Школьники и экоактивисты из Австралии и Новой Зеландии закапывают хлопковое нижнее белье в землю в рамках флешмоба Soil Your Undies («Испачкай свои трусы»).Таким образом ученики и просто неравнодушные к проблемам экологии австралийцы и новозеландцы помогают собрать данные о состоянии почвы в разных регионах своих стран.
Задача проекта Soil Your Undies Otago — получить представление о том, насколько серьезно загрязнена почва. Для этого его участники проводят мониторинг, используя простые биологические индикаторы — микроорганизмы, дождевых червей, навозных жуков и хлопчатобумажные трусы.
- В Новой Зеландии Soil Your Undies стала национальной исследовательской программой, ее финансирует правительство. Проект стартовал в сентябре 2020 года в шести школах, еще шесть присоединятся к нему к июлю 2021 года. Программу планируют распространить по всей стране.
- В Австралии подобный проект стартовал в 2018 году, когда 50 фермеров закопали свое нижнее белье, чтобы оценить повреждения почвы. Сейчас к проекту присоединились около 400 человек. В этой стране отслеживать информацию о том, как разлагается белье, можно на сайте CottonInfo.
Как это работает
Хлопок содержит целлюлозу, которая становится пищей для микроорганизмов, обитающих в почве. Чем их больше, тем они активнее «поедают» ткань. Если через 2 месяца эксперимента ткани останется немного, это означает, что почва здорова и богата микроорганизмами. Если трусы практически не изменились, значит, почва безжизненна.
Организаторы акции обращают внимание желающих проверить качество почвы на то, что для этого подходят не все трусы, а лишь стопроцентно хлопковые. Синтетическое белье микроорганизмы проигнорируют.
Проект Soil Your Undies и его аналоги
Инициатива по закапыванию хлопчатобумажных трусов возникла в США в 2017 году как флешмоб, а затем распространилась по всему миру. Результаты мониторинга авторы проекта используют для построения карты здоровья почвы в регионах, где проходит акция.
- Чтобы узнать о здоровье почвы, в землю, на глубину около 50 см, нужно закопать хлопковое белье и не выкапывать его через 8 недель.
- Резинку желательно оставить на поверхности — это поможет запомнить, где «похоронена» вещь. В Австралии такое требование убрали, поскольку трусы часто выкапывали животные, не давая им разложиться.
- После закапывания белья нужно выложить пост в соцсетях с хештегом #SoilYourUndies.
- Через 2 месяца необходимо достать вещь. Чем хуже она будет выглядеть, тем лучше состояние почвы. Сгнившее белье будет признаком того, что в почве достаточно микроорганизмов, благодаря которым получается перегной.
В 2018 году фермеры из департамента Вар на Лазурном берегу Франции закопали 200 трусов, чтобы выяснить, насколько здорова почва на их участках. В 2020 году Французский сельскохозяйственный совет призвал фермеров северо-востока страны участвовать в акции и тоже закопать белье.
В 2019 году к проекту Soil Your Undies присоединилась Канада. Местный Совет по сохранению почвы просит зарывать белье в землю каждый год во время Национальной недели охраны почв — в третью неделю апреля.
В 2021 году закопать трусы предложили фермерам в Эстонии — в этом году в стране прошлакампания Mullapüksid 2021 («Земляные трусы 2021»). Участникам акции выдали исподнее из 100%-ного хлопка, которое нужно было зарыть и оставить в земле на 8–10 недель. Затем вещь нужно будет выкопать и посмотреть, насколько она разложилась.
В Швейцарии похожую акцию в этом году планирует провести Научно-исследовательский центр Agroscope. Он отправит 2 тыс. хлопковых трусов владельцам садов и фермерам. Им всем нужно будет закопать белье, но одним придется достать его через месяц, другим — через два. После этого трусы нужно будет сфотографировать и отправить снимки ученым, чтобы те проанализировали полученные данные и сделали вывод о состоянии почвы в разных регионах страны.
Необычные способы помочь окружающей среде
В начале 2000-х вслед за британским художником Полом Кертисом по всей Великобританиии в других европейских странах, а также в Бразилии и Южной Африке появились так называемые «граффити наоборот», когда художники начали создавать работы, просто процарапывая грязь, скопившуюся на стенах тоннелей и на других поверхностях.
- «Граффити наоборот» взяли на вооружение многие компании, например Coca-Cola, как экологичную форму маркетинга.
- Такая реклама носит временный характер, и нанести ее можно с помощью безвредных или биоразлагаемых материалов.
В 2013 году мир охватил флешмоб «Танцуй и утилизируй». Он прошел в Южной Корее, Австралии, Великобритании и США.
- Участники акции танцевали в различных местах, пытаясь привлечь внимание к важности вторичной переработки отходов.
- Движение, костюмы и реквизит выбирали соответствующие: например, собравшиеся танцевали в форме рабочих-мусорщиков или вокруг баков для отходов.
В 2018 году шведская экоактивистка Грета Тунберг основала международное общественное движение «Школьная забастовка за климат» или «Пятницы ради будущего», участники которого потребовали от политиков «быстрых и решительных действий» по борьбе с глобальным потеплением.
- Все началось с того, что Тунберг начала выходить с одиночными пикетами к зданию шведского парламента с плакатом «Школьная забастовка за климат».
- Затем к активистке присоединились и другие молодые люди по всему миру, которые тоже прогуливали учебу в этот день.
- На «глобальных забастовках» в марте и мае 2019 года собрались сотни тысяч школьников из разных стран, а количество участников на «глобальной неделе» забастовок в сентябре 2019 года составило 6–7 млн человек.