Первый трамвай в Краснодаре был пущен 23 декабря 1900 года. Екатеринодар стал семнадцатым трамвайным городом в Российской империи. В 1908 году началось строительство пригородной линии в станицу Пашковскую (на бензомоторной тяге с 4 апреля 1912 по 1914 год, на электрической тяге — с 14 декабря 1914 года); включена в систему городского трамвая в 1920 году, однако продолжала существовать относительно обособленной. В 1934 — 1938 годах на широкую колею была перешита большая часть городских линий. В 1948 —1949 годах была перешита на широкую колею линия Пашковского трамвая, а в 1950 году перешили на широкую колею последний участок городской сети.
Самая первая трамвайная линия в Краснодаре была построена бельгиским акцыонерным обшеством «Компания тяги и электричества». Первые трамвайные маршруты города проходили: по Красной ул. — от городского сада до Новокузнечной, и по Екатерининской (ныне ул. Мира) — до вокзала. Первое трамвайное депо располагалось на ул. Екатерининской, где сейчас находятся мастерские по ремонту подвижного состава.
В апреле 1912 года начала работать трамвайная линия в станицу Пашковскую, которую построило «Первое Русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар — Пашковская». Первоначально линия обслуживалась вагонами с керосиновыми моторами. В 1914—1915 годах линия также была электрифицирована.
Последним (1998 г.) на сегодняшний день строительством пути стало соединение разворотного кольца на ул. Садовой с веткой на ул. Красных Зорь по автомобильному мосту над железной дорогой. В 2008 году кольцо было демонтировано.
Восточное депо
Восточное депо открылось в 1912 году и стало обслуживать междугороднюю трамвайную линию, соединившую Краснодар со станицей Пашковской (сейчас это городской микрорайон). Предприятие работает с трамваями производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Всего на балансе депо 155 пассажирских вагонов, из них:
- 65 единиц серии 71-605 (№ 300—353, 500—598 с «пробелами»),
- 31 единица серии 71-623-04 (№ 267—297, 355-358)
- 20 единиц серии 71-623-02 (№ 247—266)
- 11 единиц серии 71-608К (№ 226—236),
- 10 единиц серии 71-605ТН
- 9 вагонов 71-619КТ (№ 237—245),
- 4 единицы серии 71-631-03 (№ 202—205)
- 2 единицы серии 71-605У
- 1 единица серии 71-619К (№ 495)
- 1 единица серии 71-623-01 (№ 246)
- 1 трёхсекционный низкопольный трамвай 71-931 «Витязь» (№ 201).
Маршруты, обслуживаемые Восточным трамвайным депо: 1, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 20, 22.
Западное депо
Первая очередь Западного трамвайного депо была введена в строй в начале 1963 года. Это депо стало заменой Северному трамвайному парку, располагавшемуся в центре города.
Всего на балансе депо 169 пассажирских вагонов, из них:
- 58 единиц серии Tatra T3SU
- 37 единиц серии Tatra T3SU КВР МРПС
- 25 единиц серии Tatra T3SU КВР ТРЗ
- 15 единиц серии Tatra T3SU КВР ТМЗ
- 29 единиц серии 71-623-04
- 5 единиц серии 71-407. (№ 160—164)
Маршруты, обслуживаемые Западным трамвайным депо: 1, 2, 3, 6, 7, 11, 15, 21.
Действующие трамвайные маршруты
№1 Улица Декабристов Железнодорожный вокзал Краснодар 1
№2 Улица Декабристов Улица Индустриальная
№3 Западное трамвайное депо Улица Декабристов
№4 Улица Индустриальная Комсомольский микрорайон
№5 Улица Солнечная Улица Бершанской
№6 Юбилейный микрорайон Улица Димитрова
№7 Западное трамвайное депо Улица Димитрова
№8 Улица Солнечная Хладокомбинат
№9 Хладокомбинат лица Бершанской
№10 Хладокомбинат Комсомольский микрорайон
№11 Юбилейный микрорайон Железнодорожный вокзал Краснодар 1
№12 Восточное трамвайное депо Улица Димитрова
№15 Улица Солнечная Железнодорожный вокзал Краснодар 1
№20 Улица Декабристов Хладокомбинат
№21 Улица Солнечная Юбилейный микрорайон
№22 Улица Солнечная Улица Димитрова