Чтобы лучше понять возможен ли разум у гипотетических "водожителей" и если да, то каким он может быть, давайте сравним условия развития человека и "водожителей".
Итак, мир человека - твёрдая поверхность планеты. Это очень много определило в жизни людей, в их восприятии мира, в их деятельности. Люди живут в плоско двухмерном мире, среди неподвижных предметов.
Человек привык если не рисовать, то во всяком случае мысленно представлять себе ежедневно "план местности", на которой он находится. Плоский мир незыбленного легко изобразить на плоскости. Например, нарисовать палкой на песке. Отсюда пошли у людей геометрия, рисование и, что самое главное, письменности. Всё это заполнил жизнь людей толь потому, что люди сухопутных. Для "водожителей", живущих в трёхмерной мире, всё это принципиально невозможно. Какой "план местности" может быть у "водожителя", живущего на глубоком месте и никогда не видевшего дна под собой? Кругом вода. К тому же она ни одной секунды не бывает одинаковой. Она бурная или спокойная, холодная или тёплая, мутная или прозрачная, разной солёности. Разве такое объёмное и изменчивое нечто можно воспроизвести даже схематично, в виде плоского неподвижно го изображения? Конечно нет. Поэтому, можно думать, у таких морских жителей не может быть ни письменности, ни графики, ни математики не только потому, что в воде это технически трудно сделать, но и потому, что в этом не было потребности.
Зато какую развитию память должны иметь "водожители"! Мы, сухопутные, даже не заметили, что бумага, на которой у нас всё записывается, привела к ослабление нашей памяти. А им в воде надо всё "носить в себе", всё помнить, весь свой и чужой опыт хранить только в своей голове.
Но ёмкость мозга ограничена. Поэтому отсутствие письменности как хранилища коллективного опыта уже ставит предел умственному развитию "водожителей".
Есть и другие причины, которые раньше или позднее поставили бы предел развитию их разума.
Для живущих под водой недоступен огонь. А он сыграл колоссальную роль в развитии людей. Именно благодаря огню человечество пошло по линии создания технически развитой цивилизации. Ведь без огня не получить чистые металлы. Огонь необходим для получения и обработки многих других материалов, стекла, керамики. Без огня невозможна химия.
Для подводных житилей очень трудно познакомиться с тем, что окружает планету, с Солнцем. Не имея металлов и возможности изготовлять научную аппаратуру, пользуясь лишь своими, пусть даже очень совершенными органами чувств, они бы могли узнать о космосе очень мало. Только то, что можно увидеть невооружённым глазом, высунувшись на минуту из воды.
Возможно наши дельфины и есть пример таких "водожителей", которые развивали свой разум до тех пор, пока не дошли до пределов, о которых мы говорили. И остановились в своём развитии.
------------------------
Продолжение следует...
------------------------
(Фото из открытого доступа)