Найти тему
1520. Все о путешествиях

Лучшие вагоны, но «развод» с экскурсией. Круговой поезд из Москвы в Калмыкию: как это было

Оглавление

Туристический поезд из Москвы в Калмыкию совершил всего один рейс. Он был широко анонсирован РЖД, но в продажу поступило всего 20 билетов. Поймать места – это был тот еще квест. Для пассажиров перевозчик выделил один из лучших поездов дальнего следования – поезд «Сочи».

Плацкартный вагон туристического поезда «Сочи» в рейсе Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва
Плацкартный вагон туристического поезда «Сочи» в рейсе Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва

Квест «Купи билет»

Путешествовать на поезде можно было двумя способами. Первый – купить путевку у «РЖД Тура» за 35000 рублей. За эти деньги обещали место в купейном вагоне (правда, без возможности выбора верх/низ), включенные в стоимость экскурсии, а также завтраки и обеды (без ужинов).

Второй способ – купить «голый» билет на сайте РЖД, а досуг и питание организовывать самостоятельно. При этом была еще опция купить экскурсии по Ростовской области и республике Калмыкии непосредственно в вагоне. Но об этом позже.

О запуске поезда в РЖД объявили за несколько дней до открытия продажи билетов. Сколько мест появится, было непонятно. Мне хотелось попасть на этот поезд, и я стал усиленно «ловить» места.

С продажей билетов на круговые туристические поезда есть техническая проблема. Поезд отправляется с одной станции и прибывает на нее же, а система продажи билетов не понимает, как такое может быть. Чтобы решить вопрос, в РЖД стали прибавлять к называнию станции прибытия слово «Туристическая». В нашем случае станцией отправления была Москва Казанская, а станцией прибытия Москва Каз Тур.

Я каждый час заходил в приложение, чтобы мониторить билеты. Когда в системе появилась станция Москва Каз Тур, стало очевидно, что продажа билетов скоро откроется. В день старта продаж я плотно работал за компьютером и имел возможность каждые полчаса обновлять сайт. В какой-то момент места появились…

Мы с друзьями хотели ехать в купе, но в продаже появилось всего 20 плацкартных мест, причем 18 из них боковые и два в последнем купе. Плацкартные вагоны на этом маршруте были заявлены необычные – без верхних поперечных полок. Я быстро схватил 33, 35 и 38 места. Жене с подругой – нижние места, себе верхнюю боковую (да еще и у туалета) – чтобы не собирать постоянно белье и чтобы никто на ней не сидел.

После того, как я купил билеты себе, я написал о старте продаж в своем телеграм-канале, и остальные 17 мест ушли буквально в течение получаса. В последующие дни в продаже появлялось еще несколько мест «из брони», но это были штучные места.

Москва – Ростов-на-Дону

Это был плацкарт из поезда «Сочи». С лета 2020 года он ходил по маршруту Туапсе – Гагра, в марте его забрали в Москву для туристического поезда Москва – Великий Новгород – Углич – Москва, а в предпоследние выходные апреля отправили в Элисту.

Поезд имел еще и важное политическое значение. В нем ехали большие начальники РЖД договариваться с руководством Калмыкии о развитии туризма и возобновлении пассажирских перевозок. В составе я видел два вагона-салона на восемь мест.

-2

Когда я говорю, что был поезд, я немного неправ. Скорее, это была группа прицепных вагонов, которая ехала на разных участках с разными поездами. До Ростова, например, ехали в составе поезда №20 Москва – Ростов-на-Дону. Это самый быстрый поезд на этом маршруте с самым удобным расписанием.

Поезд шел под двухсистемным электровозом ЭП20, так что длинных остановок не было совсем. Правда, то ли с электровозом, то ли с локомотивной бригадой что-то было не так. Поезд адски дергался всю дорогу, так что даже ночью люди просыпались.

«Наверное, им не сказали, кого везут», – пошутил кто-то в вагоне. Ни на одном из последующих участков таких толчков не было.

Плацкарт быстро наполнился типичной дорожной атмосферой. К нам пришли гости с гитарой и фотоаппаратом.

Благодаря измененной форме третьей полки теперь на верхних боковых стало удобно сидеть
Благодаря измененной форме третьей полки теперь на верхних боковых стало удобно сидеть
Все фотографируют фотографа и гитариста. Фото: Алексей Уланов
Все фотографируют фотографа и гитариста. Фото: Алексей Уланов
Фото: Алексей Уланов
Фото: Алексей Уланов

Перед нашим вагоном ехали вагоны-ресторан и -бар. Там была своя жизнь.

Вечеринка в вагоне-баре. Фото: Алексей Уланов
Вечеринка в вагоне-баре. Фото: Алексей Уланов

Ростов-на-Дону – Элиста

Чтобы организовать свой досуг в Ростове, я заранее нашел гида, который был готов повозить нас по окрестностям города. Мы вышли не в самом Ростове, а на одну остановку раньше – в Новочеркасске. Мы успели посмотреть этот город, станицу Старочеркасскую и непосредственно Ростов-на-Дону.

Закрытый речной вокзал в Старочеркасской
Закрытый речной вокзал в Старочеркасской

Туристы «РЖД Тура» тоже вышли в Новочеркасске. К их экскурсии можно было присоединиться за 4900 рублей, но было очевидно, что сами мы увидим больше.

Фото: Алексей Уланов
Фото: Алексей Уланов

В Ростове к нашему поезду подцепили еще одну группу плацкартных вагонов – до Элисты и обратно (в РЖД продавали билеты в отдельные вагоны по маршруту Ростов – Элиста – Ростов, и их было существенно больше, чем из Москвы).

Из Ростова до станции Кавказская нас отправили вместе с поездом Москва – Владикавказ. А из Кавказской группа вагонов на Элисту пошла самостоятельным поездом с двумя тепловозами. В Калмыкии один из читателей нашего канала Виктор Боев снял такое видео и прислал его нам.

Как смотреть Калмыкию, мы не понимали. На столах лежали красивые буклеты, которые предлагали экскурсию по республике от «РЖД Тура». Она предполагала посещение заповедника «Черные земли», где в степи цветут тюльпаны, и куда самим попасть почти нереально, экскурсию по городу, посещение центрального хурула и фестиваля тюльпанов. Стоила эта «радость» – 7800 рублей с человека. Мы понимали, что на троих это 23400 рублей, и что за эти деньги в Элисте можно «скупить полгорода». При этом в заповедник сами мы не попали бы.

Представитель «РЖД Тура» убеждала нас, что к поезду повышенное внимание у местных властей, что им обещали, что все будет отлично, и что экскурсию можно брать смело. У меня был негативный опыт взаимодействия с «РЖД Туром» (и я даже предостерегал читателей иметь с ними какие-либо дела), но тут они меня убедили, что это отличный шанс посмотреть Калмыкию, и мы решили рискнуть.

О том, как в итоге «РЖД Тур» кинул нас – отдельный рассказ. Упомяну лишь, что об отмене поездки в заповедник мы узнали уже в автобусе (внезапно размыло дорогу), в хурул мы не попали из-за очереди внутрь, экскурсия по городу свелась к 20 минутам, а на фестиваль тюльпанов нас завезли лишь на 25 минут. По графику прошел лишь обед. В итоге то, что нам обошлось в 23400 рублей, мы могли бы посмотреть сами тысячи за три, включая еду.

Вместо заповедника экскурсантов отвезли в поле у трассы
Вместо заповедника экскурсантов отвезли в поле у трассы
Дикие тюльпаны – очень красивые вблизи
Дикие тюльпаны – очень красивые вблизи
Экскурсионные микроавтобусы «РЖД Тура»
Экскурсионные микроавтобусы «РЖД Тура»
Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шаньямуни». Фото с дрона: Алексей Уланов
Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шаньямуни». Фото с дрона: Алексей Уланов
Фестиваль тюльпанов в Калмыкии. Фото: Мария Гаврюшина
Фестиваль тюльпанов в Калмыкии. Фото: Мария Гаврюшина

На обратном пути представитель «РЖД Тура» появилось в вагоне лишь однажды. Но после того, как одна из пассажирок пожелала, чтобы у них отняли лицензию, представительница больше не приходила (хотя обещала). Вопрос о компенсации не стоял.

Элиста – Москва

За несколько часов до отправления нашего поезда один из двух тепловозов забрал начальственные вагоны и уехал в Ставрополь.

Мы же отправились в 16:30. За окном мелькали очень живописные виды.

Путь до Москвы занял больше суток. От Элисты до Кавказской мы вновь ехали отдельным поездом. Там московскую и ростовскую группы вагонов разъединили. Московские вагоны уехали почти сразу с двухэтажным поездом №3 Кисловодск – Москва. Это большая редкость, чтобы в одном поезде пассажиров везли бы в двух- и одноэтажных вагонах. На моей памяти это вообще впервые. Ростовские вагоны уехали из Кавказской позже.

Одноэтажные вагоны туристического поезда «Сочи» из Элисты и двухэтажные вагоны поезда №3 Кисловодск – Москва в одном составе на станции Лиски. Фото с дрона: Алексей Уланов
Одноэтажные вагоны туристического поезда «Сочи» из Элисты и двухэтажные вагоны поезда №3 Кисловодск – Москва в одном составе на станции Лиски. Фото с дрона: Алексей Уланов

Существенным недостатком организации тура было то, что в вагонах не было душевых кабин. Вообще ни одной на поезд. В нашем вагоне в туалетах был лишь гигиенический душ в каждом из санузлов. Начальник поезда и проводник разрешали ими пользоваться как полноценным душем, но все же это не то.

С водой, правда, вышел какой-то косяк. При заправке в Элисте ее по какой-то причине налили очень мало. В итоге по дороге она кончалась дважды. Первый раз – еще под Ростовом. Пришлось перебрасывать воду из соседнего двухэтажного вагона. Второй раз она закончилась минут за 40 до Москвы.

У многих, наверное, возникнет вопрос, как «подружились» между собой одно- и двухэтажка. Отвечаю: очень хорошо. Я несколько раз сам ходил в двухэтажку за чаем. В Элисте воды залили не только мало, но еще и какую-то некачественную. Чай из нее получался соленым. Я сперва подумал, что мне показалось, но потом соседи по купе подтвердили: пить было нереально.

Впрочем, это был единственный недостаток. Вагон обслуживал один проводник, и он отлично со всем справлялся. Вентиляция работала хорошо, когда нужно, подключался кондиционер. Было не жарко и не душно. За товары и чай можно было рассчитываться хоть наличкой, хоть картой. Везде было чисто, а пока поезд стоял в Элисте, проводник даже перестелил всем постели.

В пути мы сходили в вагон-ресторан. Цены были выше среднего, в меню – ничего выдающегося, но перекусить было можно.

Вагон-ресторан поезда «Сочи». Фото: Мария Гаврюшина
Вагон-ресторан поезда «Сочи». Фото: Мария Гаврюшина

Еще мне понравился дизайн вагона-бара. В нем было что-то из 60-х.

Вагон-бар поезда «Сочи». Фото: Мария Гаврюшина
Вагон-бар поезда «Сочи». Фото: Мария Гаврюшина

А в штабном вагоне было красивое фотокупе.

Фотокупе в штабном вагоне поезда «Сочи». Фото: Мария Гаврюшина
Фотокупе в штабном вагоне поезда «Сочи». Фото: Мария Гаврюшина

От Элисты до Москвы доехали примерно за 28 часов. Это очень быстро. Местные жители рассказывали мне, что помнят, как раньше ездили двое суток.

По прибытии прочитал в СМИ, что РЖД рассматривает вопрос о запуске регулярных вагонов беспересадочного сообщения до Элисты. Кроме того, туристические поезда могут стать постоянными – как в столицу Калмыкии, так и оттуда для вывоза детей к морю.