Собственники жилой и нежилой недвижимости, в первую очередь заинтересованы в устойчивости своих прав на конкретный объект недвижимости.
Недвижимость всегда является дорогостоящим объектом и собственник, инвестируя свои средства, рассчитывает, что будет владеть таким объектом долгие годы и передаст его по наследству своим детям и внукам.
Однако, закон “О комплексном развитии территорий” вполне может вмешаться в Ваши планы и перевернуть все Ваши представления о праве собственности на недвижимость.
Этим постом я открываю серию публикаций, посвященных так называемой всероссийской реновации (закону о комплексном развитии территорий). Моя цель заключается в том, чтобы выяснить, какие угрозы таит в себе этот закон для собственников жилья и можно ли этим угрозам как-то эффективно противостоять в правовом поле.
Начнем с малого. Законодатель изменил формулировку в Градостроительном Кодексе. Сразу скажу, что в законах, не то что формулировка, а каждая буква и знак препинания имеет значение. Поэтому наша задача на сегодня поразмыслить, почему же это было сделано.
“Как вы яхту назовете, так она и поплывет”
В предыдущей редакции Градостроительного Кодекса (ГрК), формулировка “комплексное развитие территорий” довольно часто дополнялась словом “устойчивое”. Иными словами, раньше законодатель в отношении развития и застройки территории предпочитал использовать словосочетание “комплексное и устойчивое развитие”.
Новый же 494-ФЗ, (закон о комплексном развитии территорий), подписанный Президентом в канун Нового 2021 года, почему то исключает слово “устойчивый” из многих норм градостроительного законодательства, главным образом, из норм о комплексном развитии.
При этом само понятие “устойчивое развитие территорий” в ГрК пока сохраняется и, как следует из формулировки закона ( п.3 ст.1 ГрК), подразумевает собой “ градостроительную деятельность в интересах настоящего и будущих поколений”. Из чего сам собой напрашивается вывод, что комплексное развитие территорий по обнуленным правилам интересы настоящего и будущего поколений не учитывает. Ну или по крайней мере, законодатель не собирается ставить их во главу угла.
Чем это может обернуться для собственников?
На практике отсутствие устойчивости в законе может привести к тому, что отдельные губернаторы, исходя из различных соображений, в том числе чисто экономических, могут форматировать отдельные территории снова и снова, спустя непродолжительные периоды времени, например даже через пять или десять лет, приводя в качестве оснований такие аргументы как:
- необходимость модернизации городской среды,
- необходимость повышения эффективности использования территорий,
- создание новых мест приложения труда и т. д
Все эти формулировки-основания уже заблаговременно прописаны в законе о комплексном развитии территорий.
Таким образом, покушение на устойчивость комплексного развития территорий, безусловно, следует расценивать как подрыв базовых основ права частной собственности на недвижимость в России.
А что Вы думаете по этому поводу? Пишите свое мнение в комментариях.
Подробнее о комплексном развитии территорий читайте в нашей статье
"Что такое комплексное развитие территорий и чем оно опасно для собственников жилья?"
Какие многоквартирные дома можно снести по программе комплексного развития территорий?
Комплексное развитие территорий. Механизм отказа собственников от участия в программе КРТ
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Право в деталях" и Вы всегда будете в курсе последних изменений законодательства и судебной практики.
«Реклама. Рекламодатель ООО „Дзен.платформа“, ИНН 7704431373».