Случайно наткнулась в телефоне на собрание эстрадных "хитов" 60-х годов. Решила послушать между делом. Собрание оказалось на час, но что любопытно - за весь час не прозвучало, собственно, ничего "советского". Природа, моря-корабли-паруса, взаимоотношения трамвайных контролеров с небесными светилами (не шучу), сказки, колдовство, космос, героика романтических профессий вроде геологической, и очень-очень много любовной лирики. Что-то кануло в никуда, как слабенькое, что-то и сегодня живо.
Заинтересовалась, поискала еще, и обнаружила занятное: эстраду начали заново политизировать в 70-е годы. (Ох, тусклое время!) Всех исполнителей, которые просили сказочных оленей умчать их в сказочную страну (это как понимать, товарищи?) перестали понемногу выпускать на телеэкран. Без репрессий, конечно, время-то на дворе стояло другое. Но всё это и полилось: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз"... Был такой чинуша по фамилии Лапин, о котором сохранилась недобрая память. Он и "размагничивать" приказывал, если что.
Живые песни - в небольшом количестве - проскакивали в фильмах. Что и понятно: даже товарищу Лапину было бы непросто запихнуть в комедию о меняющем профессию Иване Васильевиче песню про Ленина. И каким-то непостижимым образом единственной непотопляемой (и тогда - с голосом) оставалась Пугачева.
А мне вот подумалось: а ведь в 60-е годы люди в стране эстраду слушали. Во-первых, она в самом деле часто была талантливой и человеческой. Но есть и во-вторых: тогда еще большое значение имели радио, телевидение, виниловые пластинки. А 70-е - совсем другое дело. И крупных, с большими этими катушками, магнитофонов стало на порядок больше, и кассетник, который можно носить с собой, перестал быть недоступной роскошью. Молодежь либо делилась друг с дружкой магнитофонными записями иностранных групп (с одного привозного диска - десятки копий), либо ушла в авторскую песню. И у старшего поколения начали составляться свои кассетные коллекции. Высоцкого, Галича - слушали все возрасты.
Совдеп не хотел выпускать власти, пытаясь набить своей уже полностью протухшей идеологией даже легкую музыку. И между властью и народом прошла еще одна линия раскола.
Магнитофон победил товарища Лапина. Пострадали от этого только талантливые отечественные исполнители. Именно в 70-е эстрада сделалась безнадежно мертвой. И едва ли в ближайшее время оживет.
изображения взяты из открытого доступа