"Я ЗНАЮ, ЧТО Я НЕ ЗНАЮ" - ЭТО НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЭФФЕКТЕ ДАННИНГА-КРЮГЕРА.
30 апреля 202130 апр 2021
3
Вы когда-нибудь встречали начинающего врача, который после первого года учебы лучше всего вылечил бы вас от любой болезни? Или студент-психолог после нескольких психологических тренингов предлагает вам психологическую помощь после расставания с партнером?
Как это происходит, что иногда люди, которые находятся в начале своей карьеры, научной/профессиональной так высоко ценят свои навыки, что они в состоянии оказать Вам помощь/поддержку, а опытный профессор, что человек, имеющий длительный стаж работы, колеблется, ищет множества решений, или нужна консультация?
О ситуации, когда люди с небольшой квалификацией переоценивают свои навыки, а опытные недооценивают их, мы расскажем в сегодняшней статье!
Что такое Эффект Даннинга-Крюгера?
Этот эффект заключается в том, что люди с меньшей квалификацией переоценивают свои знания и способности и недооценивают свои компетенции образованными/ экспертами в данной области.
Это пример когнитивной ошибки, то есть ошибочного способа восприятия реальности, который иногда делает наше мышление и поведение иррациональным. Когнитивная ошибка эффекта Даннинга-Крюгера является относительно распространенной, которую, вероятно, каждый из нас испытал лично.
Происхождение исследований эффекта Даннинга-Крюгера
Даннинг и Крюгер было двое исследователей, которые вдохновленные более ранними исследованиями над практическими способностями (например, вождение автомобиля, теннис, игра в шахматы) решили проверить, что лица с низким или небольшие компетенции в определенной области, на самом деле не умеют адекватно оценивать свои способности у себя, а также у других людей.
Даннинг и Крюгер решили проверить свои предположения относительно того, какую самооценку имеют студенты колледжа, на которых они работали в способности логического мышления, грамматики и чувства юмора. После опроса испытуемых попросили оценить их результаты во время занятий. Что заметили исследователи?
Студенты объективно компетентны – то есть те, кто действительно набрал высокий балл в тесте, занижали свои компетенции на публичном форуме, в то время как те, у кого были результаты хуже, переоценивали свои способности и завышали их. Студенты, чьи оценки оценивались в 12-м процентиле, даже смогли переоценить свои оценки до 62-го процентиля!
Почему я не знаю, хотя я знаю?
Каковы основные причины снижения своих способностей компетентными студентами? - этот вопрос озадачил Даннинга и Крюгера. Серия из четырех экспериментов позволила им найти два ответа на их вопросы.
Студенты, объективно компетентные, предполагали, что задачи, которые для них были простыми, были такими для всех остальных. Вот почему в ” их глазах такой высокий балл не был чем-то особенным.
Более того, студенты, которые уже обладали большими знаниями в той или иной области, понимали, сколько они еще не знают. Именно такое чувство неуверенности и осознание недостатка информации заставляло их занижать свою самооценку.
Напротив, студенты, которые были некомпетентны, то есть их результаты были в нижней части шкалы, не имели никакого осознания отсутствия знаний или неосведомленности в той или иной области. В этой ситуации именно отсутствие этого сознания заставляло их переоценивать свои способности и пребывать в неведении.
Теперь, когда вы знаете, что такое Эффект Даннинга-Крюгера, всегда помните об этом, когда начинаете хвастаться своими знаниями в компании. Потому что, может быть, иногда знаменитые слова " Я знаю, что я ничего не знаю” окажутся лучшим выходом, чем попытка показать, что мы (не)умеем.
Вы когда-нибудь встречали начинающего врача, который после первого года учебы лучше всего вылечил бы вас от любой болезни? Или студент-психолог после нескольких психологических тренингов предлагает вам психологическую помощь после расставания с партнером?
Как это происходит, что иногда люди, которые находятся в начале своей карьеры, научной/профессиональной так высоко ценят свои навыки, что они в состоянии оказать Вам помощь/поддержку, а опытный профессор, что человек, имеющий длительный стаж работы, колеблется, ищет множества решений, или нужна консультация?
О ситуации, когда люди с небольшой квалификацией переоценивают свои навыки, а опытные недооценивают их, мы расскажем в сегодняшней статье!
Что такое Эффект Даннинга-Крюгера?
Этот эффект заключается в том, что люди с меньшей квалификацией переоценивают свои знания и способности и недооценивают свои компетенции образованными/ экспертами в данной области.
Это пример когнитивной ошибки, то есть ошибочного способа восприятия реальности, который иногда делает наше мышление и поведение иррациональным. Когнитивная ошибка эффекта Даннинга-Крюгера является относительно распространенной, которую, вероятно, каждый из нас испытал лично.
Происхождение исследований эффекта Даннинга-Крюгера
Даннинг и Крюгер было двое исследователей, которые вдохновленные более ранними исследованиями над практическими способностями (например, вождение автомобиля, теннис, игра в шахматы) решили проверить, что лица с низким или небольшие компетенции в определенной области, на самом деле не умеют адекватно оценивать свои способности у себя, а также у других людей.
Даннинг и Крюгер решили проверить свои предположения относительно того, какую самооценку имеют студенты колледжа, на которых они работали в способности логического мышления, грамматики и чувства юмора. После опроса испытуемых попросили оценить их результаты во время занятий. Что заметили исследователи?
Студенты объективно компетентны – то есть те, кто действительно набрал высокий балл в тесте, занижали свои компетенции на публичном форуме, в то время как те, у кого были результаты хуже, переоценивали свои способности и завышали их. Студенты, чьи оценки оценивались в 12-м процентиле, даже смогли переоценить свои оценки до 62-го процентиля!
Почему я не знаю, хотя я знаю?
Каковы основные причины снижения своих способностей компетентными студентами? - этот вопрос озадачил Даннинга и Крюгера. Серия из четырех экспериментов позволила им найти два ответа на их вопросы.
Студенты, объективно компетентные, предполагали, что задачи, которые для них были простыми, были такими для всех остальных. Вот почему в ” их глазах такой высокий балл не был чем-то особенным.
Более того, студенты, которые уже обладали большими знаниями в той или иной области, понимали, сколько они еще не знают. Именно такое чувство неуверенности и осознание недостатка информации заставляло их занижать свою самооценку.
Напротив, студенты, которые были некомпетентны, то есть их результаты были в нижней части шкалы, не имели никакого осознания отсутствия знаний или неосведомленности в той или иной области. В этой ситуации именно отсутствие этого сознания заставляло их переоценивать свои способности и пребывать в неведении.
Теперь, когда вы знаете, что такое Эффект Даннинга-Крюгера, всегда помните об этом, когда начинаете хвастаться своими знаниями в компании. Потому что, может быть, иногда знаменитые слова " Я знаю, что я ничего не знаю” окажутся лучшим выходом, чем попытка показать, что мы (не)умеем.