Из Даргавса во Владикавказ мы возвращались через Кармадон (дорога по Кобанскому ущелью сложна и формально закрыта для транспорта). Еще не так давно эта дорога была перекрыта ледником Колка, сошедшим в 2002 году. Но теперь в Кармадон можно попасть тремя путями: с запада, из Даргавса; с востока, через Военно-Грузинскую дорогу; а также с севера, через Кармадонское (Геналдонское) ущелье. Несмотря на прошедшие почти 20 лет, эти места до сих пор хранят следы крупнейшей природной катастрофы.
Вскоре после спуска с Даргавсского перевала открывается вид на долину реки Геналдон, на другой стороне которой высится гора Рекормаг, а ближе находится поселок Кармадон:
Поселок фактически состоит из двух частей. В западной находится заброшенный санаторий "Кармадон" - бывший советский бальнеологический курорт:
Рядом расположена база пограничников:
Чуть западнее нее видны другие заброшенные постройки санатория. Какое-то время в них проживали беженцы, после чего здания остались без окон и дверей...
Прямо с дороги можно увидеть "верховья" ледника Майли, спускающегося с пика Орджоникидзе. Примерно оттуда, только чуть западнее, и сошел ледник Колка. По прямой от Кармадона до ледников порядка 12 км.
Миновав основное здание санатория и погранбазу, мы въезжаем в село Верхний Кани - оно и делит поселок Кармадон надвое, находясь как бы в его географическом центре. По сути, это нагромождение бедных дворов, ветхих хижин и покосившихся заборов:
Впрочем, место достаточно атмосферное и аутентичное:
Сразу за селом находится другая половина поселка Кармадон, состоящая в основном из недостроенных корпусов санатория:
Рядом стоит единственный в поселке жилой многоэтажный дом:
Ниже, ближе к долине реки Геналдон, видны руины цеха по розливу минеральной воды "Кармадон". Где-то здесь находились также лечебный корпус, столовая и очистные сооружения санатория, уничтоженные сошедшим ледником. Селу Верхний Кани повезло, так как оно находится на возвышенности.
20 сентября 2002 года по этой долине со скоростью порядка 200 км/ч пронесся ледово-грязе-каменный поток высотой в несколько десятков метров. По всей видимости, его верхняя граница проходила по нижнему краю небольшого лесного массива на вершине склона на фото ниже. Сель перекрыл проходившую по ущелью дорогу, в результате чего поселок оказался практически отрезанным от внешнего мира.
Пройдя по долине, ледовая масса ударилась в узкое ущелье реки Геналдон, так называемые Кармадонские ворота. Однако это не смогло ее остановить, и поток, сузившись и поднявшись в высоту, понесся по извилистому ущелью, срезая острые углы скал.
Вид на Кармадонские ворота из ущелья:
Во время катастрофы в ущелье находилась съемочная группа Сергея Бодрова. Считается, что им удалось укрыться в одном из тоннелей, по которым проходило шоссе. Сейчас уровень тоннеля находится заметно ниже дороги, поднявшейся из-за принесенных селем грунта и камней. А вход в тоннель малозаметен, так как прикрыт огромным камнем:
Тоннель практически под потолок забит камнями и землей, его опалубка частично снесена. Понятно, что выжить в таких условиях было невозможно.
Тем не менее, в ходе длительной спасательной операции пытались даже бурить скважины, чтобы попасть в тоннель. На склоне горы можно заметить трубу, по которой в него спускались водолазы.
Общая протяженность пути схода ледового обвала и гляциального селя составила свыше 30 километров. Остановился поток только у баз отдыха на Гизельдоне.
Чуть дальше по дороге находится еще один тоннель, вход в который хорошо заметен и несложен. Вероятно, именно поэтому здесь и установили памятную доску, хотя искали людей совсем не в этом месте.
Этому тоннелю тоже хорошо досталось, однако в него можно зайти и даже пройти насквозь:
Опалубка внутри также повреждена во многих местах:
Выход из тоннеля:
Еще дальше по дороге находится въезд в технологический тоннель, ведущий в сторону от дороги:
Напоследок и основная дорога также ныряет в глубь скалы: