Найти в Дзене
muntaqa.info

Мазхабные и безмазхабные шейхи и их уроки фикха

Заметка выпускника Мединского Исламского Университета
Заметка выпускника Мединского Исламского Университета

Воспоминания студента 2.

Некоторые наши шейхи довольно часто на уроках упоминали известный стих:

Я поступил в университет скромным невеждой,
А вышел оттуда тщеславным невеждой.

В другой версии: "А вышел оттуда ослом со званием доктора".

То есть, здесь описывается процесс превращения из "джахиля басит" в "джахиля мураккаб".*

Как это происходит на примере такой науки, как фикх?

Когда мы сидели на уроках фикха в университете, то условно преподавателей можно было поделить на два вида:

- "мазхабные" (те, которые глубоко изучили один мазхаб);

- "безмазхабные" (некоторые из них хоть и изучали мазхабы, но изучали их в виде "более сильных мнений"), и таких было больше.

Если на уроках первых это было "научное наслаждение", так как человек знает о тонкостях и подробностях в преподношении позиции мазхаба, то на уроках вторых нередко происходило следующее (это было и в бакалавриат, и в магистратуре).

Шейх начинает говорить, что в этом вопросе есть три мнения и т.д. Здесь я, как изучающий ханбалитский мазхаб, замечаю, что позиция ханбалитов преподносится порой не совсем точно, а порой совсем неточно (иногда я вступал в дискуссию с шейхом, иногда нет). Точно так же студенты, которые хорошо изучали, например, ханафитский мазхаб, тоже порой начинали делать замечания...

В результате получалось, что на самом деле каждый мазхаб преподносится не совсем точно. В итоге, вся эта информация о разбираемом вопросе получалась искаженной, что и есть "джахль мураккаб".

Осознание этого тоже происходило не сразу. Студент сперва может подумать, что неточность произошла только в отношении его мазхаба, затем в процессе обучения он замечает, что ему каждый раз приходится исправлять и корректировать понимание и "чужих" мазхабов в этом вопросе... понимание, которое вложил ему преподаватель.

Это пример в разъяснениях позиций, не заходя уже в вопросы наличия или отсутствия далиля, понимания аргументации того или иного мазхаба и т.д.

*Первый - это тот, кто не имеет никакого представления об определённом вопросе, то есть он знает, что не знает. Второй же - это тот, кто имеет ошибочное представление о вопросе, то есть он думает, что он знает...

(с) Джэмбулэт Тхьэщлъокъуэ