Найти в Дзене
Капитан Очевидность

Почему в Москве многие не оплачивают проезд?

Мне кажется или только я один регулярно оплачиваю проезд в общественном транспорте? Этот вопрос посещал меня и раньше, но особенно часто за последний год. А точнее с момента начала эпидемии коронавируса Covid-19. Именно тогда я стал замечать, что я практически единственный в автобусе, трамвае или почившем троллейбусе, кто платит за проезд. Даже пенсионеры и те далеко не все прислоняют свои социальные карты. Разумеется, я не один, кто при входе оплачивает проезд, но по моим наблюдениям больше половины этого не делает. А на некоторых маршрутах или остановках процент зайцев доходит до 80-90. То есть реально может зайти 10 человек, а оплатить проезд 1 или 2. Только за февраль 2021 года количество "зайцев" выросло на 13%!

Почему же так резко выросло количество людей, нежелающих тратиться на проезд в наземном транспорте?

Виной всему пресловутый коронавирус. С началом его в России и Москве в частности и самоизоляции многое изменилось.

Во-первых, упали доходы населения. Поэтому если есть возможность сэкономить, почему бы этим не воспользоваться? Особенно если учесть, что проезд дорожает из года в год, чего не скажешь о зарплатах населения.

Во-вторых, многие перешли на удалёнку. Поэтому у них отпала необходимость покупать проездные билеты. Раньше многие приобретали безлимитные проездные на месяц, квартал или даже год. Сейчас у некоторых такая привычка отпала. Никогда не знаешь, что ждёт впереди: будет ли новый локдаун, перевод на удаленный режим работы или вообще сокращение. А ещё оплачиваемый или чаще неоплачиваемый отпуск. Особенно после того, как многим пассажирам не вернули деньги за сгоревшие проездные в прошлом году. Эта категория пассажиров перешла на билеты на одну-две поездки. Это, с одной стороны, выходит дороже. С другой - даёт возможность оплачивать проезд по желанию. Другая часть безбилетников это те, у кого вообще нет никакого билета. Но и купить билет теперь у водителя в салоне нельзя. Он не только не продает билеты, но и отгородился лентой. Как будто это что-то даёт?...

Следующая категория безбилетников это люди старше 65 лет и люди с хроническими заболеваниями. И их можно понять. Их незаконно лишили льготного проезда, поэтому оплачивать они его не хотят. Тоже самое касается и учащейся молодежи. Проезд по полной цене для них не по карману. Неудивительно, что среди молодежи проезд не оплачивают почти все.

Но самое главное в другом. Дело в том что одновременно с цифровыми пропусками, которыми являлись карты проезда "Тройка", была отменена возможность оплаты банковской картой. Тройки без пропуска в транспорте не срабатывали. Те кто не хотел или не успевал сделать пропуск, задались вопросом: "Что же теперь не ездить"? Выход оказался простым. Ездить без билета. Все эти запреты с пропусками и прочим оказались бессмысленными без контроля. А контроль в лице контролёров пропал одновременно с приходом коронавируса. То ли его на время отменили из-за опасений заражения сотрудников, то ли желающих рисковать здоровьем за не самую высокую зарплату не нашлось. Я часто езжу в транспорте и за все время только один раз видел контролёров за последний год. Они никому не делали замечаний за отсутствие масок или перчаток. Пенсионеров не прислонивших социальные карты они не штрафовали, а сами ходили по салону и прикладывали их к валидатора или просили пробить при выходе. Зато штрафовали тех кто не прислонил тройку, почему то не разрешая им пробить билет сейчас и отказываясь верить обещаниям прислонить при выходе. Такие вот двойные стандарты.

Все это привело к тому, что люди видят отсутствие контроля и возможность не платить за проезд. Жаль, что в конечном итоге бремя оплаты за зайцев ляжет на добросовестных граждан в виде очередного подорожания.