Бичевание или истязание Христа служит сюжетом для живописцев с X века. Первоначально сюжет этот трактуется вместе с другими, относящимися к изображению Страстей Господних, и только постепенно выделяется из ряда этих изображений. На старинных картинах Христос стоит у столба в одежде и не связан. Позднее представляется Он опоясанным, причем руки связаны назад и двое или более воинов бичуют Его плетьми, иногда в присутствии Пилата.
Замечательны картины: Джулио Романо в ризнице святой Праксиды в Риме, фресковые — Гауденцио Феррари в Santa Marie delle Grazie в Милане и в стенной живописи дель Пьомбо в Риме. Новая живопись трактует этот сюжет чрезвычайно реально и грубо. То же надо сказать и об изображениях, резанных в дереве, XV и XVI веков. К счастью для чистоты художественного творчества «бичевание» не принадлежит к любимым мотивам.
Замечательна находящаяся в Русском музее (Санкт-Петербург) картина А.Е. Егорова «Истязание Спасителя». У Христа тут руки связаны на спине. Один из воинов привязывает Его к позорному столбу. Другой готовится бичевать узловатыми веревками. Третий воин, в латах и со шлемом на голове, видимо, издевается над Спасителем. У ног Христа — терновый венец и тростник.
В живописи второй половины XIX века любопытна, как образчик натуралистического изображения, картина Вильяма Бугро. Французский художник представил одну бойню, внушающую решительное отвращение. Извергское нанесение ударов прочувствовано живописцем. Истязуемый, в крайнем бессилии, весь изогнувшись, повис на веревках, к которым привязаны Его руки. Два палача, спереди и сзади, изощряются в нанесении ударов. Собравшиеся зрители глядят безучастно на эту варварскую сцену. Только ребенок отвернулся от ужасной сцены. Словом, кроме зверства нет ничего во всей картине талантливого художника.
Ф. Ильин