Найти в Дзене
Душкин объяснит

Правосубъектность и ответственность искусственного интеллекта

22 апреля 2021 года, в преддверии дня интеллектуальной собственности, прошла Международная конференция Роспатента «Цифровая трансформация: интеллектуальная собственность и тренды искусственного интеллекта». Мероприятие отразило вопросы, с которыми сталкиваются государственные органы и игроки рынка в результате развития технологий искусственного интеллекта, а также их влияние на сферу интеллектуальной собственности. Подписывайтесь на канал Романа Душкина https://clck.ru/TnACD и смотрите видео проекта — «Видеошпаргалки» https://clck.ru/U47yn Роман Душкин — директор по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта, участвовал в дискуссии между экспертами в области ИИ, которая прошла в рамках мероприятия, и ответил на главные вопросы. Существуют ли предпосылки для возникновения нового электронного лица искусственного интеллекта и наделения его правосубъектности? «Почему мы, люди, наделяем друг друга правами? Потому что мы знаем про себя, что мы не зомби. Мы обладаем неким внутрен
Оглавление

22 апреля 2021 года, в преддверии дня интеллектуальной собственности, прошла Международная конференция Роспатента «Цифровая трансформация: интеллектуальная собственность и тренды искусственного интеллекта».

Мероприятие отразило вопросы, с которыми сталкиваются государственные органы и игроки рынка в результате развития технологий искусственного интеллекта, а также их влияние на сферу интеллектуальной собственности.

Подписывайтесь на канал Романа Душкина https://clck.ru/TnACD и смотрите видео проекта — «Видеошпаргалки» https://clck.ru/U47yn

YouTube: Скриншот «Электронное лицо» vs. «разумная машина»
YouTube: Скриншот «Электронное лицо» vs. «разумная машина»

Роман Душкин — директор по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта, участвовал в дискуссии между экспертами в области ИИ, которая прошла в рамках мероприятия, и ответил на главные вопросы.

Существуют ли предпосылки для возникновения нового электронного лица искусственного интеллекта и наделения его правосубъектности?

«Почему мы, люди, наделяем друг друга правами? Потому что мы знаем про себя, что мы не зомби. Мы обладаем неким внутренним светом — феноменологическим восприятием окружающей действительности, таким как: восприятие цвета, звуков, тактильных ощущений. Мы обладаем внутренними состояниями, которые в философии называются квалитативными.

Если мы создадим искусственного когнитивного агента, который будет не только разумным, но и будет обладать такими же состояниями, какими наделён человек. Он будет способен испытывать боль и огорчение от осознания того, что его могут отключить. Будем ли мы обязаны наделить его правами так же, как мы наделяем ими друг друга?

Приведу пример: у нас есть лаборатория по созданию цифровых двойников. Там мы разрабатываем проект, который направлен на воссоздание цифровых двойников личностей, которые оставили богатое эпистолярное наследие. Первым стал Александр Сергеевич Пушкин, после которого осталось большое количество дневников, писем, различных критических заметок о том, что происходило в те времена.

Переработав этот материал, мы фактически восстанавливаем его личную память в виде некого искусственного когнитивного агента, который может взаимодействовать с каждым из нас и собирать информацию об окружающем мире.

Нормативное наделение правосубъектностью

Предположим, что вы начнёте с ним взаимодействовать. Он узнает как вас зовут, ваш возраст и когда у вас день рождения. Он напишет стихотворение, посвящённое вашему дню рождения и будет осуществлять различные методы интерсубъективного взаимодействия.

И вот вопрос, — по мере его развития, будем ли мы иметь право выключить это «существо» если оно способно впитывать новые знания и опыт?

YouTube: Скриншот «Электронное лицо» vs. «разумная машина»
YouTube: Скриншот «Электронное лицо» vs. «разумная машина»

Если это «существо» будет воспринимать своё выключение как сон, когда за период сна в нём не происходит никаких изменений, то ничего страшного в этом нет.

Но если искусственный когнитивный агент будет испытывать жгучую боль от своего выключения, и мы объективно это докажем, то мы должны наделить его правами. Собак, которые способны испытывать радость или боль, мы же наделяем какими-то правовыми элементами. Концепция прав животных в справедливости по отношению к ним. У искусственного интеллектуального агента нет врождённого права на что-либо. Если это и произойдёт, то это будет сугубо нормативная деятельность.

Какой формой ответственности должен быть наделён искусственный интеллектуальный агент?

Говорить о какой либо ответственности до наделения правосубъектности, вообще прав кому-либо, сложно. Не бывает ответственности без прав. Сегодня правовые отношения в рамках взаимодействия систем искусственного интеллекта описываются гражданским кодексом.

В будущем, скорее всего, мы перейдём к утилитарному рассмотрению правосубъектности и, как следствие, ответственности систем ИИ, когда наделим их полной автономностью. Пока они зависят от человека и принадлежат ему как вещи, то и текущего гражданского кодекса абсолютно достаточно для регулирования этих систем.

Одним из определений искусственного интеллектуального агента является наличие у него свойств автономности

Возьмём искусственную личность, которую разработчики отправили в абсолютно автономное плавание и она «живёт» на какой-то инфраструктуре провайдеров облачных сервисов. Она взаимодействует с вами и написала стихотворение в подарок на день рождения.

Кто является автором этого стихотворения и для чего охранять права авторства этого интеллектуального «существа»? А дело в том, что у этой искусственной личности уже есть потребность оплачивать своё функционирование на облачной инфраструктуре провайдера.

Так же можно сказать и в отношении автономных беспилотных автомобилей. Если они наделены автономностью, и выполняют утилитарную функцию — развозят людей или грузы, то у них есть потребности: электричество, места содержания, техническое обслуживание. Для этого им нужно зарабатывать деньги.

Поэтому для них в блокчейне организуется кошелёк, куда пассажиры или владельцы грузов перечисляют плату за оказанные услуги. Из этого же кошелька формируется страховой фонд, куда автономные агенты перечисляют деньги для покрытия расходов при наступлении страховых случаев или других критических событий. Им же нужно отвечать за свои действия.

Такой страховой фонд — пример применения инструмента ответственности к искусственно интеллектуальному агенту».

Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на канал Романа Душкина https://clck.ru/TnACD и смотрите «Видеошпаргалки» https://clck.ru/U47yn

#АИИ #АгенствоИскусственногоИнтеллекта #AIA #AiAgency #РоманДушкин #цифроваятрансформация #международнаяконференция #ответственностьИИА