Приход был основан в 1530 году. В том же году, с согласия Зигмунта I, Ян Добжинецкий основал город Добре в своем имении под названием Оссовно по немецким законам. Он также, при участии Матеуша из Бжозовицы, основал костел Св. Станислава. В 16 веке город был крупным ремесленным и торговым центром с населением около 800 человек. Уничтожение после шведского потопа, наполеоновских войн и Ноябрьского восстания (битва около Добре, под командованием генерала Яна Скшинецкого) привело к потере прав города в 1852 году. Костел св. Миколая, из фонда Камилы Язвинской (наследницы Рудзенка, самого большого имения в приходе), по проекту Болеслава Чашиньского, был построен в 1873-1878 годах благодаря усилиям отца Эдмунда Смоленьского. 31 августа 1878 г. отец Станислав Хроминьский, Декан Радзыминский, освятил костел. А консекровал 10 мая 1886 года епископ Винцент Теофил Попель-Хосьцак.
Св. Миколай с Миры, епископ, на протяжении многих лет св. Николай был одним из самых известных и почитаемых святых в Костеле. В средние века пальму первенства в популярности получил св. Антони из Падвы (f 1231). Греческое имя Миколай этимологически означает «победоносный народ». Оно имеет много разновидностей: Николас, Никлас, Клаус, Микулаш, Миклош, Никол и др. Это тоже доказывает популярность святого. И надо признать, что среди 16 святых 6 благословенных и 1 благословенной, после него нет никого громче и сияющего большей славой, чем он.
Вероятно, он родился в городе Патара в Лиции (Малая Азия) около 270 г. Он был единственным ребенком в семье богатых родителей, рожденным благодаря их горячими молитвами. С юных лет он отличался не только набожностью, но и помощью к другим. После смерти родителей он охотно поделился своим немалым состоянием с нуждающимися. Например, он помог трем дочерям бедного дворянина выйти замуж, тайно бросив им деньги. Об этом событии упоминает Данте в своем эпосе. Избранный епископом города Мира (ныне Демре), он завоевал сердца верующих не только пастырским рвением, но и заботой об их материальных нуждах. Чудеса, которые он творил, сделали его еще более прославленным. Когда император Константин I Великий приговорил троих молодых людей Миры к смертной казни за преступление, несоразмерное столь суровому приговору, св. Николай лично отправился в Константинополь, чтобы просить прощения за своих верующих.
В другом случае он своей молитвой спас рыбаков от неминуемого утопления во время сильного шторма. Именно поэтому он также считается покровителем моряков и рыбаков. Во время чумы, поразившей и его местность, он, рискуя собственной жизнью, помогал инфицированным. Легенда гласит, что св. Миколай воскресил трех человек, убитых в гневе владельцем гостиницы за то, что они не могли заплатить свои побыт. Св. Григорий I Великий в имени св. Николая сообщает, что во время гонений, разразившихся императорами Диоклетианом и Максимианом (начало IV века), святитель был заключен в тюрьму. Он был освобожден только Миланским эдиктом в 313 году нашей эры. Святой Миколай также участвовал в первом Вселенском соборе в Никее (325 г.), на котором епископы осудили ошибки Ария.
После многих лет блаженного правления Святой отправился к Господу за наградой 6 декабря (это произошло между 345 и 352 годами нашей эры). Тело Святого было похоронено в Мире, где оно просуществовало до 1087 года. 9 мая того же года его перевезли в итальянский город Бари. 29 сентября 1089 г. его могила в базилике, воздвигнутой в его честь, была торжественно освящена папой Бл. Урбан II. Прямо здесь, у могилы св. Миколая, в 1098 году состоялся синод, объединяющий православную и римскую церкви. На этом синоде председательствовал Папа Бл. Урбан II. Среди 184 собравшихся епископов был и примас Англии архиепископ Св. Ансельм из Canterbury, находившийся в то время в изгнании.
В Бари в базилике св. Николая, есть документ XII века, в котором подробно описана история принесения мощей Святого. В то время в Мире уже были турки. Итальянским купцам удалось получить от них разрешение на вывоз мощей св. Миколая. Называются даже имена двух священников, присутствовавших на церемонии: Лупус и Гриноальдус. В этом Бари предвосхитил Венецию, которая также хотела реликвии св. Миколая привезти к себе. В Мире сохранились руины костела св. Миколая. Археологи с разрешения местных турецких властей обнаружили следы первоначальной базилики. Св. Миколай - главный покровитель Бари, хотя перед этим был св. Сабин.
Настоящая базилика Св. Миколая происходит из 12 века. В 1197 году она была освящена, в которой участвовал канцлер императора Генриха VI и многие епископы. Ведь склеп этой базилики датируется 1089 годом. Он трехнефный и скрывает гробницу святого с его изображением, которая считается знаменитой благодатью. Перед ним горят вечные светильники, как на могиле Святого. Образ очень старый, сделан на серебряной пластине, на ней изображен св. Миколай и одет как епископ. В верхнем храме, рядом с главным алтарем, находится алтарь св. Миколая, выкованный в серебре, а над ним также изображение Святого. В базилике также есть сокровищница.
Среди даров можно увидеть художественный реликварий XII века и мусульманскую диадему XIII века. Особенностью базилики является «святая колонна», около которой, согласно местной традиции, должны были бить Господа Иисуса. Однако особого поклонения этот столб не получил. История гласит, что когда-то должна была исходить из кости Святого ароматная жидкость, называемая «манной". О нем говорят Константинопольские Патриархи: св. Иоанн Златоуст (407), св. Мефодий и другие. Предполагалось, что обладает лечебными свойствами. Научная экспертиза, проведенная в последние годы, показала, что Святой был невысоким (167 см), но имел крепкую структуру. На момент смерти ему было 72-80 лет.
Исследования проводились в 1957 году. На них присутствовали: папский делегат, кардинал Адеодато Ян Пьяцца и кардинал Гжегож Петр XV Агагян, 6 митрополитов и 19 епископов. Базилика находилась под опекой доминиканцев. Дважды в год в Бари проходят праздники в честь св. Миколая: 9 мая и 6 декабря. Первый - в память о принесении мощей Мире, второй - в день его смерти. Празднование в мае проходит особенно торжественно.
Весь город - в праздничных нарядах. Самый большой и прекрасно одетый корабль несет позолоченную двухметровую фигуру Святого в сопровождении множества красочно украшенных кораблей, кораблей и лодок. Когда корабль привозит статую св. Миколая на берег, ее возят по городу на специально подготовленном экипаже.
Город Бари сегодня насчитывает около 400 000 жителей и является крупнейшим городом на Адриатике. Епископство было основано здесь в начале христианства, возведено в достоинство мегаполиса в 10 веке. Именно здесь королева Бона, жена польского короля Сигизмунда II Августа, происходившая от князей Бари, Сфорца, провела последние годы жизни.
Древнейшие следы культа св. Миколая находим в VI веке, когда император Юстиниан возвел одну из самых великолепных базилик Святому в Константинополе. Император Васили Македоньчик (VII в.) построил часовню в честь Святого в самом императорском дворце. Многие паломничества отправились в Миру. В Риме у св. Миколая в IX веке было два храма. Папа св. Миколай I Великий (858-867) основал в Латеране отдельную часовню в честь своего покровителя. Со временем количество костелов св. Миколая в Риме достигло десятка!
Во всем христианском мире у св. Миколая было столько храмов, что один средневековый писатель пишет: «Если бы у меня была тысяча уст и тысяча языков, я не смог бы сосчитать все костелы, воздвигнутые в его честь». Конечно, это поэтическое преувеличение, но это - основа истины. О популярности св. Миколая до сих пор свидетельствует прекрасный обычай наряжать людей в образ святого Миколая и дарить подарки детям. Это имеет место в различных формах: «Святой Николай» появляется в образе епископа или (в бывшем СССР) Дед Мороз, который приезжает на санях или даже как в США на самолете или вертолете. На протяжении всего Адвента «Санта-Клаусы» дарят детям подарки, купленные их родителями в магазинах. Изображение Святого напечатано на почтовых марках многих стран. Фигура Святого Миколая увековечена многими художниками и скульпторами: Agnolo Gaddiego, Arnolda Dreyrsa, Jana da Crema, G. B. Tiepolo, Tycjana и др. Старейшее изображение Святого Миколая можно увидеть в одной из костелов Бейрута. Эта арабская фреска датируется 6 веком.
В Польше культ св. Миколая когда-то был очень популярен. Даже сегодня под его призванием на нашей родине насчитывается 327 костелов. После св. Иоанна Крестителя, а до св. Петра и Павла, самый популярный - св. Миколай. В Познани каждый седьмой храм построена в честь св. Николая. Костелы в Гданьске и Эльблонге - одни из самых великолепных. У святого еще много алтарей и более тысячи фигур и образов. Было также у Св. Миколая свои Санктуариумы в Польше. Самые известные были в Першчу в Тешинской Силезии (до 19 века) и в Померании около Кошалина (до 16 века). Святой почитался как покровитель девушек, моряков, рыбаков, детей, заключенных и пекарей. Он числился среди 14 адвокатов. После этого его место занял св. Антони Падевски, св. Миколай был вызываны во всех острых делах. Были и братства в честь св. Миколая, например, в Беницах, Манево или Жидове.
О популярности св. Миколая в Польше свидетельствует и то, что его имя часто давали новорожденным. Среди великих поляков давным давно можно найти, в том числе: Миколай Коперник (1543 г.), Миколай Тромба (1422 г.), первый официальный польский примас Миколай Рей (р. 1569 г.), отец польской литературы Миколай из Хшанова и Миколай из Кракова (оба из 16 века), композиторы Миколай из Курова, архиепископ Гнезненский, генеральный викарий Королевства в 1409-1411 годах вместо короля Владислава Ягелло, Миколай Семп Сарзинский (1581), поэт Миколай Радзивилл (р. 1616), воевода троцкий и виленьский. Мы также довольно часто встречаем это имя в польской литературе. В польской топографии известны 62 города, которые могли бы заимствовать свои названия от имени Миколая. Среди них города Миколайки и Миколув.
Как и во всем мире, в Польше получил распространение обычай дарить детям подарки либо на праздник (6 декабря), либо «на Рождество» (25 декабря). Кольберг упоминает, что св. Миколай также почитался в Польше как страж пастухов, защищающий стадо от хищных животных. Поэтому накануне праздника (5 декабря) пастухи постились, а в сам праздник (6 декабря) заказывали услуги по уходу за домашними животными.
В день св. Миколая, поляки тоже говорили так в пословицах: «За Миколая оставь телегу и возьми сани»; «Когда идет снег, говорят, что Николай трясет подбородком». Подобных пословиц целых 16.
Приход св. Епископа Миколая в Добре входит в состав Варшавско-Пражской епархии.
В нем проживает около 5000 жителей.
В состав прихода входят Добре как городок с населением 1683 человека (данные на 2011 год) и следующие деревни: Antonina, Brzeźnik, Brzozowica, Czarnocin, Drop, Duchów, Grabniak, Kąty Czernickie, Kobylanka, Makówiec Duży, Makówiec Mały, Osęczyzna, Pełkowizna, Poręby Nowe, Poręby Stare, Rakówiec, Rąbierz Kolonia, Rąbierz Wieś, Ruda Czernik, Rudno, Rudzienko, Rynia Nowa, Rynia Stara, Sołki, Tadeuszów, Walentów, Wólka Kobylańska, Wólka Kokosia.
Приходской храм представляет собой кирпичное однонефное здание в неоготическом стиле, покрытое медным листом. В нем три алтаря: главный - Непорочного зачатия (с мощами св. Иустина, св. Романа, св. Григория и св. Агнесы) и два боковых: Св. Креста и св. Станислава Епископа и мученика. Соборный алтарь - последняя работа профессора Ежи Махая. Стены покрыты полихромией с библейскими сюжетами, выполненными в технике сграфитто. В окнах пресвитерия - витражи в честь св. Игнатия Лойола и св. Миколая. Функцию колокольни выполняют кирпичные ворота костельного кладбища с тремя колоколами: Марии, Игнация-Станислава и Миколая. Часовня Марии на правой стороне костельного двора увековечивает память отца Эдмунда Смоленского, который от рукоположения до своей смерти непрерывно служил в Добре (61 год) и был строителем храма.
Слева в его честь установлен памятник в первую годовщину беатификации Иоанна Павла II усилиями «Солидарности фермеров».
Другие священные постройки прихода включают:
- могильное кладбище, основанное в 1830 г., примерно в 200 м от храма, где стоит посетить могилы отца Эдмунда Смоленского, основателя костела - Камили Язвинской и Яна Зыха - учителя и строителя школы
- Часовенка Св. Иоанна Непомуцкого в Рудно XIX века.
- Придорожный крест в Рудно 19 века.
- Часовенка Св. Иоанна Непомуцкого в Бжозовице 19 века.
- Памятник в деревне Makówiec Duży с 1864 года.
- Памятник с крестом на дороге из Варшавы (на границе с Добре) с 1920 года.
- Памятник перед зданием Управления гмины в Добре с 1920 года.