Туристический поезд из Москвы в Калмыкию совершил всего один рейс. Он был широко анонсирован РЖД, но в продажу поступило всего 20 билетов. Поймать места – это был тот еще квест. Для пассажиров перевозчик выделил один из лучших поездов дальнего следования – поезд «Сочи».
Квест «Купи билет»
Путешествовать на поезде можно было двумя способами. Первый – купить путевку у «РЖД Тура» за 35000 рублей. За эти деньги обещали место в купейном вагоне (правда, без возможности выбора верх/низ), включенные в стоимость экскурсии, а также завтраки и обеды (без ужинов).
Второй способ – купить «голый» билет на сайте РЖД, а досуг и питание организовывать самостоятельно. При этом была еще опция купить экскурсии по Ростовской области и республике Калмыкии непосредственно в вагоне. Но об этом позже.
О запуске поезда в РЖД объявили за несколько дней до открытия продажи билетов. Сколько мест появится, было непонятно. Мне хотелось попасть на этот поезд, и я стал усиленно «ловить» места.
С продажей билетов на круговые туристические поезда есть техническая проблема. Поезд отправляется с одной станции и прибывает на нее же, а система продажи билетов не понимает, как такое может быть. Чтобы решить вопрос, в РЖД стали прибавлять к называнию станции прибытия слово «Туристическая». В нашем случае станцией отправления была Москва Казанская, а станцией прибытия Москва Каз Тур.
Я каждый час заходил в приложение, чтобы мониторить билеты. Когда в системе появилась станция Москва Каз Тур, стало очевидно, что продажа билетов скоро откроется. В день старта продаж я плотно работал за компьютером и имел возможность каждые полчаса обновлять сайт. В какой-то момент места появились…
Мы с друзьями хотели ехать в купе, но в продаже появилось всего 20 плацкартных мест, причем 18 из них боковые и два в последнем купе. Плацкартные вагоны на этом маршруте были заявлены необычные – без верхних поперечных полок. Я быстро схватил 33, 35 и 38 места. Жене с подругой – нижние места, себе верхнюю боковую (да еще и у туалета) – чтобы не собирать постоянно белье и чтобы никто на ней не сидел.
После того, как я купил билеты себе, я написал о старте продаж в своем телеграм-канале, и остальные 17 мест ушли буквально в течение получаса. В последующие дни в продаже появлялось еще несколько мест «из брони», но это были штучные места.
Москва – Ростов-на-Дону
Это был плацкарт из поезда «Сочи». С лета 2020 года он ходил по маршруту Туапсе – Гагра, в марте его забрали в Москву для туристического поезда Москва – Великий Новгород – Углич – Москва, а в предпоследние выходные апреля отправили в Элисту.
Поезд имел еще и важное политическое значение. В нем ехали большие начальники РЖД договариваться с руководством Калмыкии о развитии туризма и возобновлении пассажирских перевозок. В составе я видел два вагона-салона на восемь мест.
Когда я говорю, что был поезд, я немного неправ. Скорее, это была группа прицепных вагонов, которая ехала на разных участках с разными поездами. До Ростова, например, ехали в составе поезда №20 Москва – Ростов-на-Дону. Это самый быстрый поезд на этом маршруте с самым удобным расписанием.
Поезд шел под двухсистемным электровозом ЭП20, так что длинных остановок не было совсем. Правда, то ли с электровозом, то ли с локомотивной бригадой что-то было не так. Поезд адски дергался всю дорогу, так что даже ночью люди просыпались.
«Наверное, им не сказали, кого везут», – пошутил кто-то в вагоне. Ни на одном из последующих участков таких толчков не было.
Плацкарт быстро наполнился типичной дорожной атмосферой. К нам пришли гости с гитарой и фотоаппаратом.
Перед нашим вагоном ехали вагоны-ресторан и -бар. Там была своя жизнь.
Ростов-на-Дону – Элиста
Чтобы организовать свой досуг в Ростове, я заранее нашел гида, который был готов повозить нас по окрестностям города. Мы вышли не в самом Ростове, а на одну остановку раньше – в Новочеркасске. Мы успели посмотреть этот город, станицу Старочеркасскую и непосредственно Ростов-на-Дону.
Туристы «РЖД Тура» тоже вышли в Новочеркасске. К их экскурсии можно было присоединиться за 4900 рублей, но было очевидно, что сами мы увидим больше.
В Ростове к нашему поезду подцепили еще одну группу плацкартных вагонов – до Элисты и обратно (в РЖД продавали билеты в отдельные вагоны по маршруту Ростов – Элиста – Ростов, и их было существенно больше, чем из Москвы).
Из Ростова до станции Кавказская нас отправили вместе с поездом Москва – Владикавказ. А из Кавказской группа вагонов на Элисту пошла самостоятельным поездом с двумя тепловозами. В Калмыкии один из читателей нашего канала Виктор Боев снял такое видео и прислал его нам.
Как смотреть Калмыкию, мы не понимали. На столах лежали красивые буклеты, которые предлагали экскурсию по республике от «РЖД Тура». Она предполагала посещение заповедника «Черные земли», где в степи цветут тюльпаны, и куда самим попасть почти нереально, экскурсию по городу, посещение центрального хурула и фестиваля тюльпанов. Стоила эта «радость» – 7800 рублей с человека. Мы понимали, что на троих это 23400 рублей, и что за эти деньги в Элисте можно «скупить полгорода». При этом в заповедник сами мы не попали бы.
Представитель «РЖД Тура» убеждала нас, что к поезду повышенное внимание у местных властей, что им обещали, что все будет отлично, и что экскурсию можно брать смело. У меня был негативный опыт взаимодействия с «РЖД Туром» (и я даже предостерегал читателей иметь с ними какие-либо дела), но тут они меня убедили, что это отличный шанс посмотреть Калмыкию, и мы решили рискнуть.
О том, как в итоге «РЖД Тур» кинул нас – отдельный рассказ. Упомяну лишь, что об отмене поездки в заповедник мы узнали уже в автобусе (внезапно размыло дорогу), в хурул мы не попали из-за очереди внутрь, экскурсия по городу свелась к 20 минутам, а на фестиваль тюльпанов нас завезли лишь на 25 минут. По графику прошел лишь обед. В итоге то, что нам обошлось в 23400 рублей, мы могли бы посмотреть сами тысячи за три, включая еду.
На обратном пути представитель «РЖД Тура» появилось в вагоне лишь однажды. Но после того, как одна из пассажирок пожелала, чтобы у них отняли лицензию, представительница больше не приходила (хотя обещала). Вопрос о компенсации не стоял.
Элиста – Москва
За несколько часов до отправления нашего поезда один из двух тепловозов забрал начальственные вагоны и уехал в Ставрополь.
Мы же отправились в 16:30. За окном мелькали очень живописные виды.
Путь до Москвы занял больше суток. От Элисты до Кавказской мы вновь ехали отдельным поездом. Там московскую и ростовскую группы вагонов разъединили. Московские вагоны уехали почти сразу с двухэтажным поездом №3 Кисловодск – Москва. Это большая редкость, чтобы в одном поезде пассажиров везли бы в двух- и одноэтажных вагонах. На моей памяти это вообще впервые. Ростовские вагоны уехали из Кавказской позже.
Существенным недостатком организации тура было то, что в вагонах не было душевых кабин. Вообще ни одной на поезд. В нашем вагоне в туалетах был лишь гигиенический душ в каждом из санузлов. Начальник поезда и проводник разрешали ими пользоваться как полноценным душем, но все же это не то.
С водой, правда, вышел какой-то косяк. При заправке в Элисте ее по какой-то причине налили очень мало. В итоге по дороге она кончалась дважды. Первый раз – еще под Ростовом. Пришлось перебрасывать воду из соседнего двухэтажного вагона. Второй раз она закончилась минут за 40 до Москвы.
У многих, наверное, возникнет вопрос, как «подружились» между собой одно- и двухэтажка. Отвечаю: очень хорошо. Я несколько раз сам ходил в двухэтажку за чаем. В Элисте воды залили не только мало, но еще и какую-то некачественную. Чай из нее получался соленым. Я сперва подумал, что мне показалось, но потом соседи по купе подтвердили: пить было нереально.
Впрочем, это был единственный недостаток. Вагон обслуживал один проводник, и он отлично со всем справлялся. Вентиляция работала хорошо, когда нужно, подключался кондиционер. Было не жарко и не душно. За товары и чай можно было рассчитываться хоть наличкой, хоть картой. Везде было чисто, а пока поезд стоял в Элисте, проводник даже перестелил всем постели.
В пути мы сходили в вагон-ресторан. Цены были выше среднего, в меню – ничего выдающегося, но перекусить было можно.
Еще мне понравился дизайн вагона-бара. В нем было что-то из 60-х.
А в штабном вагоне было красивое фотокупе.
От Элисты до Москвы доехали примерно за 28 часов. Это очень быстро. Местные жители рассказывали мне, что помнят, как раньше ездили двое суток.
По прибытии прочитал в СМИ, что РЖД рассматривает вопрос о запуске регулярных вагонов беспересадочного сообщения до Элисты. Кроме того, туристические поезда могут стать постоянными – как в столицу Калмыкии, так и оттуда для вывоза детей к морю.