Более 80 лет прошло с тех пор, как в безвестном селе Герхожан (позже Нижний Баксан, а ныне Тырныауз), приютившимся в горном ущелье, было сделано одно из выдающихся геологических открытий – вольфрамо-молибденовый клад в осыпях хребта Уллу-Тырныауз.
Построенный комбинат по обогащению вольфрамо-молибденовых руд стал градообразующим предприятием Тырныауза.
Весь комплекс Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината: рудник, дробильные установки, канатная дорога, обогатительная фабрика - начал работать с полной нагрузкой, уже в сентября 1940 года. Все эти события происходили в период массовых репрессий, которые коснулись и тех, кто стоял у истоков Тырныаузского комбината.
В преддверии войны появилась угроза нехватки количества рабочих из-за мобилизации и необходимость в привлечении заключенных из лагерей НКВД. Таким образом, Тырныаузский комбинат с 1937 по 1952 годы был в прямом подчинении НКВД, где основным контингентом среди рабочих являлись заключенные. Лагерь был ликвидирован в 1952 году.
В местной газете "Сталинец" от 16.03.1945 года был напечатан следующий текст телеграммы:
"Начальнику комбината, майору Г. Шиши. Нарком т. Берия приказом от 3.03.1945 г по итогам работы строек за прошлый год признал строительство Тырныаузкомбината лучшей стройкой НКВД по 2-ой группе и объявил благодарность коллективу комбината с высокой оценкой его работы в 1944 году. Желаю успехов".
И подпись: Начальник ГУЛГМП НКВД СССР Захаров. ГУЛГМП расшифровывается как Главное управление лагерей горнометаллургических предприятий.
В годы Великой Отечественной войны вместе со строительством комбината началась и закладка рабочего городка. В пойме реки Баксан, расположенной более чем 1500 метров ниже месторождения молибдена, начали строить жилые дома для рабочих рудника. Чтобы найти свободные площади для застройки, теснили лес на склонах, а иногда и сами горы. Так в начале 40-х годов здесь проживало более 3 тысяч человек, но мирный труд был нарушен началом Великой Отечественной войны.
В 1942 году, когда фашисты через Северный Кавказ рвались к бакинской нефти, горнорудное предприятие только-только становилось на ноги. Практически все взрослое население Нижнего Баксана было занято на его промышленных и вспомогательных объектах. С приближением врага стала очевидной опасность захвата комбината, производившего стратегическую продукцию – вольфрам и молибден. Да и оставаться на оккупированной территории было смерти подобно. Приняли решение эвакуировать население Баксанской долины, вывести войска и военную технику, вынести ценный молибденовый концентрат и наиболее ценное оборудование, а предприятие взорвать.
Подрывники с главным инженером, так заложили заряды для подрыва, чтобы можно было быстро восстановить объект. Вместе с тем характер разрушений должен был создавать видимость бесполезности восстановительных работ. После взрыва весь личный состав комбината с детьми и пожилыми людьми, молибденом и вольфрамом в рюкзаках совершил переход через Кавказский хребет...
Так, семьдесят восемь лет назад состоялся беспрецедентный переход жителей поселка Нижний Баксан (ныне г. Тырныауз) через перевал Бечо – один из горных проходов в отрогах Главного Кавказского хребта. Эта героическая страница Великой Отечественной войны навсегда вошла в историю горняцкого города и некогда гремевшего на всю страну флагмана индустрии республики – Тырныаузского ордена Трудового Красного Знамени вольфрамо-молибденового комбината.
Когда немцев вышвырнули с Кавказа, комбинат был восстановлен в считанные недели. Уже в апреле-мае 1943 года была открыта новая страница в истории Тырныауза - восстановление и пуск первой очереди комбината. А с 1-го января 1945 года комбинат повторно вступил в строй действующих.
В советский период комбинат обслуживал главным образом нужды оборонной промышленности, где вольфрам использовался для получения высокопрочной стали, но с резким сокращением оборонного заказа производство стало убыточным и начало сокращаться, и в 2000-е годы комбинат стал банкротом.
Первая мощная инфоволна по возрождению Тырныаузского горно-обогатительного комбината была в 2015-м, вторая в 2018-м, но за этим ничего не последовало.
Дальше всех пошли в правительстве КБР, заявив, что не надо зацикливаться на вольфраме, а надо создать на базе ТВМК целый КЛАСТЕР компаний цветмета Северо-Кавказского федерального округа.
Был заявлен годовой план: 2 млн тонн руды; 13 тысяч тонн концентратов меди, вольфрама и молибдена, 6 тысяч тонн вольфрамового ангидрида!
Дедлайн по кластеру СКФО - 2022 год, но конь не валялся даже по Тырныаузу: нет никакой фабрики, нет даже проектно-сметной документации! Нет и резидентов. Если что, Минкавказа, которое должно было их искать, уже тоже нет...
Да и восстанавливать там давно уже нечего.
В настоящий момент некогда одно из крупных предприятий горнодобывающей промышленности превратилось в руины, инфраструктура полностью уничтожена и разграблена. Процветающий в Советское время моногород, пустеет и медленно умирает.
Так же, ускорил отток населения из Тырныаузе, в 2000 году сошедший мощный сель, когда была затоплена и уничтожена половина города, разрушена дамба...
Экономическая депрессия поспособствовала возникновению в регионе бандформирований. В октябре 2010 года в одной из заброшенных шахт ТГОК спецназом ФСБ и МВД России проводилась спецоперация по ликвидации засевших там боевиков.
Позже во избежание их дальнейшего использования боевиками и криминальными элементами все выходы из шахт Тырныауза было решено замуровать.
Вообщем идея по восстановлению комбината в целом, весьма сомнительная. Те, кому довелось поработать там в советские времена, говорят о том, что комбинат и в те времена был планово убыточным. Руда бедная - 70 грамм вольфрама на тонну. Да и гора, не сплошная руда. Экскаваторы, буровые станки, грейдеры, самосвалы неделю могли работать на вскрышу пустой породы, которую отвозили и высыпали в отвал. А когда натыкались на рудное тело, то его могли выработать всего за пол смены.
Но, естественно, Правительство КБР никогда не откажется от денежных вливаний в республику, и будет убеждать народ: "вот восстановят Гок - заживем!" Вольфрам, молибден, золото, нефть - все рентабельно, только деньги давайте. Но разумно ли вкладывать в то, что потом будет работать в убыток?! Да и не закрылось бы предприятие, будь прибыльным. Но в России тратить не рационально бюджетные деньги давно уже стало традицией. А добрая половина, госсредств и та осядет в карманах бесчисленной вереницы чиновников, чьи рты и так кормит простой народ, который сам хлеб с маслом не всегда видит...
К сожалению, о нравственности чиновников в России давно уже не приходится говорить.
Тырныауз - ворота Приэльбрусья. Будь бы в Европе такие ворота, город бы сделали спа-курортом, центром высокогорной экологической продукции и тд.
А пока суд да дело: в регионе до сих пор разбираются с экологическим наследием комбината. В 2017 году была произведена рекультивация Тырныаузского хвостохранилища, куда десятилетиями свозились так называемые «хвосты» - отходы переработки руды (установлены опасные концентрации многих элементов :мышьяк, свинец, цинк, кобальт, никель, медь, сурьма, хром, барий, ванадий). А с момента полной остановки предприятия в запустение пришли и сами карьеры.
Если статья понравилась, ставьте лайки подписывайтесь на канал задавайте вопросы в комментариях.