Некоторые дети практически с пелёнок имеют собственное мнение и ярко выраженную стратегию поведения. Но это скорее исключение, чем правило. Большинство наших чад – впрочем, как и мы сами в детстве – слишком застенчивы, боятся высказывать свою точку зрения или не имеют её вовсе. Сегодня поговорим о том, как научить школьников иметь собственное мнение и не бояться его озвучивать.
Не всем хочется и необходимо быть лидерами. Этого и не нужно. Но иметь свой взгляд на разные вещи и уметь его обосновывать – очень важный навык. Причем именно навык, поскольку он формируется и его можно натренировать. Если вы поможете своему школьнику научиться – независимо от других людей или обстоятельств – понимать, что по тому или иному поводу думает он сам, то этот навык станет одним из самых важных для всей его последующей взрослой жизни. Ваши сын или дочь вырастут самодостаточными, с независимым мышлением – и, безусловно, более счастливыми. Потому что никто не сможет навязать им свою волю или ими манипулировать.
А вот что по этому вопросу думают директора Yummy United. Говорит Вита С. (12 лет, Москва): «Я, как мне кажется, очень уверенный в себе человек и всегда, когда у меня есть идея или собственное мнение, стремлюсь их высказать. Например, однажды мои друзья играли в баскетбол. Один мальчик хорошо играл, но был младше всех и его захотел обидеть старший мальчик. Он сказал, что тот плохо играет. Я заступилась за младшего мальчика и сказала, что он играет хорошо. Старшему мальчику стало неудобно, и он перестал обижать младшего и говорить ему что-то обидное. Если ребенок застенчивый, я считаю, что ему нужно учиться не стесняться. Потому что в будущем ему может пригодиться навык высказываться, когда это необходимо. Можно попросить взрослого научить преодолевать застенчивость и высказываться, а можно посмотреть, как это делают одноклассники».
Слово – директору YU Элеоноре Х. (8 лет, Казань): «Я всегда стараюсь высказать свое мнение, когда мне что-то не нравится. Хотя не всем это приятно слышать. Например, мне на день рождения родители хотели подарить планшет и даже уже его выбрали. Но я отказалась, так как захотела набор для рисования. Родители меня стали уговаривать согласиться на планшет, но я не поддалась на уговоры. Родители были удивлены. Я думаю, если человек не согласен с собеседником, то он обязательно должен высказать своё мнение, чтобы получился диалог. Но не унижая собеседника, а уважая его».
Давайте рассмотрим несколько важных принципов для того, чтобы научить ребёнка формулировать и затем высказывать собственное мнение.
Принцип №1: слушать и слышать
Это базовый принцип, с которого начинается самоощущение ребенка как личности. Пока он растет, родители для него – самые главные люди в жизни. Каждый день он пытается быть увиденным и услышанным. Если вы не научитесь слышать, что пытаются сказать вам ваши дети (даже если на первый взгляд это что-то банальное и незначительное) – ваш ребенок всю жизнь будет пытаться завоевать чужое внимание, любовь и уважение. А всё потому, что когда он рос и формировался, в собственной семье его не воспринимали как личность. Поэтому если ваш школьник начинает что-то вам говорить – отвлекитесь от всего остального и внимательно его выслушайте.
Принцип №2: общаться на равных
Постарайтесь общаться с вашим ребёнком не с позиции старшего, а на равных. И даже если то, что он вам говорит, покажется малозначительным или неважным – всё равно отнеситесь к этому серьёзно, без иронии и насмешек. Это с позиции вашего возраста и опыта детские мысли и переживания могут показаться не заслуживающими внимания. А ребёнок в этот момент открывает для себя какую-то часть мира, параллельно формируя свою реальность. Привыкнув общаться на равных, ваш школьник будет более уверен в себе и сохранит эту модель коммуникации и в будущем.
И еще важный момент: если вы принимаете какое-то решение – и особенно если оно не нравится ребёнку – подробно объясните ему, почему вы поступаете именно так. Фраза «Потому что я так сказала!» – это не объяснение, а констатация факта. Ею вы показываете детям, что их мнение ничего для вас не значит. Кроме того, ребенок со временем поймет, что подчиняться и следовать чужим решениям гораздо проще, чем принимать собственные решения и отстаивать их.
Принцип №3: самостоятельно принимать решения
Кстати, о решениях. Приучайте детей с раннего детства принимать свои собственные решения. Спрашивайте, к примеру, какую футболку (платье, брюки и т.д.) он сегодня хочет надеть. Куда он предпочитает поехать с вами в выходной. Какие кружки или секции ему интересны. Что бы он хотел подарить на день рождения другу и т.д. Вы можете его максимум подтолкнуть к решению – но не решать за него. Неумение сделать выбор с возрастом выльется в неуверенность и избегание ответственности.
Принцип №4: давайте ребенку побыть главным
Это очень интересный психологический и мотивационный прием. Время от времени нужно позволять вашему школьнику побыть самым главным в семье и принимать некоторые решения за всех ее членов. Например, выбрать из нескольких подходящих вариантов куда вся семья поедет летом отдыхать. Или что будет у семьи на ужин. Или как назвать младшего братика/сестрёнку. Такие решения дадут ребенку возможность почувствовать себя взрослым, ответственным. Он ощутит, что его ценят, уважают и признают его авторитет.
Принцип №5: нет контролю и гиперопеке
Конечно, каждому родителю хочется подстраховать детей от совершения ошибок, поделиться опытом, научить тому, что понял сам. Но очень часто это переходит в гиперопеку и подмену мыслей и желаний школьника своими собственными. Постарайтесь меньше контролировать, давать больше свободы в принятии решений, уступайте. Это позволит вашему сыну или дочери вырасти уверенным, самодостаточным человеком.
Принцип №6: критическое мышление
Развитие этого навыка поможет ребенку рассматривать разные точки зрения и формулировать собственное мнение. Для этого нужно сделать привычкой обсуждать с ним различные темы, желательно спорные. Первое время показывайте школьнику, как можно приводить аргументы и «за», и «против», как их обосновывать. Можно начать с любимых фильмов, книг, а потом постепенно расширять круг тем. Затем задачи можно усложнять. Например, один папа предложил своему сыну интересное задание для такого обсуждения: «Представь, что ты – правитель одной страны в древности. И так вышло, что тебе надо объявить войну соседнему племени. Как ты объяснишь своим людям, своему народу такое решение? Найди убедительные аргументы. Ведь война – это всегда жертвы со всех сторон. В любом случае ваше племя понесет потери. Какие монументальные доводы ты можешь привести в защиту своего решения?». Задания могут быть любыми, главное – чтобы ребенок научился смотреть на проблему с разных сторон.
Принцип №7: умение хорошо говорить
Если человек не может донести до своих собеседников то, что он думает – это сразу кардинально понижает его шансы на успех. Поэтому помогите ребенку развить свои ораторские способности. Мы уже писали об этом в наших статьях «Как сделать ребенка хорошим оратором», «Как научить школьника ораторскому искусству и почему это важно», и «Как научить ребенка успешно вести переговоры». В них вы найдете множество полезных советов и рекомендаций.
В завершении статьи – несколько слов директора Yummy United Элеоноры Х.: «Стеснительный школьник должен научиться отстаивать свою позицию и защищать своё мнение. Просто начать его говорить, вначале среди друзей и одноклассников. Человеку в жизни застенчивость будет мешать. Допустим, на работе или в школе задали какой-то проект или поручили какое-то важное дело. Он захочет что-то сказать, предложить, но у него не получится – потому что он не сможет высказать свое мнение до конца. Он не сможет сказать: «Я сейчас говорю, я так думаю, я хочу предложить...». Поэтому человеку обязательно в жизни нужно научиться преодолевать застенчивость, чтобы его услышали».