Какой ассоциативный ряд возникает у Вас при слове Китай? Да-да! Мировой экспорт и передовые технологии! В целом, Китай известен не только молниеносным и качественным развитием ИТ области, но и особой заботой о безопасности граждан Поднебесной.
Одна из первых директив о регулировании шифрования вышла еще в 1999 году. Она регламентировала работу с тематическим ПО и железом. В 2007 году Китай обновил свою «классификацию многоуровневой системы защиты» (MLPS), которая лежит в основе законов, охватывающих сферу кибербезопасности. На одной из встреч по вопросам безопасности и информации в 2014 году президент Си Цзиньпин дал напутствие сделать ИТ-безопасность приоритетом для страны. Ну а в 2016 мир наблюдал за принятием знаменитого закона о “Национальной безопасности” Китая, в котором особое внимание уделено сбору, хранению и использованию ПД китайских гражданах и информации, имеющей отношение к национальной безопасности (подобные сведения должны храниться внутри страны).
C одной стороны, это генерирует дополнительные правила и регулирование, что затрудняет сотрудничество и работу иностранных корпораций на территории Китая, но, с другой стороны, служит развитию технологического превосходства Китая, а также усердию иностранных корпораций! Будем разбираться!
Итак, в 2016 году, правительство Китая обязало интернет-провайдеров к сотрудничеству с властями, установило запрет на экспорт данных о китайских гражданах, а также ввело обязательную сертификацию ИТ-оборудования.
Безусловно, расширяющийся перечень требований в ИТ-направлении дает местным компаниям преимущество перед иностранными. И не безосновательно, ведь это звучит в унисон с китайской политикой импортозамещения.
Барьеры?
Ситуация для местных китайских компаний, использующих в работе зарубежные ИТ-системы, усложнилась. Ранее китайские данные направлялись в иностранные глобальные дата-центры для оценки и анализа рисков, теперь Китай создает центры подобного профиля самостоятельно.
Закон о кибербезопасности был применен ко всем предприятиям и операторам в критически важных секторах, и по существу к любым системам, состоящим из компьютеров и сопутствующего оборудования, которое собирает, хранит, передает и обрабатывает информацию. Вместе с тем регулирование предусматривает обязательное тестирование и сертификацию оборудования сетевых операторов и запрещает экспорт за границу экономических, технологических или научных данных, которые представляют угрозу национальной безопасности или общественных интересов.
Некоторые из положений закона вызвали достаточно неоднозначную реакцию, даже негодование иностранных партнеров. Более 50 европейских, американских и японских корпораций подписали письмо, обращенное к премьер-министру Ли Кэцяна, где выражалась обеспокоенность тем, что новое законодательство будет препятствовать работе иностранных компаний в Китае.
Бум Единорогов!
Но вот, что интересно, в 2019 году организация Hurun Research Institute опубликовала результаты одного из исследований о том, что в Китае насчитывается уже в разы больше стартап-единорогов чем в США. Этому, конечно же, способствовала новая политика КНР. К 2019 году Китай насчитал 206 ИТ-разработчиков, рыночная стоимость которых превышала $1 млрд.
В конце января 2019 года гонконгская исследовательская компания Hurun Report опубликовала исследование, в котором сообщалось: почти каждые 4 дня в Китае появляется новый «Единорог» (Startup с рыночной капитализацией от $1 млрд.).
На момент 2020 года Китай уже в несколько раз стал опережать США по темпам роста расходов на Информационные Технологии. Максимальным пользовательским спросом пользуются облачные и SaaS-решения, LTE, планшеты и многое другое.
В середине мая 2020 г Правительство Китая решило активизировать усилия в сфере развития ключевых технологий и запланировало вложить в экономику порядка $1,4 трлн на разработку 5G, беспилотных автомобилей, искусственного интеллекта и ряда других технологий. Утвержденный план рассчитан на реализацию в течение 5 лет до 2025 года, затронув развитие городских инфраструктур и частных технологических компаний, например Huawei Technologies, которых также будут привлекать к ИИ-разработкам государственного масштаба.
Наблюдая успех регулирования ИТ-индустрии и киберпространства, в 2020 году китайское правительство принимает закон с обновленными правилами безопасности для местных компаний, которые закупают сетевое и другое технологическое оборудование, не предназначенное для внутреннего пользования. Согласно закону компании должны предоставлять подробные отчеты о влиянии закупаемого ИТ-оборудования на безопасность нации.
Как показывает практика, тенденция обеспечения кибербезопаности Китая будет продолжаться и возможно даже усиливаться, генерируя новые препятствия для иностранных компаний и новые возможности для местных компаний. Но это означает лишь одно, сложившаяся рыночная ситуация станет естественным фактором отбора сильнейших из сильнейших, кому все-таки удастся прорваться на Китайский рынок и найти точки соприкосновения.
Startup Huddle или чем iPavlov готов покорить Китай
В марте 2020 года iPavlov приняла участие в Startup Huddle Центра предпринимательства ассоциации Экспортеров и Импортеров, где Генеральный Директор iPavlov Лоран Акопян выступил с докладом: “Виртуальные цифровые ассистенты «iPavlov»: корпоративный нейроинтеллект Большого Бизнеса”, где поделился преимуществами многофункциональной платформы виртуальных цифровых ассистентов iPavlov, предложив несколько кейсов потенциального сотрудничества российской и китайских компаний.
Стремление инновационной ИИ-компании покорить Китайский рынок небезосновательно! iPavlov является легендарным продолжением проекта “НейроИнтеллект iPavlov”, главный продукт которого Open-source библиотека DeepPavlov широко известна в Китае, который входит в тройку лидеров по скачиванию ресурса (общее количество скачиваний open-source библиотеки Deep Pavlov и установок за 2019 год достигло 52 362 (из них 41% - США, 14% - Китай, 10 % Россия, 35 % - другие страны, что составило пятикратный рост установок библиотеки с начала 2019 года).
На данный момент в рамках оптимальной умной стратегии выхода компании на китайский рынок, iPavlov выделяет тактику установления партнерских отношений с местными китайскими компаниями, способствующих дистрибьюции уникального платформенного решения iPavlov среди китайских корпораций. В связи с этим, предлагаем поподробнее ознакомиться с технологическими преимуществам iPavlov Intelligent Virtual assistant platform.
iPavlov Intelligent Virtual Assistant (IVA Platform)
Мультифункциональная чат-бот платформа iPavlov с использованием NLP моделей отличается широким спектром возможностей и сфер внедрения: виртуальные HR, IT и Sales-боты для крупных корпораций, банковская отрасль (iPavlov Banking AI), решения для Интеллектуальной транспортной системы (ИТС, англ. Intelligent transportation system), автоматизация колл-центров, система поддержки принятия врачебных решений (iPavlov Neuroimager & Neuroscanner), обработка обращений населения, решения “умное жкх”, индустриальные системы поддержки принятия решений (iPavlov Smart City), вопросно-ответные решения и многие другие.
Полный цикл внедрения IVA Platform включает: постановку бизнес-задачи, графическую визуализацию, инжиниринг данных, обучение Цифрового Ассистента (далее ЦА), интеграцию с внешними системами, тестирование и доработку, а также бизнес-аналитику. Комплексный платформенный подход ЦА компании позволяет также дорабатывать сценарии взаимодействия агент-ЦА, коррелируя его таким образом с развивающимися и растущими потребностями корпорации.
Цифровые ассистенты iPavlov обладают функционалом распознавания и генерации речи, включают в себя модели обработки текста (Context QA, ODQA, Ranking, Intent classification, Insult detection, Spelling correction, Entity recognition), а также дополнительные навыки, построенные с помощью различных инструментов: ODQA, DSL, AIML, RASA.
Безусловно, необходимо сделать поправку на сложность возможного лингвистического барьера, ведь китайский язык является одним из самых трудоемких для перевода и понимания. Однако, у компании есть успешные опыты лингвистической адаптивности Цифрового Ассистента на примере сотрудничества с компаниями Арабских Эмиратов, где ЦА в рамках задачи анализа неструктурированных текстов и информации, а также автоматизированного скрининга пространства социальных медиа, социальных сетей и СМИ, поддерживал и распознавал множество диалектов сирио-палестинской группы, распространенных способов искажения и транслитерации.
Если сконцентрироваться на конкретных кейсах, то пожалуй, компания акцентировала внимание экспортеров и импортеров на двух аспектах:
1) ЦА для осуществления централизованного кадрового учета и других задач HR
2) ЦА для предприятий в рамках платформенного решения “Умная промышленность”.
Кейс 1. ЦА в сфере HR: iPavlov Smart HR Bots.
В 2020 году примером одного из успешно апробированных кейсов iPavlov внедрения Информационной системы «Цифровой ассистент» для HR стал Интеллектуальный помощник на государственных предприятиях организационного периметра (около 80 филиалов), осуществляющих централизованный кадровый учет посредством ИАСУП.
Система представляет собой инструмент, нацеленный на:
- Повышение удобства и оперативности получения информационно-консультационных услуг и информационных сервисов за счет взаимодействия с одной системой на естественном языке;
- Создание основы для повышения эффективности процессов оказания сервисной, консультационной и технической поддержки пользователей;
- А также создание основы для реализации голосовых интерфейсов управления при взаимодействии с ИС.
Объектами автоматизации стали поддержка: взаимодействия с пользователем на естественном языке, обеспечение оперативного доступа к отдельным кадровым информационным сервисам, а также оперативного доступа к отдельным информационным сервисам технической поддержки, и к информации по отдельным процессам отрасли (адаптация новых работников и т.д.).
На этапе проектирования были сформированы точные реализуемый состав функциональных модулей ЦА:
- Диспетчер сообщений;
- Платформа обработки естественного языка;
- Менеджер настройки и исполнения диалоговых сценариев;
- Модуль вопросов-ответов.
В рамках выполнения работ по Проекту было выполнена: реализация, настройка и тестирование программно-технических компонентов Системы в соответствии требованиями ТЗ, взаимодействие Системы со смежными системами, интеграция с которыми предусмотрена требованиями настоящего ТЗ, настройка и тестирование прикладного программного интерфейса (API) Системы для обеспечения возможности интеграции ее основных функций в другие корпоративные ИС. Было также выполнено первоначальное наполнение Системы данными: нормативно-справочная информация, настройка ролевой модели, заведение диалоговых сценариев, конфигурирование интеграции и многое другое.
iPavlov разработала уникальный удобный интерфейс системы с учетом корпоративного стиля Заказчика:
- Язык интерфейса – русский, с дополнительной встроенной возможностью добавления дополнительных языковых пакетов.
- Локализация интерфейса (форматы отображения дат, времени, чисел) – российская (возможность дополнения локализации Системы, а также ее оперативное переключение пользователем).
- Элементы интерфейса были выполнены в едином стиле (шрифт, графические элементы интерфейса и пр.), рабочие элементы должны отличаться от заблокированных (в случае невозможности выполнения какого-либо действия).
- Все сигналы об ошибках или ошибочных действиях сопровождались подсказкой о дальнейших действиях.
В рамках Системы были предусмотрены: штатный, сервисный и аварийный режимы работы, где к последнему был разработан особый уникальный функционал сохранности информации и конфиденциальности данных при внештатных ситуациях.
Особое внимание уделялось стойкости при нагрузке Системы порядка: уникальных пользователей – до 200 000, максимальном количестве одновременно работающих пользователей в – до 5000 пользователей, режим эксплуатации – 24 часа х 7 дней в неделю.
iPavlov также провела ряд консультативных услуг по работе сотрудников в Системе, что является очень важным фактором грамотного внедрения ЦА в эксплуатацию и нивелирования стресса сотрудников организации и возможных ошибок взаимодействия “человек-ЦА”.
Требования к взаимодействию со смежными системами были учтены и соблюдены. Архитектура Системы была апробирована на соответствие действующему регламенту и иным нормативным документам Заказчика.
Особое внимание было уделено обеспечению защиты информации Системы. iPavlov внедрила особую подсистему защиты информации на всех стадиях жизненного цикла Системы, которая обеспечивала условия обработки информации в соответствии с требованиями к многопользовательским системам с различными уровнями доступа пользователей.
Кейс 2. Платформенное решение iPavlov: ЦА для предприятий:
Другим потенциальным кейсом внедрения на китайский рынок iPavlov выделила платформенное решение ЦА для предприятий, которое позволяет грамотно автоматизировать процесс потребления ресурсов, что значительно экономит бюджет страны, а главное поддерживает здоровую экологию, что неимоверно важно в стране с плотностью населения порядка 1 442 965 000 человек (2021 год).
В основе платформы цифровых ассистентов для предприятий находится сервер, который собирает и консолидирует в себе: данные с датчиков, 3D модели, информацию о работе оборудования, инструкции, технологические процессы, учебные и методические материалы, электронные паспорта и многое другое. Также возможна как автономная работа платформы, так и создание на ней интеграционных модулей для внедрения в системы предприятия САПР, ERP, PLM, 1С и др.
Цифровой ассистент, по запросу пользователя, демонстрирует инструкции, логичность и правильность действий и дополнительные параметры, выводит необходимые данные с датчиков и оборудования. Для запроса используются технологии NLP. ЦА также включает голосовое управление, интеграцию с чат-платформами (telegram, Whatsapp и др.), системау поддержки принятия решений: на основе цифровых моделей оборудования выводятся данные с датчиков и строятся прогнозные модели технологического процесса (вероятность возникновения брака, выход того или иного оборудования из строя). В случае превышения критических значения система подает сигнал тревоги заданному оператору и, если необходимо, автоматизировано корректируются параметры работы оборудования.
Заключение
iPavlov не останавливается на достигнутом, открыта к диалогу с китайским ИТ-сообществом мира Цифровизации. Компания активно работает над подробным анализом китайского рынка для предоставления точных и необходимых ИИ-решений, адаптивных под особенности китайской национальной культуры и потребностей. Миссия компании отражает ее главные ценности: сделать жизнь каждого человека проще, освободить время семьи для проведения досуга совместно, оптимизировать работу предприятий для грамотного распределения человеко-ресурсов, что сказывается напрямую на благосостоянии граждан.
Sincerely yours,
iPavlov.ai