Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Как Венера с острова Милос осталась без рук

Почему французский моряк Оливье Вутье решил, оказавшись в своё свободное время на берегу острова Милос, внимательно разглядывать развалины древнего города, не знает сейчас уже никто. То ли слышал какие-то рассказы о сокровищах, которые повезло найти внимательному путешественнику, то ли делать было совершенно нечего, но моряк бродил среди оплывших стен, надеясь, наверно, на кувшин с золотом.

Но моряку не­сказанно повезло: на развалинах древне­го амфитеатра при помощи оказавшегося рядом местного крестьянина ему удалось откопать мра­морную статую полуобнаженной жен­щины, о которой ему уверенно сказали, что это богиня любви Афродита.

Так первоначально выглядела скульптура
Так первоначально выглядела скульптура

Именно она известна все­му миру как Венера Милосская, получив такое название по месту ее находки. Учёные позже решили, что находку можно отнести к ІІ веку до нашей эры, а изваял её Александр сын Менида, мастер из города Антиохии. Скульптор этот никакими своими работами больше не известен, но для мировой славы было достаточно одной фигуры.

А дальше начались проблемы с чиновниками: островом Милос владела Османская империя, и сколько ни обращался Вутье к местным, а потом столичным чиновникам, чтобы ему разрешили увезти скульптуру, разрешения он так и не получил.

Тогда Вутье попросил помощи у своего капитана. Капитан судна Жюль Дюмон-Дюрвиль сумел получить необходимые бумаги, но, судя по тому, как дальше развивались события, капитан просто купил какого-то чиновника, который выдал необходимое разрешение.

А вот дальше случилось непонятное: скульптуру начали грузить на корабль, но в этот момент появилась группа чиновников, которая попыталась конфисковать Венеру. Правда, было непонятно, зачем мусульманам женская фигура, Коран запрещает изображения, но турки начали отбирать скульптуру, капитан и Вутье сопротивлялись, капитан позвал моряков – его на корабле любили – моряки бросились на чиновников, те призвали на помощь приставов, и в этой всеобщей сутолоке, почти переросшей в драку, Венеру уронили – вот в этот момент она и осталась без рук. Потом капитан сумел успокоить чиновников, скульптуру погрузили на корабль, вот только руки в этой сутолоке пропали – то ли уронили с причала, то ли затоптали в песок…

Есть ещё один вариант: крестьянин, который участвовал в поисках (а скорее всего, он и нашёл!) решил подзаработать и предложил скульптуру грекам-контрабандистам. Они радостно согласились, но тут подоспели французы – а дальше тот же сценарий – драка, захват, сломанные руки …

Скульптуру как раритет преподнесли Людовику XVIII, во дворце она хранилась как личная собственность короля, а затем после череды революций Венера оказалась в Лувре, где находится до наших дней как его несомненное сокровище, любоваться которым съезжаются туристы со всего света.