Любой, кто знает, кто такие писатели, отмечает их резкую индивидуальность. Писатели обычно живут по принципу, который высказал еще Пушкин:
Ты - царь, живи один.
И если они вдруг очеень быстро обьединяются в организацию, значит, на то есть причины.
После гражданской войны в 1928 году в Башкортостане была создана башкирская ассоциация пролетарских писателей. Ее возглавил Булат Ишемгул. Фактически можно сказать, что организация возникла моментально, учитывая борьбу с валидовщиной.
Кто такой этот Булат Ишемгул? Приведем длинную цитату из его биографии, она того стоит.
Булат Ишемгул (настоящее имя Габдрахман Закирович Габдрахманов) родился 16 февраля 1900 года в простой крестьянской семье, в деревне Ново-Чебенки Оренбургского уезда Оренбургской губернии, ныне село Новые Чебенки Зианчуринского района.
В 1916 году Габдрахман поступил на подготовительное отделение медресе «Галия» в Уфе. Но через год из-за тяжелого материального положения был вынужден оставить его и вернуться в родную деревню, где работал сельским учителем. В 1917 году горячо поддержал Советскую власть. Вступил в ряды Красной армии, активно участвовал в Гражданской войне.
С 1920 года Габдрахман Закирович работал начальником политического отдела, заведующим политпросветуправления в Кыпсак-Джетировском и Юрматынском кантонах Башкирской АССР. Проводил активную работу по организации органов местного самоуправления кантонов и волостей, комитетов бедноты, комсомольских ячеек.
С 1921 года жил в Стерлитамаке, Уфе и работал заведующим отделом политического просвещения областного комитета ВЛКСМ, инструктором и заведующим сектором печати Башкирского областного комитета ВКП(б). В эти годы Булат Ишемгул много сделал для становления газет и журналов в республике. Он являлся редактором газеты «Башкурдистан» (ныне «Башкортостан»), директором и главным редактором Башгосиздата, редактором журналов «Октябрь» (ныне «Агидель») и «Белем» («Знание»).
Трудился председателем Башкирской ассоциации пролетарских писателей (БАПП), являлся ответственным редактором по переводу трудов В.И.Ленина и И.В.Сталина на башкирский язык. Стал организатором и первым редактором республиканской молодежной газеты «Йэш юксыл» («Молодой пролетарий» — ныне «Йэшлек»).
То есть перед нами никакой не пролетарий, это во-первых. Во-вторых, он фактически нигде не учился, то есть человек безграмотный. В-третьих, учитывая его занятость по работе, он не мог ничего писать, это невозможно. Тто есть перед нам очередной родственник «Мажита» «Гафури». На фотографии видно абсолютное сходство с ним и другими членами этой группы лиц.
Чем же занимался этот товарыш? А вот чем:
В эти годы писатель активизировался в области социальной сатиры и критики пережитков прошлого. Он пишет рассказы «В штабе шайтанов», «Письмо муллы Сабира с того света». Издается книга «Безбожный смех», в которой Булат Ишемгул разоблачает корысть и двуличие мусульманского духовенства, религиозный фанатизм, проповедует идеи материалистического атеизма. Написанные им острые сатирические рассказы, пародии, фельетоны заложили основы башкирской сатирической литературы.
Булат Ишемгул плодотворно работал и в области публицистики. Выходят в свет его книги «Ленин о религии», «Русское самодержавие и мусульманское духовное управление», «Духовенство в дни контрреволюции», «Мажит Гафури».
То есть очевидно, что все эти тексты писали за него.
Башкирская ассоциация пролетарских писателей существовала до 1932 года. Задачей ассоциации было утверждение социалистической идеологии в башкирской литературе.
То есть люди даже не скрывали своих намерений.
Почему же она была закрыта, если так успешно работала?
Во-первых, была организован всесоюзный союз писателей, который вобрал в себя всех писателей страны. Во-вторых, задача примитивной агитации за социализм подошла к концу и нужно было воспитывать новое поколение жителей страны и республики. И в тртьеих, нужны были писатели из башкир, поскольку наступило мирное время и выдавать за башкир тех, кто им не являлся, стало затруднительно.
К тому же это обычная политики английских колонизаторов- опора на местные кадры, так называемая политика коренизации. Именно это и произошло в СССР, в целом, и в Башкортостане в частности.