Моя прабабушка по маминой линии Валентина Дмитриевна Корнеева родилась в Ленинграде в семье простых рабочих. Жила бабушка с родителями и двумя младшими братьями на Васильевском острове, ходила в обычную школу на пятой линии и любила играть с друзьями в подвижные озорные игры, часами пропадая во дворе. Беззаботное детство обычного ленинградского ребенка.
Летом 1941 года бабушке было еще 13 лет, как и сейчас моей старшей сестре Алисе, и она, услышав новости о том, что началась война, не сразу осознала весь ужас этих страшных слов. Бабушка с младшими братьями в то время отдыхали в лагере в ленинградской области, и мама срочно приехала за ними, чтобы вывезти обратно в Ленинград. Тогда жители города еще не представляли ход будущей войны, но старались воссоединиться с близкими. Наступали тяжелые дни. Бабушка рассказывала, что поначалу они с братом Борей еще частенько выбегали на Большой проспект, с интересом рассматривая военные самолеты и горящие в небе огни, бурно обсуждали немецкого врага и новости, которые удавалось услышать от взрослых. Ярким воспоминанием осени стал пожар на Бадаевских складах. Мама тогда взяла Валю и повезла через весь город собирать жженый сахар. Вскоре после этих событий продуктов в магазинах резко стало не хватать, соседи по коммунальной квартире то и дело обсуждали каждое обращение диктора из громкоговорителя и поддавались всеобщей панике. Бабушка, как и я, будучи ребенком, многое не осознавала и не сильно боялась. Она старалась много читать, пыталась вести дневник, играла с братьями, отвлекала себя любыми способами. Но пережить первую голодную осень оказалось крайне сложно. В доме стало очень холодно, электричество работало с перебоями, еды практически не было. К началу зимы сильно стали болеть мама и Боря. Отец ушел на фронт добровольцем в самом начале войны, как и миллионы других советских людей, защищавших нашу Родину. Он был определен в войска противовоздушной обороны и, к несчастью, погиб 1 января 1943 года под Сестрорецком. Прабабушка героически помогала по дому, ухаживала за больными родственниками и присматривала за младшим братом, которому было всего пять лет. Суровая блокадная зима 1941 года выдалась на редкость холодной. Температура воздуха опускалась до 45 градусов, и шансов выжить оставалось все меньше. Для прабабушки эта зима стала самым трагическим и тяжелым периодом в жизни.
В конце декабря Валентине уже было 14 лет. Из веселой озорной девчонки она превратилась в серьезную, задумчивую девушку. Страх внезапной голодной смерти ежеминутно одолевал ее, но ответственность за умирающих родных и младшего беззащитного брата Володю заставляли бороться и выживать. В феврале 1942 года не стало мамы и среднего брата Бореньки. Одна, на руках с ослабленным от голода младшим Володей, бабушка продолжала жить в ледяной комнате темной безлюдной коммунальной квартире. Из-за недостатка еды приходилось делить жалкие кусочки хлеба, есть кожаные ремни, сумки, пить клей. Соседи умирали, кому-то в самом начале удалось уехать к дальним родственникам, квартира стала безлюдной и мрачной. Окна были заколочены кусками фанеры, Валя грела себя и брата у маленькой походной печки, которую приходилось растапливать кусками старых обоев и книгами. С жалкими пайками случайной еды, их навещали управдом и соседи из других квартир. Так, они смогли продержаться еще несколько месяцев.
Единственной надеждой на спасение была возможная эвакуация. Каждый день бабушка ждала информацию от управляющей их домом, ведь бабушка с братом были еще детьми. Эвакуация состоялась летом 1942 года и бабушку с братом вывезли в Ярославскую область, но разлучили по разным детским домам. Бабушка затем трудилась на барже, а позже подрабатывала нянечкой в детский доме и все искала, куда определили ее младшего брата Володю. Найти брата удалось после войны, когда Володя уже учился в Ремесленном училище.
Прабабушка в дальнейшем прожила долгую непростую жизнь. Родила двоих детей: моего дедушку Сергея и его сестру Татьяну. Трагические события военных лет навсегда оставили глубокую рану в душе и сердце. Все невзгоды они с братом вынесли на своих хрупких плечах и в послевоенные годы продолжали трудиться, когда любимый город заново возводили из руин. Прадедушка Володя вырос добрым и мужественным. На всех фотографиях у них с прабабушкой одинаково грустные голубые глаза. Я была еще совсем маленькой, когда умер прадедушка, а прабабушка покинула этот мир в 2018 году в возрасте 89 лет.
Я могу гордиться своими родными, пережившими блокаду. Это великая память о сильных и смелых детях, повзрослевших в одно мгновенье, о настоящих ленинградцах, которые сумели пережить весь ужас того времени, но сохранить добрые сердца и несломленный дух.