупированная территория? Конечно. Поэтому я в 156-й раз говорю: да, мы внесли изменения в нашу Конституцию, но я думаю, что надо продолжать этот процесс. 15-я статья должна быть принципиально пересмотрена. Что это за приоритет международного права? Хотя сейчас внесли определенные корректировки, называется «читай ниже». Не, давайте уж без иллюзий.

Гаспарян: Там много чего надо поправлять. Прежде всего, нам надо, как мне кажется, поправить свое представление о многих процессах, которые происходят. Надо перестать себя тешить иллюзиями по поводу того, что Чехия, Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, даже та же самая Украина, в конце концов, мы же все-таки люди, наверное, в сознании.

Фрагмент эфира программы "Полный контакт" от 20 апреля 2021 года.