В ходе развала Российской императорской армии в 1917 года при украинизации боевых частей не менее 30 бронемашин попали в руки украинских боевых частей, среди них было несколько машин на шасси Пирлесс, один из которых стоял на вооружении в Автоброневом дивизионе сечевых стрельцов и в Украинской Галицкой армии.
Страна: Великобритания/Украина (модернизация)
Производитель: Wolseley Motors Ltd
Год выпуска: 1919 (модернизация)
Применение: Украинская галицкая армия
Кол-во построено: 1
Экипаж: 9
Бронирование: 0,28 дюйма (7,8 мм)
Вооружение: 1х7,62-мм пулемет Максим
Шасси: Peerless TC 3-ton
Двигатель 4-цилиндровый бензиновый, 32 л.с.
Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Предыдущую статью о зенитном броневике на шасси Пирлесс на службе у Белой Армии можно прочитать здесь: Зенитки против красных. Пирлесс Дроздовцев по имени "Верный". 1918. Первый Броневик Добровольческой армии.
После Первой мировой войны окончательно укрепилось мнение, что Австро-Венгрия, хоть и была великой империей, но вот воевать никогда не умела. Тем более удивительно, что в Первую мировую войну именно военные, выходцы из армии "вальсирующей империи" оказали самое существенное влияние на судьбу целых стран. Чехословацкий корпус в составе примерно 34 тысяч человек взял под контроль огромные территории развалившейся Российской с апреля 1918 года по сентябрь 1920 от Самары до Владивостока. Польские легионы (Legiony Polskie) Пилсудского, созданные в Галиции, стали основой Войска Польского, победив в Советско-польской войне.
Части Украинских сечевых стрельцов (Українські січові стрільці), созданные в Австро-Венгрии из украинцев, проживавших на территории империи, стали основой Осадного корпуса сечевых стрельцов на штыках которых Петлюра захватил Киев. Армия Украинской державы (Українська Держава) во главе с гетьманом Скоропадский существовала скорее виртуально. Гетьман опирался на немецкие штыки и офицерские револьверы, которые не помогли ему, когда стало понятно, что независимая Украина отнюдь не является итоговой целью гетьмана, который за спинами немцев договаривался с Антантой. К ноябрю 1918-го года из планировавшихся 300 тысяч было набрано только 60 тысяч рекрутов.
И хотя в соответствии с приказом Военного министерства УНР от 15 апреля 1918 года в состав вооружённых сил Украины вошли шесть автоброневых дивизионов бывшей российской армии: 4-й (Одесса), 7-й (Жмеринка), 8-й (Александровск, сейчас Запорожье), 9-й (Тирасполь), 11-й (Проскуров, сейчас Хмельницкий) и Особый (Луцк), к ноябрю из 31 бронеавтомобиля только два, причем оба в 4-м киевском бронедивизионе, были исправными. Именно эти два броневика Остин и Пирлесс и были захвачены при занятии Киева Осадным корпусом Сечевых Стрельцов в ночь с 14 на 15 декабря 1918 года. На основе гетьманского бронедивизиона был сформирован Броневой дивизион корпуса Сечевых Стрельцов, который на 25 декабря 1918 года располагал на бумаге 10 броневиками, 5 легковыми, 5 грузовыми и 4 специальными автомобилями, из которых на ходу было только два броневика, два легковых автомобиля и один грузовик.
К весне 1919-го техника была немного отремонтирована, в состав автобронедивизиона сечевых стрельцов вошли броневики Пирлес с личным именем «Атаман Мельник» и два Остина «Атаман Петлюра» и «Атаман Коновалец». Как и остальных "выгодоприобретателей" зенитных бронеавтомобилей Пирлесс, украинцы сняли с броневиков автоматические пушки, так как к ним не было и не предвиделось в будущем снарядов. Первоначально броневик использовался как бронетранспортер с открыто установленными пулемётами. В марте-апреле 1919-го года корпус стрельцов был основательно потрёпан красными под Бердичевым. 14 ноября 1919 года Бронедивизион Сечевых Стрельцов, находившийся в Виннице, был передан из состава группы Сечевых Стрельцов в распоряжение Галицкой армии и переименован в Автоброневой дивизион Галицкой армии. К этому времени броневик Пирлесс был модернизирован, на него установили крышу и башню от бронеавтомобиля "Остин".
История Галицкой армии и Сечевых стрельцов окончилась в начале декабря 1919-го года, когда украинские части был замкнуты в "треугольник смерти" между советскими, польскими и деникинскими войсками в районе Острополь — Любара — Чарторыя. 6 декабря 1919 года группа Сечевых стрельцов самораспустилась, а часть армии перекрасилась в белый цвет Армии Деникина, а уже 12 февраля 1920 года галицкие части перешли на сторону большевиков, образовав Красную Украинскую Галицкую Армию (Червона Українська Галицька Армія, ЧУГА), в составе которой был и Автоброневой дивизион, на тот момент располагавший двумя-тремя пулемётными бронеавтомобилями, среди которых скорее всего был и Пирлесс с башней Остин.
Дальнейшая судьба броневика, который некоторое время носил личное имя «Отаман Мельник», неизвестна, вряд ли он пережил советско-польскую войну, которая для РККА закончилась полным разгромом.
Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Следующая статья о Пирлессе, служившем на Дальнем востоке, будет здесь: Зенитки Пирлесс в России. 1920. Суперпирлесс Дальневосточной республики с башней от немецкого трофея.
Источники:
Тинченко Я. Панцирні потяги, панцирники та залізничні війська у Визвольній війні 1917-1920 рр. — К.: Темпора, 2012
Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг. — М.: Техника — молодежи, 2000
Кирилец С. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. — М.: Яуза, 2018
https://warspot.ru/17571-bronya-direktorii
https://foto-history.livejournal.com/11650854.html