Вот такой забавный агрегат получилось собрать из моего мотоблока "Салют-100" с помощью гусениц и отвала производства Всеволожского ремонтно-механического завода (ВРМЗ).
Интересно? Тогда давайте по порядку
Ну, во-первых - зачем
Тягать плуг, конечно, такая штука вряд ли поможет, скорей навредит. Но вот отвалом поработать - как раз милое дело. Скажете: не нужно? А зимой?
Я, как уже ранее рассказывал, мотоблок брал не столько для вспашки, сколько для хозяйственных работ. Сейчас идёт стройка и предстоит немало с землёй повозиться для профилирования участка. Нужно разгребать отвалы от копки колодцев, траншей и прочих ям.
Конечно, я понимаю, что одним мотоблоком здесь не справиться. Но если он хотя бы одну смену тракторную мне сэкономит, то стоимость гусениц уже почти окупится! А вот зимой на расчистке проезда вообще без вызова трактора смогу обойтись, а значит и отвал окуплю пусть не за год, так за два.
Итак, во-вторых - почём
В заводском магазине: гусеницы - 20 тыс (подорожали буквально накануне 😕), отвал - около 6. Плюс доставка. Много это или мало каждому самому решать: смотря насколько нужны. Но для сравнения: любые другие гусеницы для мотоблоков стоят раза в два дороже.
По лопатам/отвалам разброс цен больше, и этот из категории дорогих. Но нужно отметить, что и сделан он очень солидно: металл около 3 мм, рёбра жёсткости, регулируемая по высоте и углу навеска, поворотная ручка, сменные ножи и резиновая проставка для уборки снега (чтобы плитку не попортить). Плюс опорные чашки для регулировки просвета.
Весит всё это добро около 20 кг. Те отвалы, которые раза в полтора дешевле (есть такие, кстати, и в ассортименте ВРМЗ) - гораздо более хлипкие и предназначены максимум для уборки снега. Многие сами мастерят отвалы из бочек, но опять же, лёгкие. Глину и щебёнку ими уже не поравняешь, разве что песок.
Но поподробней всё же хочу рассказать про гусеницы: думаю, многим будет интересно
Завод пошёл путем создания максимально простого и, насколько это возможно, бюджетного решения: модуль не заменяет, а навешивается на штатные колёса мотоблока. Поэтому кроме гусениц в него входят силовые кронштейны, с узлами крепления, прокрутки и натяжения.
Поставляется комплект в коробке, размерами примерно 50х50х50 см. Гусеницы представляют собой прочную многослойную ленту, к которой прикреплены металлические скобы-уголки. Насколько такое решение будет надёжным - покажет время и испытания в полевых условиях. Но в целом продукция завода известна своим качеством.
Я перед покупкой пообщался с инженером завода: хотел уточнить нет ли каких-то решений для дифференциальной прокрутки гусениц. Всё-таки разворачивать такой агрегат, особенно на месте, без разницы вращения полуосей должно быть тяжело. Он ответил, что поставляемые в комплекте полуоси - без дифференциалов. Но они уже несколько лет пользуются такими гусеничными модулями у себя на заводе, и проблем с маневрированием нет, так как гусеницы достаточно короткие.
Да, компактность (и на мотоблоке, и в транспортном положении) - одно из основных преимуществ такого модуля. Фактически, гусеницы не выступают за габариты моего Салюта, что позволяет использовать с ними и переднюю и заднюю подвески.
Необходимо, правда учитывать, что с гусеницами ширина мотоблока приближается к метру. А значит, такие насадки, как снегоуборщик (60 см) с гусеницами не повозишь. Но отвал, щётку и косилку - вполне.
И, конечно, можно прицепить тележку или адаптер и получить гусеничный трактор 🚜 Но нужно учитывать, что такие гусеницы не подойдут для глубокого рыхлого снега или топкого грунта: площадь опоры из-за решётчатой конструкции небольшая. Металлические уголки могут покоцать и поверхность асфальта/бетона. Но на укатанном снегу, травяном покрове и скользкой поверхности земли они должны быть лучшими.
Обязательно проверю, сниму видео и поделюсь опытом. А пока:
Пара советов по сборке
1️⃣ Сначала наденьте гусеницы на колёса, потом заводите к ним собранные кронштейны.
2️⃣ В защитных чашках торцевых роликов есть пазы, в которые нужно завести перекладины кронштейна, чтобы вставить полуоси колёс в ступицы.
Надо отметить, что всё хорошо стыкуется, все отверстия на месте и нужного диаметра, зазоров минимум. Мне понадобилось для Салюта, у которого передняя навеска не предусмотрена, устанавливать сразу два переходника: для отвала и для гусениц. Оба встали вместо подножки, болты подошли.
Для регулировки натяжения гусениц используются обычные болты с гайками и контргайками - решение простое, но вполне надёжное. А главное - легко можно заменить, если износятся.
В итоге собирается вот такая внушительная машина. Даже без адаптера она вполне себе трактор: общий вес около 120 кг.
В заключение скажу, что и гусеницы, и отвал на ВРМЗ выпускают для всех моделей мотоблоков, по крайней мере, для наиболее массовых на нашем рынке. Поэтому, наверное, и окрашены металлические детали, если вы обратили внимание, в синий цвет: самых распространённых у нас мотоблоков Нева.
При заказе нужно выбирать модель именно для вашего мотоблока: у них разные номенклатуры, подробности можете посмотреть на сайте производителя.
*️⃣ Что ж, я пока покупкой доволен. В мае вывожу на испытания: посмотрю насколько оправдаются ожидания и не выявятся ли какие-то неочевидные косяки: например, не станет ли грунт забиваться в катки и между колёсами/гусеницами... Завод рекомендует контролировать натяжение, при этом в инструкции сказано, что колёса могут иногда проворачиваться внутри гусениц. У меня покрышки пластиковые: с одной стороны - дубовые и скользкие, с другой - не жалко если сотрутся. Вот и проверим.
Если вам тоже интересно - голосуйте за статью. Есть вопросы или опыт пользования - давайте обсудим в комментариях. Отзывов и видео по ним мало, будем вместе разбираться.
Что ещё может быть интересно:
Совет по выбору бензо- и электропилы, а точнее комплекта из того и другого вместе
Властелин электротяги: подключает любой двигатель на 380В к сети 220В
Как из одного конструктора за 8 тыс. получить несколько хороших вариантов пневматики?