Найти в Дзене
Ножи ручной работы

Строительство "Гранда" - "Большого Русско-Балтийского" С-9 Часть 14.1

Из  открытых  источников.  Сикорский  за  штурвалом  С-9.
Из открытых источников. Сикорский за штурвалом С-9.

Создание больших и тяжелых многомоторных самолетов в то время считалось технически неосуществимым, а сами проекты - достоянием безграмотных мечтателей и утопистов. Крупнейшие авторитеты "научно" доказывали невозможность увеличения размеров самолета выше определенной величины. Сикорский же считал выдвигаемые авторитетами ограничения преодолимыми за счет грамотного проектирования и применения нетрадиционных инженерных решений.

На Всероссийском Воздухоплавательном сьезде в Москве в 1912 году Сикорский подвергся критике ведущих специалистов как московской, так и питербуржских научных авиационных школ, но это не остановило молодого конструктора. С небольшой группой единомышленников он продолжил разработку гиганта, перебравшись из Киева на РБВЗ в С.-Петербург. К началу августа 1912 года они закончили проект биплана взлетным весом 2,5 тонны, площадью крыльев 125 кв. метров, размахом 25 и 22 м, длиной фюзеляжа 20 метров. В качестве двигателя рассматривались два стосильных Аргуса с толкающими воздушными винтами, установленными на нижнем крыле по обе стороны фюзеляжа. А где же средства на строительство этого гиганта? Судьба оказалась благосклонна к Сикорскому. 18 сентября 1912 года председатель Правления АО РБВЗ М.В. Шидловский, ознакомившись с расчетами и доводами своего руководителя Воздухоплавательного отделения, разрешил строить самолет за счет средств Акционерного Обшества.

Самолет был построен довольно быстро. Поддержка председателя Правления очень помогла Сикорскому в постройке этого гиганта. Эксперементальные исследования по аэродинамике и динамике строящегося С-9 конструктор провел в аэромеханической лаборатории С.-Петербуржского Политехнического института. Вместо двухмоторного он создавался четырехмоторным. Стосильные Аргусы стояли на крыле попарно. Передние моторы приводили в движение тянушие винты, задние - толкающие. Эта схема была выбрана во избежание большого разворачивающего момента в случае выхода из строя одного из моторов. Строящийся гигант получил заводское обозначение С-9 или "Гранд". В то время так называли все самолеты большого размера.

К концу 1912 года большинство частей самолета было готово. В ходе работ соблюдался режим секретности, однако слухи о строительстве гигантского самолета поползли по С.-Петербургу и в основном негативного характера.

  Начало  сборки.  Из  открытых источников.
Начало сборки. Из открытых источников.

Но Сикорский не спешил афишировать свое детище. Только 27 января он официально продемонстрировал части самолета военным летчикам, посетивших завод.

Монтаж  кабины  С-9.  Из открытых  источников.
Монтаж кабины С-9. Из открытых источников.
В кабине  самолета Алехнович,  И.И. Сикорский,  стоит  механик  Панасюк.
В кабине самолета Алехнович, И.И. Сикорский, стоит механик Панасюк.
Пилотское  место.  Из  открытых  источников.
Пилотское место. Из открытых источников.

Сборку начали в феврале, в ангаре, арендованном на Коменданском аэродроме у Всероссийского Императорского аэроклуба. Через месяц С-9 был собран и 4 марта впервые выведен из ангара на летное поле.

"Гранд"  впервые  на  летном  поле.  Из  открытых  источников.
"Гранд" впервые на летном поле. Из открытых источников.

Сикорский занял место пилота.

Сикорский  на  пилотском  месте,  на  балконе  самолета   Серебренников.
Сикорский на пилотском месте, на балконе самолета Серебренников.

Все свои самолеты он испытывал только сам, не доверяя никому.

Сикорский  в   кабине  С-9.  Из  открытых  источников.
Сикорский в кабине С-9. Из открытых источников.

О конструкции самолета и его особенностях я расскажу в следующей статье. Как всегда будет много редких фотографий.

Подписывайтесь, комментируйте, ставте лайки.

До встречи.