Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как двоюродный брат Николая II на флоте служил

Тот самый, который первым в императорской фамилии в 1917 году красный бант на шинель нацепил. И личный состав Гвардейского флотского экипажа под его командованием занял Николаевский и Царскосельский вокзалы, чтобы воспрепятствовать прибытию верных императору воинских частей, буде таковые найдутся.

Проявив завидное чутьё, уже в марте 1917 года тайно уехал в Финляндию и в Россию больше не возвращался, а то лежать бы ему на дне какой-нибудь уральской шахты.

Речь идёт о Великом князе Кирилле Владимировиче . Кстати, красный бант 1917 года не помешал ему объявить себя российским императором уже в 1924-м. А не будь революции, этот титул ему не светил совершенно и он делал карьеру морского офицера.

Рассмотрим её краткий отрезок - перед и во время Русско-Японской войны. И тут мы видим то самое традиционное столкновение между тем, что человек рассказывает от своего имени, и тем, как его деятельность выглядит со стороны.

Ко времени назначения на эскадренный броненосец "Пересвет" на должность вахтенного начальника, он выполнял такие обязанности на крейсерах "Россия", "Генерал-Адмирал" и броненосце "Ростислав". Т.е. имел приличный опыт. "Пересвет" был новейший корабль, только в августе 1901 года вступивший в строй, однако достроечные работы на нём продолжались и шум мешал князю, поэтому жил он с разрешения царя на императорской яхте "Полярная Звезда"

Броненосец "Пересвет":

-2

Обычно на головные корабли нового проекта, когда ещё нет наработанного опыта эксплуатации технических средств и оружия, набираются наиболее опытные офицеры и команда. Назначение самого князя вроде бы это правило и подтверждает. Но вот что он пишет о своих товарищах в книге "Моя жизнь на службе России":

...Офицеры, прикомандированные к „Пересвету", в большинстве своем были безнадежными недоучками. По-видимому, Адмиралтейство абсолютно ничем не руководствовалось в своих назначениях и выбрало их наугад. Так, например, абсолютно некомпетентный командир корабля, которого перевели из Черноморской эскадры, был вынужден обучаться навигации во время плавания. Вполне возможно, что его назначение явилось чистой случайностью, поскольку говорили, что раньше он командовал „легким судном"!

Забавно читать про обучение командира навигации, если знать, что капитан 1 ранга Николай Семёнович Королёв 1-й во время русско-турецкой войны был минным офицером на пароходе “Великий князь Константин”, том самом, который командовавший им в то время С.О. Макаров превратил в носителя минных катеров и добился громких успехов. После этого два года Королёв командовал миноносцем "Батум", а будучи назначен командиром миноносца "Поти", принял его на верфи во французском Гавре и привёл в Севастополь, а потом ещё три года бороздил на нём Чёрное море.

...Командир корабля был настолько беспомощным и невежественным, что его пришлось обучать пользованию телеграфом....Повсюду царил дух дилетантизма и профессиональной несостоятельности.

И что же, наверное опытный офицер лейтенант Кирилл Романов принялся перед переходом на Дальний Восток подтягивать профессиональный уровень своих сослуживцев, ведь с ними придётся половину земного шара обогнуть, мало ли что может случиться? Отнюдь. Он взял отпуск и за три недели перед сложным плаванием отбыл в Германию к августейшим родственникам.

Как всегда, мой визит оказался весьма удачным. Среди гостей присутствовали принцесса Елена Шлезвиг-Гольштейнская с дочерью Торой и принц Артур Коннаутский со своим конюшим, капитаном Уиндхемом - тоже прекрасным наездником.
Мы играли в теннис, ездили верхом, а вечерами катались в экипажах по живописным сосновым рощам, танцевали и участвовали в любительских спектаклях и всевозможных забавных играх.

Вернувшись, он озаботился тем, чтобы металлические переборки его каюты были обтянуты ситцем. А вот о других заботах не упоминается.

Князь Кирилл в то время:

-3

Другой снимок, он крайний справа:

-4

А это его сослуживцы, безнадёжные дилетанты и недоучки:

-5
-6

По пути "Пересвет" посетил Тулон, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Батавию и Гонконг. На снимке броненосец в Порт-Саиде:

-7

Из песни слова не выкинешь, но во время перехода никакой боевой подготовки не проводилось. Кроме машинной команды остальной личный состав специальные навыки не отрабатывал. Но князь тут конечно ни при чём. Это всё командир виноват.

Вскоре после прибытия нас принял командующий эскадрой адмирал Скрыдлов и устроил бурную сцену по поводу нашей нерадивости и беспомощности. Он метал громы и молнии в адрес нашего командира, который, право же, был неплохим малым, и, несмотря на свое неумение, пользовался нашим расположением.... По его мнению, которое он тут же выложил в самых непарламентских выражениях, ни мы, ни наш корабль никуда не годились. Мы были самыми отъявленными и безнадежными профанами, какие когда-либо ступали на борт корабля, а командир - хуже всех! Он обвинял нас во всех смертных грехах и кричал, что от нас нигде не будет проку. О чем только думали в России, отправляя корабль с такими бездарями на борту!

И тут же не забывает упомянуть: Ко мне, однако, адмирал отнесся с неподдельным почтением.

"Пересвет" прибыл в Порт-Артур 5 апреля 1902 года. А 14 апреля бездарь капитан 1 ранга Королёв был произведён в контр-адмиралы. Правда, князь об этом упомянуть забыл.

После "Пересвета" он пошёл на повышение и служил старшим офицером на "Адмирале Нахимове". В 1904 году был назначен начальником военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане вице-адмирала Макарова. Прибыл в Порт-Артур 3 марта 1904 года. Служебными обязанностями фактически не занимался. Отличился пьянством (вместе с другим великим князем — Борисом Владимировичем) и хамством по отношению к офицерам эскадры (например, в отношении командира броненосца «Севастополь» Николая Оттовича Эссена и командира крейсера «Аскольд» Константина Алекссеевича Грамматчикова). После этого имел тяжёлый разговор с вице-адмиралом Макаровым и вынужден был послать Эссену и Грамматчикову записку с извинениями. 31 марта 1904 года при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» находился на его борту. Один из тех немногих, кто остался жив и спасся.

Пишут, что кроме царапин на ногах и сильного переохлаждения, других последствий для него не было. Но умер он именно из-за гангрены, развившейся на ногах, вполне возможно, как следствие рокового взрыва. Произошло это в 1938 году. Во французской прессе того времени сообщалось, что причиной смерти была длительная и мучительная подагра, связанная с весьма неумеренным употреблением алкоголя.

А тогда, в 1904 году он уже в день гибели "Петропавловска" вместе с братом убыл в Петербург и далее, в Германию, лечить "нервное расстройство". В 1909—1912 гг. служил на крейсере «Олег», последний год — командиром. С 1913 года — в Гвардейском экипаже, а с 1914 года, с началом Первой мировой войны, продолжил службу в штабе верховного главнокомандующего. С 1915 года — командир Гвардейского экипажа.

Ну, и после революции вся эта возня с престолонаследием, что не помешало его сыну, Владимиру, 26 июня 1941 года поддержать нападение фашистской Германии на Советский Союз.

Однако наступили новые времена, панимаш, и 7 марта 1995 года останки князя и его супруги были торжественно перезахоронены в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга.

А здесь о службе на флоте членов британской королевской фамилии:

Как британские короли служили на флоте

..........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь